Рогатая лисица

Юлия Ручкина
В юности я была несносным подростком. И однажды, после очередной моей провинности, родители, в наказание, вместо обещанной Турции, на летние каникулы отправили меня на хутор к деду Тимофею. Но я тогда и не подозревала, что это будет самое интересное приключение в моей жизни. С этого начну свое повествование.

Дед Тимофей был мне не совсем дед, он был мой прадед. Знала я его плохо, в основном по маминым рассказам, ведь он только пару раз приезжал к нам в гости на какие-то семейные праздники, но всегда присылал всем подарки на дни рождения. В основном это были сушеные ягоды, травы и прочая дикорастущая ерунда, как я тогда считала.

Он рано овдовел, жил один в глухом лесу. В свои восемьдесят четыре года был достаточно крепким стариком и редко болел. Лечился всегда травами, собранными в лесу, ведь до ближайшей аптеки двадцать минут верхом по лесной дороге. Работал он лесничем. Каждый день он вставал в четыре утра, и как только начинало светать, брал свою старенькую охотничью двустволку и шел обходить свои лесные угодья. Это был его лес, дед знал в нем каждую тропинку, поэтому ничто не могло ускользнуть от него. В его обязанности входило выискивать места охоты браконьеров и несанкционированные вырубки, следить за возгораниями в лесу и сообщать об этом в соответствующие органы. Ещё дед Тимофей вызволял животных, попавших в капканы браконьеров, выхаживал их и выпускал обратно в лес. Хотя, это не входило в его обязанности, делал он это с большой любовью. Поэтому в его доме периодически бывали разные животные – то раненый волчонок, то хромой олень или огромная сова с побитым крылом.

Добралась я до хутора поздно вечером. Знакомый деда из деревни, по договоренности, довез меня от станции на телеге, запряженной старенькой клячей. Проведя в дороге несколько часов и утомленная тряской в этом допотопном средстве передвижения, я тут же упала спать даже не поужинав.

Проснувшись, как обычно в обед, я стала оглядывать дом, где мне придётся провести все лето. Дом был небольшой и слегка покосившийся от старости. Маленькая спальня, которую дед уступил временно мне, и просторная кухня с большой русской печкой. Обстановка была скромной - все только самое необходимое. К моему великому ужасу я не обнаружила телевизора, только радиоточку, и та ловила всего три волны.

Интернет здесь тоже не ловил, да и о каком интернете могла идти речь, если мобильная связь не всегда пробивалась. И тут я поняла, что лето будет длинным.
На массивном обеденном столе стоял закопчённый чугунок с еще горячей гречкой и глиняный кувшин с молоком. В животе заурчало, я готова была съесть что угодно. Но даже горячий завтрак не смог поднять мне настроение. Я думала о том, как круто проводят свои каникулы мои одноклассники, кто на жарком берегу Средиземного моря, кто поехал с друзьями на дачу, а меня несчастную запихнули сюда.

Мои мысли прервал стук топора, доносящийся с улицы, и я решила выйти во двор.

- Ну наконец-то встала лежебока, - С улыбкой произнес дед, вытирая пот со лба, - Иди умойся что ли, хочешь прям у колодца, а хочешь, я воды натаскал, вон там стоит в ведре, она потеплее.

– Колодец? – в недоумении подумала я, - куда я попала, каменный век какой-то, наверняка тут и туалета нормального нет? - Чуть позже моя догадка подтвердилась.

- С добрым утром, - С кислым выражением лица произнесла я.

- С добрым, - засмеялся дед Тимофей, - Только уж точно не утром. Умоешься, помоги мне по хозяйству и, если захочешь, возьму тебя с собой на вечерний обход в лес.
Если честно, то мне совсем не хотелось заниматься хозяйством, но делать было совсем нечего и, чтобы как-то убить время, я согласилась.

К вечеру у меня болел каждый сантиметр тела - кролики, куры, коза, конь, и как дед один с ними управляется, а еще и огород, при этом большую часть времени он пропадает в лесу.

- Нет уж, увольте, - подумала я, - Это точно не для меня.
От вечернего похода в лес я отказалась, совершенно выбитая из сил.
Дед Тимофей как раз снаряжался в лес.

- Значит так, покамест меня не будет, приготовь ужин. Печь пока не трогай, позже обучу управляться с ней, в сенях есть маленькая электроплитка. Вернусь как стемнеет, не скучай, и не пугайся рогатой лисицы. – дед ехидно подмигнул и закрыл дверь.

- Что за бред, какая рогатая лисица, - подумала я.

