Внешкольный урок

Владимир Чаплин
      Солнечным весенним днём, когда на улицах вовсю звенела капель, мальчик, понуро опустив голову, шёл по улице. Было видно,  что весна его совсем не радует. На голове у него была шерстяная вязаная шапка, одет был в лёгкую куртку, в правой руке – портфель, школьник одним словом. Звали его Вова.
      Прохожие не обращали на него никакого внимания, некоторым из них могло показаться, что возможно мальчик получил двойку, но в действительности, с отметками в этот день у него было всё в порядке. Вова не хотел идти домой, вот и всё. В то время не было мобильных телефонов, никто позвонить ему не мог, а если бы и была такая возможность, то звонок от родителей или близких родственников его бы нисколечко не обрадовал.
      Дело в том, что наш герой и его младшая двоюродная сестра Марина решили устроить бабусе небольшую пакость за её мерзкий характер, этим они решили выразить свой протест. Бабуся была семейным деспотом и от всех, даже от взрослых домочадцев, требовала беспрекословного послушания, а больше всего от неё доставалось детям.  Например, Вовина мама, женщина с очень мягким характером, подходила к бабусе и докладывала:   
- Бабусечка, Волька по географии опять двойку принёс…
- Позови его, я с ним поговорю, - отвечала бабуся строго.      
Этот разговор всегда проходил по одному и тому же сценарию; сначала бабуся долго выпытывала, как это произошло, потом обзывала мальчика неучем, бестолочью, свиньёй неблагодарной и т.д.    
        А потом выговаривала маме, что дескать у неё все «повыучились».                Однажды вечером, когда дети были дома одни, а это был понедельник, было решено выбросить мандариновые корки под бабусину кровать.  Это занятие им так понравилось, что они даже не заметили, как съели все мандарины в один присест.  Одними корками дело не ограничилось! На следующий день под кроватью оказались обрезки цветной бумаги и, вырванные из старой тетради, листы. В среду было решено поиграть в пылесос. После того как пылесосом была тщательно обработана ковровая дорожка, содержимое мешка, также оказалось под кроватью, так как бабуся пылесос считала своим и никому без разрешения не позволяла им пользоваться.
      А в четверг дети сочинили песенку:
                Под кроватью-то лежат жёлтые кожурки,
                И бумага, и обрезки, и хлеба крошки со стола,
                И содержимое пылесоса…
                Чего там только нет?!
                Нет там одной бабуси!
Они пели и весело смеялись над своими нескладными стихами.
В пятницу там оказались пенопластовая крошка и стальная проволока.
       И вот в субботу, выражаясь флотским языком, во время «большой приборки» всё содержимое подкроватного отсека должно было быть выметено. Надеяться на то, что бабуся решит в эту субботу не убираться, не приходилось. Она была фанатом чистоты!
К счастью, дети в это время должны были быть в школе. Что при этом происходило в квартире, мальчик мог только догадываться, но знал, что ничего хорошего ожидать не приходится. К сожалению,  в этот день даже занятия в музыкальной школе отменили. Что оставалось делать? Идти домой и надеяться на чудо. Вова медленно поднялся по ступенькам на второй этаж и позвонил в звонок. Никто не открыл. Это было, по меньшей мере, странно, он позвонил ещё раз, снова тишина. Мальчик стал рыться по карманам, чтобы достать ключи, КЛЮЧЕЙ НЕ БЫЛО. Потерять он их не мог, к ключам была привязана длинная верёвка. Вова стал перебирать события вчерашнего дня и вспомнил, что ключи остались в брюках для гуляния. Обычно по субботам взрослые были дома и занимались домашними делами, поэтому ключи от квартиры можно было и не брать. Мальчик медленно спустился вниз, вышел во двор, посмотрел на окна запертой квартиры и медленно пошёл к серой арке, которая вела на улицу.
        Выйдя из арки, он на какое-то время остановился в нерешительности, думая, куда идти дальше, и тут его окликнул женский голос. Вова посмотрел по сторонам и увидел тётю Раю, которая приехала из Смоленска. Тётя Рая шла, в буквальном смысле слова сгибаясь под тяжестью сумок.
Мальчик очень обрадовался, увидев тётю Раю, это означало отсрочку наказания. Он взял у неё из рук две самые тяжёлые сумки и с горечью в голосе произнёс:
- Тётя Рая, я забыл дома ключи…
- Не переживай, - ответила она, - Мне твоя мама ключи оставила, я приехала утром и отправилась по магазинам, а мама с дядей Валей поехали в гости на Беговую.
- А Марину Вы видели?
- Нет, они все и бабуся поехали к кому-то с утра то ли на похороны, то ли на поминки - сказала тётя Рая и спросила, - А ты поедешь со мной на Беговую или останешься дома?
Вова немного подумал и решил поехать на Беговую, где жила его любимая бабушка по маминой линии, а также младший двоюродный брат, с которым они давно не виделись.
            Вова и тётя Рая зашли в подъезд, поднялись на второй этаж, тётя Рая открыла ключами дверь, и Вова, скинув куртку, бросив портфель, побежал в бабусину комнату, заглянул под кровать и…
Под кроватью ничего не было!  Мальчик даже не знал, что и подумать.
Он снял школьную форму, переоделся в домашнюю одежду и пошёл на кухню, где тётя Рая поставила чайник  на плиту и тонко резала, только что купленную варёную колбасу.
Тётя Рая сказала: «Я, после того, как все уехали, решила убраться. Во всех комнатах было чисто, но в бабусиной…»
«Это надо же было под кроватью помойку устроить!» – добавила она.
- Тётя Рая, пожалуйста, Вы только никому об этом не рассказывайте, ладно?
- А, так это ты натворил? – спросила она с улыбкой.
- Да, это мы с Мариной…
- Хорошо, - сказала она, я никому не скажу, но ты обещай мне, что больше так поступать не будешь.
- Обещаю, сказал Вова, больше не буду…
- Пойми, - сказала тётя Рая уже совершенно серьёзным тоном, - Ты ведь думаешь, что избежал наказания, так тебе кажется?
- Да, - ответил Вова.
- А в действительности вы с Мариной сами себя наказали тем, что ждали наказания и твёрдо знали, что оно неотвратимо, вместо того, чтобы радоваться весне,хорошей погоде и тёплому ласковому солнышку; ты согласен?
- Да, - тихо проговорил Вова, вспомнив о том, как он понуро из школы, и с грустью в голосе добавил:                - А мы ведь, тётя Рая, и тебя наказали тем, что тебе пришлось убираться, вместо того, чтобы отдыхать с дороги.
У него словно гора свалилась с плеч! Мальчик тут же был готов расцеловать тётю Раю, ведь с ним ещё никто и никогда так не говорил.
- Я рада, что это стало для тебя уроком!                Они попили чай с бутербродами, потом поехали на Беговую. Мама и бабушка были им очень рады. Из гостей вернулись поздно вечером. На следующий день, в воскресенье, Марина спросила:
- Тебя сильно ругали?
- Нет, - ответил Вова и добавил на полном серьёзе, помолчав, - Здесь тролли поработали! Я когда пришёл из школы, всё уже было убрано.
- А ты их видел? – спросила Марина также серьёзно.
- Нет, но они действительно существуют, я в этом уже не сомневаюсь, - сказал мальчик и представил себе, то, как тётя Рая шваброй выгребает из-под кровати мусор…