Остров Русский. Не просто точка на карте

Александр Ерошкин
 

Об острове Русский я впервые услышал в 1983 году, когда перешёл с ЧТЗ на работу в газету «Вечерний Челябинск». Я собирался во время своего отпуска ехать с семьёй в Алма-Ату к родственникам, а замредактора Александр Иванович ЛЯПУСТИН (1941- 1994) советовал ехать подальше на восток, на строительство БАМа или дальше, на остров Русский. На БАМе – романтика больших строек, встречи с интереснейшими людьми, а  на острове Русском – незабываемая рыбалка и гигантские пляжи, каких в России больше нет нигде. Сам Ляпустин ездил на БАМ, а на острове был во время службы во флоте и  работы в газете Тихоокеанского флота «Боевая вахта» (1964 - 1966).
- А где я там остановлюсь?
- Не волнуйся, в любом рыбацком посёлке без труда найдёшь и ночлег, и лодку, и рыболовные снасти.
И всё-таки я поехал в Алма-Ату и там, вот что удивительно, в редакции вечерней газеты встретил журналистов, которые знали Ляпустина. А через несколько лет уже в Москве в дни работы Первого Съезда Советов в редакции «Вечерней Москвы» меня, как говорится, проверили на вшивость: не смогли вспомнить, кто замредактора в нашей «Вечёрке», и когда я назвал Ляпустина, мне сказали, что меня проверяли. Много тогда было ложных журналистов, приехавших в столицу в качестве «детей лейтенанта Шмидта» искать удачу.

Об острове Русском на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей 14 марта говорил Председатель Счётной палаты Алексей Кудрин. Птенец либерального гнезда Егора Гайдара, восемь лет проработавший заместителем председателя Правительства Российской Федерации (2000—2004, 2007—2011), одиннадцать лет - министром финансов  (2000—2011). Я не могу считать эту деятельность успешной. Я видел, как разрушали предприятия Челябинска и области, как Челябинский гигант тракторостроения с согласия правительства буквально расчленялся, сбрасывал социальную сферу, стояла задача передать его, легендарный ЧТЗ, американской фирме «Катерпиллер». Генеральный сопротивлялся, как мог, до последнего дыхания. На завод пришли люди, далёкие от производства, но с большими полномочиями на разрушение всего и вся. Я помню это время. И этот человек из команды  разрушителей учит сегодня не тратить бюджетные деньги на строительство мостов, а сосредоточиться на удвоении сырьевого экспорта.

Пока на съезде Путина не было, Кудрин говорил откровенно и смело. Конечно, он мастер выражаться кудряво, на то и Кудрин. Я занимался своими делами и только слушал. Что резануло мой слух? Призывы удвоить сырьевой экспорт. Это Путин говорит, чтобы правительство, промышленники и предприниматели занялись тем, чтобы люди лучше жили. А удвоение сырья на вывоз за границу пополнит мошну только олигархов, которые живут в Лондонах, Нью-Йорках, Швейцариях или Израилях. Намёк более, чем прозрачен. Я наблюдал через интернет за слушателями, сидевшими в зале. Они сосредоточенно смотрели на Кудрина и, похоже,  поддерживали. Ещё он говорил, что международное давление на Россию не даёт шансов развивать высокотехнологическое производство. Да и зачем? У нас сырьё хорошо берут. Закончил он призывом к промышленникам и предпринимателям   в совершенстве знать английский язык. Это понятно. Чтобы башмаки американцам чистить ( терминология Николая Платошкина), надо уметь вести с хозяевами разговор на их языке. То, что образование опущено и  поднять его даже министру Ольге Васильевой не под силу (в самой фамилии звучит понятие СИЛа), поскольку либералы и в правительстве, и  в высшей школе экономики служат явно не народу, а капиталу, председателя Счётной палаты  не волнует.

Но главный перл в его выступлении – это призыв не строить мосты. А Путин, Государь, как раз этим и занимается. За такое откровение я устроил бы этому человеконенавистнику Кудрину публичную порку розгами… Он посчитал строительство  моста на остров Русский бессмысленной трактой бюджетных средств, но тот мост построен, стоит, а Крымский ещё строится и нуждается в инвестициях. Похоже, Кудрин имел в виду Крымский мост, отражая позицию заокеанских хозяев: деньги лучше растолкать по карманам олигархов, чем строить что-то для людей.

Остров Русский. Название  гордое и символичное. Так  назвал остров в шаговой доступности от Владивостока, в заливе Петра Великого Японского моря,  граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский (1809—1881), генерал-губернатор Восточной Сибири с 1847 по 1861 год. Это при нём Россия всего за 14 лет  расширила владения в Сибири, возвратив Амур,  уступленный Китаю в 1689 году. Он основал Хабаровск и Владивосток. Ранее был остров Казакевича, став Русским, он как бы закрепил глобальное право России на этот край, логически завершив многовековую борьбу России,  полную побед и поражений, расцвета и упадка, кровавых распрей и небывалой святости.