Остаток вечера я провела в попытках добыть и приготовить мамонта. Именно так мне виделся со стороны процесс приготовления ужина на этой доисторической плитке.
Как только стемнело, дед Тимофей вернулся и мы сели ужинать. Вечер был не по летнему прохладный, и после ужина дед затопил печь. Потом заварил чай с какими-то травами и сушеными ягодами, и протянул мне чашку. Я с опаской хлебнула, но чай оказался на удивление очень ароматным и вкусным. После первого же глотка стало тепло и уютно, а мирное потрескивание дров в печи добавляло атмосферы, усталость стала проходить. И я спросила:

 - Дед, а что за рогатая лисица, про которую ты говорил днем?
Дед Тимофей улыбнулся и на его загорелом лице тут же появились миллионы морщинок, а в глазах засверкал огонёк.

- У нас в деревне существует легенда. "Когда-то, давным-давно, в деревне жила девочка сирота, её взяла к себе в дом местная знахарка, живущая одна в глухом лесу. Жители окрестных деревень поговаривали, что она ведьма. Старуха обучила девочку травничеству и различным обрядам, помогающим излечить болезни, научила её жить в гармонии с природой, а главное открыла ей секрет превращения в различных животных. Девочка росла нелюдимой, местные дети дразнили ее, и ей были чужды их игры. Больше всего ей нравилось превращаться в маленькую лисичку и бегать по лесу, играя с животными. Когда ей исполнилось шестнадцать она влюбилась в местного юношу из ближайшей деревни. Девушка тоже приглянулась ему, и юноша стал частым гостем в их доме. В знак любви он подарил девушке серебряный медальон в виде лисьей головы. Знахарка благословила их союз, но этим годом умерла. Родители юноши запретили ему видеться с ведьмой и вскорости женили его на богатой невесте. Девушка долго горевала, да и ушла в лес, с тех пор никто её не видел. Но вскоре местные охотники стали поговаривать, что в лесу объявилась рогатая лисица, которая ревностно защищает лес от жадных охотников и лесорубов, а так же отпугивает тех, кто пытается навредить природе. Юноша продолжал жить с мыслями о своей возлюбленной. Его дети выросли и разъехались, он овдовел и ушел жить в глухой лес, в избушку, где когда-то они были вместе со своей возлюбленной и стал лесничем. Как-то раз, обходя свои угодья, он повстречал лисицу с оленьими рогами. Ему стало любопытно и, подойдя к ней ближе, он разглядел у лисы на шее серебряный медальон, тот самый, который он, будучи юношей, подарил своей возлюбленной. Лиса посмотрела ему в глаза, и по взгляду он узнал в ней пропавшую много лет назад девушку. Но ничего нельзя было уже исправить, горе убило её человеческий образ и она навсегда останется рогатой лисицей. Но он все равно любил ее, даже в облике лисы. С тех пор он стал сутками пропадать в лесу со своей возлюбленной, вместе храня покой и порядок леса."

- Красивая сказка.

- О, это не сказка, многие до сих пор встречают рогатую лисицу в нашем лесу.

- А ты её встречал?

- Конечно, и не раз. Она вроде как моя помощница. Отпугивает браконьеров, запутывает дорожки в лесу тем, кто не бережет природу и предупреждает о пожарах.

- Дед, мне почти шестнадцать, я достаточно взрослая, чтобы верить в подобные росказни. – фыркнула я.

Дед Тимофей засмеялся.

- Вот и ладненько, ложимся спать, завтра рано подниматься. Я уйду часов в пять, тебе завёл будильник на семь, для тебя есть работенка. Займешься делом, пока я не вернусь.

- Что, опять, - расстроено протянула я.

- Да, так теперь будет каждый день. Не переживай, лиха беда начала, тебе тут понравится. – С этими словами он резво запрыгнул на печку и лег спать.

- Сильно сомневаюсь, - почти шёпотом процедила я и поплелась в свою комнату.
Так прошёл первый месяц летних каникул. В будни я вставала в семь. В мои обязанности входило готовка, уборка, надо было покормить животных и убрать за ними, полить по необходимости огород. Днем выпадает немного свободного времени послушать музыку на телефоне или почитать, благо книг в доме было предостаточно. В выходные дед давал мне передохнуть. Подъем был в девять и особой работы дед не давал, так по мелочи, помочь заполнить журнал наблюдений лесничего например. По вечерам мы всегда пили чай и дед Тимофей рассказывал мне что-нибудь интересное о животных. Например то, что лисы выбирают себе пару на всю жизнь, и если кто-то из двоих погибал, второй всю оставшуюся жизнь оставался одиноким.

