Тарифы и пассажирский транспорт

Вячеслав Стебаков
Статистический подход

     Существует три вида лжи: ложь,
     наглая ложь и статистика.
                Марк Твен.

     Ворует ли руководитель муниципального трамвайно-троллейбусного предприятия? Транспортный вопрос, по мнению горожан – риторический, истерический и исторический. На риторический аспект подобных вопросов обычно отвечают: – А кто в наше время, в нашем государстве не ворует? – как говорится, все, кому живётся весело, вольготно на Руси. Однако, дьявол, как известно, кроется в деталях и их размерах.   
     Этот вопрос и его транспортная составляющая нередко доводят горожан до «белого каления», однако до сих пор городские власти не прикладывают необходимых усилий и не проявляют желаний выжечь «калёным железом» воровство, бездействие и разгильдяйство.
     Они постоянно расписываются в своём бессилии не только для внедрения прогрессивных экономических преобразований, но и проведения экономического анализа хозяйственной деятельности. Не в их силах даже добиться публикования бухгалтерской отчётности своих муниципальных публичных предприятий с тем, чтобы компетентный экономист, юрист или студент местного экономического или юридического вуза смогли выполнить этот анализ, например, в практической, курсовой или дипломной работе. В тихом омуте управления по тарифам регулируются не сами тарифы, а лишь положение задниц в креслах, которые, впрочем, пока никто и не собирается расшатывать.
     Поскольку региональные власти и наука бессильны дать вразумительные ответы на подобные вопросы, рассмотрим подробнее третий – исторический аспект транспортного вопроса. Вот тут-то и пригодится третья и самая невинная разновидность марктвеновской лжи. Так, о чём же нам шепчет статистика?
     С 1990 г. стоимость проезда в  городском  транспорте по данным Росстата увеличилась с 5 и 3 копеек в трамвае до 20 рублей, т. е. в 400 и  более раз. За это время средняя зарплата  в  Орловской области по тем же данным выросла с 274 рублей приблизительно в 100 раз. Таким манером, рост стоимости проезда обогнал рост зарплаты в четыре с лишним раза. Экономически обоснованные стоимости проезда – около 5 и 3 рублей в трамвае; 0 рублей при неограниченном количестве поездок для льготников; 500 рублей по единым месячным проездным документам для прочих граждан также без ограничения количества поездок и т. д. и т. п.
     Согласно элементарным выводам из норм основного закона нашего социального государства, при передаче транспортных и иных услуг частому сектору должно быть сохранено социальное обременение в виде льгот, безлимитного и бесплатного извоза.
     Имеются ли объективные основания у т. н. перевозчиков «жаловаться на жизнь»? Согласно статистическим данным стоимость бензина увеличилась с 1990 года не в 100, как зарплата, а в 600 раз, газа – более чем в 350 раз. Лишь стоимость электроэнергии растёт ноздря в ноздрю с доходами населения.
     Т. о., у владельцев автобусов имеются веские основания требовать заведения антимонопольных дел против нефтяных и газовых компаний. Троллейбусный же транспорт может функционировать в нормальном режиме, а трамвай должен приносить около 40% прибыли дополнительно по сравнению с троллейбусом.
     «Для создания в Российской Федерации гарантий единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности», как декларирует Конституция, необходимо восстановить экономически обоснованные затраты на транспортные расходы, в т.ч. необоснованно завышенные стоимость железнодорожных перевозок и энергоресурсов. Так, стоимость бензина следует установить ниже 7 рублей за литр, газа – 2 руб./м3, электроэнергии 2-4 руб./кВт-час. Цены должны быть снижены  за счёт сверхприбылей нефтегазовых монополистов.
     Более того, опыт ряда городов, например, Таллина,  показывает экономическую целесообразность введения бесплатного проезда для всех местных жителей.
     Несмотря на более выгодные экономические условия функционирования электротранспорта, его руководство плачется не меньше. Результаты его работы дают чёткий сигнал о необходимости замены в регионе всего аппарата управления транспортом, экономикой и не только,  принципиального изменения принципов управления и тарифной политики.
     Электрический транспорт хронически недогружен, работает неэффективно именно потому, что, симулируя кипучую деятельность, его рулевые не используют его конкурентные преимущества по сравнению с автобусным и не устанавливают более низкую стоимость проезда. Это снижение позволило бы догрузить трамваи и троллейбусы, увеличить количество рейсов, выручку, дать весьма существенный экономический эффект.
     Однако наши нерадивые управленцы вместо экономических решений предпочитают  опустошать карманы более многочисленных  и наиболее бедных и наименее защищённых слоёв населения. Законодательная власть в лице горсовета потеряла независимость. Слившись с исполнительной властью, совместными постановлениями она попирает законы, умаляют права человека и лишают прав и свобод на передвижение, блокирует «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», «охрану здоровья и медицинскую помощь», право на  «благоприятную окружающую среду», образование, «свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания».
     Так, например, постановление № 559 от 28.12.18 года незаконно, т. к. оно противоречит статьям. 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 17, 18, 27, 34, 39, 41, 43, 44, 55 Конституции Российской Федерации.
     В поисках ответа на риторический вопрос, прихожу к выводу, что по существу, в деградацию экономики вносят свой существенный вклад все нерадивые управленцы, в лучшем случае – бесполезные, позволяющие себе зарплату выше средней по региону, не внедряющие  эффективных методов и систем управления и регулирования экономических процессов.