Эссе Читая Пушкина...

Елена Васильева 23
 

«Читая Пушкина,  можно великолепным образом воспитать в себе человека» (В.Г. Белинский).


Приближается 6 июня - Пушкинский день в России. Вновь хочется читать  стихи поэта, смотреть кинофильмы, снятые по его произведениям, перечитывать воспоминания современников и писателей другого, XX века, влюбленных в его творчество и покоренных мощью  его личности. В этом ряду стоят К. Вересаев,  А. Ахматова, М. Цветаева…
  В очерке «Чувство истории» К.Г. Паустовский писал, что его любимая историческая эпоха – первая половина XIX века, потому что это время Пушкина. «А всё, что связано с именем Пушкина, с людьми, которые его окружали или были его современниками, с местами, где он жил, полно для меня живого интереса и прелести», – отмечал писатель. Эти слова так созвучны моим мыслям, что « пальцы просятся к перу, перо к бумаге» - хочется говорить о Пушкине!
   «Читая Пушкина,  можно великолепным образом воспитать в себе человека», - утверждал В.Г. Белинский.
   Действительно, самое нужное и самое трудное для семьи и для страны - это воспитать человека. Кажется, это звучит странно: воспитать в человеке человека. Мы же от рождения уже люди!
  Слово «воспитать» издревле имело значение «питати», т.е.  вскормить.Однако не хлебом единым жив человек! Позднее это понятие приобрело новый смысл:  «вырастить, привив какие-либо навыки, повлиять на развитие».
  «Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – Человек», - писал К.Г. Паустовский. Как же воспитать в себе человека, читая Пушкина?
Во-первых, я считаю, поэзия Пушкина учит откликаться на прекрасное, например, мы видим глазами поэта  зимнее утро («Мороз и солнце; день чудесный!»), зимний вечер («Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя»), «пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса».
Во-вторых, в произведениях Пушкина всегда много солнца, света, радости, вопреки всему плохому и трудному, что бывает в жизни. А насколько известно, жизнь великого поэта была достаточно трудной: ссылки, гонения, борьба с цезурой…  Но, несмотря на это, поэт по-доброму советует  другу или просто читателю:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не грусти,
День веселья, верь, настанет…
 В-третьих, поэзия Пушкина подарила нам прекрасные образцы лирики дружбы, верности, преданности. Среди большого количества  стихотворений-посланий   тема дружбы занимает особое место. Поэт обращается к  А. Дельвигу,  В.А. Жуковскому,  В. Кюхельбекеру… А после посещения  Иваном Пущиным Михайловского, напишет знаменитое послание, в котором даст оценку этому поступку друга и признается ему в дружбе, назвав «бесценным другом»:
 Мой первый друг,
Мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
В-четвертых, никто не мог так восторженно писать о любви, быть таким «незлобливым», даже если она оказывалась неразделенной:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
В-пятых, А.С. Пушкин, по  выражению Н.В. Гоголя, « это русский человек, который явится нам через 200 лет», т.е. поэт опередил время. И действительно, его интересовали очень многие вопросы: и литературные, и общественные, и политические, и философские, и исторические…  Он всегда «хотел быть с веком наравне»:
Ищу вознаградить в объятиях свободы
Мятежной младостью утраченные годы
И в просвещении стать с веком наравне.
 В-шестых, Пушкин учит нас проявлению чувства доброты  и благодарности к тем людям, которые тебя воспитали, окружали трогательной заботой. Примером могут быть строки, обращенные к няне: «подруга дней моих суровых», «голубка».
И, наконец, на постаменте главного памятника великому поэту в Москве начертаны слова из знаменитого литературного завещания - стихотворения «Памятник»:
 И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал!
Это ли не есть великая миссия великого поэта?!
Итак, только беглый взгляд на поэзию А.С. Пушкина позволяет с уверенностью сказать, что, читая его произведения, можно воспитать в себе лучшие человеческие качества.
 В заключение  хочется привести воспоминания С.Я. Маршака: «Помню, лет шестьдесят тому назад замечательный русский композитор Анатолий Константинович Лядов  спросил меня:
- Любите ли вы Пушкина?
Мне было в то время лет четырнадцать, и я ответил ему так, как ответило бы тогда большинство подростков, имеющих пристрастие к стихам:
- Я больше люблю Лермонтова!
Лядов наклонился ко мне и сказал убедительно и ласково:
- Милый, любите Пушкина!
Это отнюдь не значило: "Перестаньте любить Лермонтова".
И все же я до сих пор благодарен ему за доброе напутствие и полагаю, что дети нашего времени будут не менее благодарны своим педагогам и родителям за столь же своевременный совет:
- Милые, любите Пушкина!