В один из дней мне все таки стало любопытно, что же дед делает столько времени в лесу, и напросилась с ним, а заодно улучила возможность избежать готовки ужина.
Вечером перед выходом он долго меня инструктировал, - Далеко от меня не уходи, местность тут глухая и дикого зверья много бродит. Громко не разговаривай и не шуми, обувь надень удобную, ходить придётся много. Возьми с собой воды и мой старый перочинный нож.

Получив все распоряжения и сложив все нужное в рюкзак, мы выдвинулись в путь. Но уже через пятнадцать минут я пожалела, что пошла. Комары и мошкара заели меня до смерти, одно их жужжание выводило из себя. А дед все посмеивался.

- Ты для них как деликатес. Вот, возьми эту травку, разомни в руках и потри открытые места, это их отпугнет.

Эта трава воняла так, что, наверное, отпугнула бы и медведя. Но во всяком случае кусать меня перестали. Я включила музыку на телефоне и надела наушники, чтобы не слышать назойливого жужжания. Мы продолжали углубляться в лес, дед мне что-то говорил, но я плохо слышала сквозь музыку в наушниках.

Задумавшись, я и не заметила как потеряла деда из виду и уже достаточно давно шла в неизвестном направлении. Остановившись, первым делом я вынула наушники и пыталась включить на телефоне навигатор. Но безрезультатно, жалкие попытки поймать интернет добили аккумулятор и телефон отключился. Стало страшно, меня пробила дрожь и ужас. Что делать, кричать, а кто услышит, на километры ни одной дороги или деревни. Пару раз я громко позвала деда, но лишь напугала какую-то птицу и в ответ услышала собственное эхо. В панике я побежала не разбирая пути, кусты хлестали меня ветками по лицу, птицы испуганно разлетелись в стороны.

Споткнувшись о корень дерева, я упала и заплакала.

Вдруг, сквозь собственные всхлипы, я услышала как кто-то жалобно скулит. Успокоившись, я стала прислушиваться и идти на звук. В кустах под большой сосной сидел маленький худой лисенок. Приглядевшись, мне стало понятно, что его передняя лапка попала в ловушку браконьера, он яростно пытался вырваться, чем сильно навредил себе. Лапка была вывихнута и сильно перетянута веревкой, а сам он выглядел очень голодным и изможденным, видать просидел тут не один день. Я подошла ближе к дереву, лисенок, увидев меня, испуганно задергался и пытался убежать, веревка натянулась и сильно дернула больную лапу. Он смирился и оставил свои попытки. Первым делом я достала из своего рюкзачка бутылку с водой и дала ему попить. Лисенок жадно лакал воду из моей ладони. Потом, взяв перочинный нож, я обрезала верёвку и взяла малыша на руки.

- А что дальше, куда идти? – Сказала я вслух.
И тут между деревьев мелькнуло что-то рыжее. Я ринулась в ту сторону и увидела лисий хвост. Вдруг из неоткуда прозвучал женский голос:

- Иди за мной...

Повинуясь чарующему голосу я пошла, начало уже темнеть, но яркую рыжую шубку было видно хорошо и я шла вслед за ней. Малыш на руках пригрелся и уснул. Мы шли в полной тишине, я сильно устала, болела ушибленная нога, сколько прошло времени не знаю, но уже стемнело. Внезапно лиса исчезла, а впереди стали слышны человеческие голоса, и с каждым шагом они становились все громче. В какой-то момент я вышла на опушку и узнала наш дом, возле которого толпился народ, на дороге стояла машина с логотипом МЧС. Человек в форме переговаривался по рации. Было шумно, все суетились. Дед Тимофей стоял на пороге и раздавал инструкции толпе.

- Значит так, делитесь на группы по пять человек, прочесываете лес по квадратам, она не могла далеко забрести, лишь бы зверь её не тронул, разошлись мы вот в этом квадрате, поэтому начинаем от сюда.
Люди на секунду замолчали, уткнувшись в карту. Подойдя к толпе и, улучив момент тишины, я робко произнесла,

- Дед, я вернулась.
Все обернулись на меня, дед в слезах бросился меня обнимать и осматривать, не поранилась ли я. Но кроме пары ссадин на лице, синяка на коленке и репейников в волосах со мной было все в порядке.

- Дед, да со мной все хорошо, ему помоги, - Я распахнула куртку и протянула ему маленький рыжий комочек, - Он очень голоден и поранил лапу.

Дед взял лисенка и повел меня в дом. Усадив за стол и разместив лисенка на подстилку возле печи, он вернулся во двор, поблагодарил людей и офицера МЧС, все стали медленно расходится.

Вернувшись обратно, дед затопил печь, заварил мне своего лечебного чаю, а лисенку обработал и перевязал лапу, и дал поесть.

Переодевшись и придя в себя, за ужином я рассказала деду свои приключения, как заблудилась, как нашла лисенка и как меня вывела из леса говорящая лисица.

- И ты не поверишь, услышала я голос и пошла за лисой, так и вышла к нашему дому.

- Ну почему не поверю, очень даже верю, ты же с рогатой лисицей повстречалась. Сначала ты ей не понравилась, она тебе дорожку то и запутала, а потом увидела, что ты спасла лисенка, и решила помочь тебе выбраться из леса.

Я улыбнулась и сделала ещё глоток чая, лисенок налопался и засопел на подстилке.

- Дед, а где… - недоговорив фразу, я ощупывала свою шею.

- Что где? – спросил дед Тимофей.

- Мой серебряный кулончик, который мне подарила мама на день рождения. Видимо когда я бежала по лесу, цепочка порвалась и я его обронила где-то в лесной чаще.

- Это меня жутко расстроило, кулон был мне очень дорог.

- Не переживай, - Сказал дед, - Мне кажется, что он обязательно отыщется.

- Да как он отыщется то, в лесу, - произнесла я, хлюпая носом.

- Ты устала, иди ложись спать, утро вечера, как известно, мудренее.

До конца лета мы с дедом выхаживали лисенка. Когда он отъелся и немного освоился, то оказался очень хулиганистым парнем. Несмотря на больную лапу, везде лез, игрался, по ночам никому не давал покоя, сдергивал одеяло, прыгал по кровати, частенько по утру приносил в постель дохлых мышей, я так думаю в благодарность. Я очень привязалась к этому рыжему комочку, лисенок быстро поправлялся и дед сказал, что скоро надо будет выпустить его обратно в лес, там его дом.

Август подходил к своему финалу, кое-где на деревьях уже золотилась листва. Настал торжественный день возвращения малыша на волю. Лисенок подрос и окреп. Мне было грустно с ним расставаться, и, как мне показалось, ему тоже. Но мне надо было уезжать домой, а лисенку место в своём мире. С дедом мы шли молча, лисенок спокойно сидел у меня на руках. Зайдя в глубь чащи, я опустила его на землю,

- Прощай малыш, больше не попадайся в ловушки.
Он посмотрел мне в глаза, дернул ушками и побежал в лес. Я расплакалась. Дед обнял меня.

- Не переживай, мы его ещё увидим, животные никогда не забывают добра. Пошли домой.

Тут я увидела на ветке дерева что-то блеснуло. Мне стало любопытно, я подошла. На ветке висели рябиновые бусы, на которые был нанизан мой потерянный кулончик, а возле дерева на земле виднелись большие лисьи следы. Как же я обрадовалась.

- Дед, смотри, что я нашла, - радостно крикнула я, догоняя деда.

- Тише, что случилось.

- Смотри, - И я протянула ему бусы.

- Рогатая лисица… Ты её поблагодарила? – строго спросил дед.

- Нет, я сейчас.

Вернувшись на то место, я произнесла:

- Спасибо тебе большое дух леса, я благодарна тебе, что спасла меня и вывела из чащи, а ещё вернула утерянную вещь. Благодарю.
И тут мне показалось, что между деревьев мелькнула рыжая шубка. Улыбнувшись, я побежала к деду.

На следующий день я уехала домой в город.
Позднее я неоднократно ещё приезжала в гости к деду Тимофею, на осенние и зимние каникулы, послушать его рассказы, попить с ним чай и повстречаться ещё хоть разочек с рогатой лисицей. Но, окончив школу, появились свои заботы и ездить стало некогда.

Время летело быстро. Я незаметно повзрослела, вышла замуж. Деда Тимофея давно уже нет, за домом и хозяйством стала следить моя бабушка.
Как-то летом, моей дочке только исполнилось четыре, мы приехали на хутор погостить на пару недель. И, гуляя вечером с ней по опушке леса, дочка подбежала ко мне взволнованная и пролепетала:

- Мама, мама я там сейчас лисичку видела.

- Где?

- Там, в кустах, среди деревьев, у неё были рожки как у оленя.

- Правда? – усмехнулась я, - Прям как у оленя?

- Да мамочка, вот такие, - и она сложила ручонки над головой в некое подобие рожек. Я рассмеялась.

- Пойдем домой, я заварю тебе вкусный чай с ягодками, и расскажу одну интересную историю о девочке и рогатой лисице.

Подхватив дочку на руки, мы зашагали обратно к дому.