Сложно переоценить значение Русского острова в судьбе России и особенно Приморского края, по сути это оберег России, а потому очень символично, что  этот большой остров с суровым характером отделен от Владивостока проливом Босфор Восточный. Многие десятилетия между городом и островом существовала паромная переправа. Летом она работала нормально, а зимой часто возникали проблемы. А каково людям лишаться устойчивой связи?

Вопрос о строительстве моста ставился ещё в первой половине XX века. Первый проект был сделан в 1939 году, второй — в 1960-е годы. Ни тот, ни другой проект так и не был осуществлён. Видимо, во власти находились люди с таким же либеральным мышлением, как и у Кудрина: зачем тратиться на мост, люди и на лодках могут добраться?

В октябре 2007 года НПО «Мостовик» выиграло тендер на проектирование мостового перехода на остров Русский. Главным партнёром стала крупнейшая российская проектная организация ЗАО «Институт Гипростроймост Санкт-Петербург», к работам были привлечёны  российские и зарубежные научные компании.  Были рассмотрены десятки  вариантов мостового перехода, как вантовые, так и висячие мосты.   

В мае 2008 года победил проект вантового моста. Заказчиком выступила администрация Приморского края,   Генеральным подрядчиком   — ОАО «УСК Мост». Был  указ Президента РФ № 1277 от 31 августа 2008 года. Общая сумма контракта - 32,2 млрд рублей. Сдача объекта состоялась 2 июля 2012 года

Русский мост  во Владивостоке через пролив Босфор Восточный соединяет полуостров Назимова с мысом Новосильского. Строился он  в рамках программы подготовки города к проведению саммита  АТЭС в 2012 году.   На тот момент это был второй по высоте мост в мире, его высота 324 метра. Его пролёт 1104 метра,  самый большой в мире среди вантовых мостов. Словом, мост уникален и сложен. Целая веха в мостостроении. И не случайно мост изображён на новой российской купюре номиналом 2000 рублей, выпущенной Банком России 12 октября 2017 года.

Мост стал одним из крупнейших вантовых мостов в мире. Но главное - его открытие позволило сократить время в пути из центра Владивостока до острова Русского с трёх часов до 20 минут. Но для либерала Кудрина разве это показатель?

Территория острова — 97,6 км;, длина — около 18 км, ширина — около 13 км. В берега острова вдаются несколько бухт, крупнейшая из которых — бухта Новик. Вытянувшись длинным узким рукавом с северо-запада на юго-восток более чем на 12 км, она остаётся его главной внутренней транспортной артерией. Эта бухта делит остров на две неравные части.

Береговая линия острова сильно изрезана. Её протяжённость 123 км.

Рельеф острова гористый, характерный для юга Приморья. На острове 47 горных вершин различной высоты, называемых здесь сопками. Наиболее крупные из них - в центральной части острова: Русская (291,2 м), Главная (279,8 м) и Центральная (254,9 м).

На острове 17 ручьёв протяжённостью более 1 км, 7 ручьёв более 2 км и одна речка — Русская (Воеводиха), протяжённостью более 5 км.
Есть на острове и озёра пресной воды, часть из них рукотворные, например,   техническое озеро Ворошиловской батареи, небольшие водоёмы в бухте Труда и на Подножье, бывшие карьеры кирпичного завода на полуострове Бабкина и выработки песка у бухты Островной. Наиболее крупные озёра природного происхождения — Глуздовского (Ахлёстышева) площадью 5 га и Известковое (в народе «Парисовское» — по названию близлежащей бухты).
Микроклимат северо-западной стороны отличается от юго-восточной, обращённой к открытому морю. В период летнего муссона юго-восточная, наветренная сторона острова чаще закрыта туманом, здесь гуще идёт морось и несколько холоднее, чем на северо-западной стороне. Вода в бухтах Новик, Рында и Воевода прогревается быстрей, чем в открытой части Уссурийского залива, который омывает восток острова. В зимнее время первый лёд раньше всего появляется в вершине бухты Новик (начало декабря), затем в Воеводе и Рынде. Ветры азиатского антициклона сгоняют льды к северо-западному побережью полуострова Муравьёва-Амурского и архипелага Императрицы Евгении, вдоль которых образуется припай. В период его наибольшего распространения вдоль берега Русского острова он протягивается от населённого пункта Поспелово до пролива Старка. Кроме того, тонкий лёд образуется к северу от о. Энгельма и Лаврова и в бухте Новый Джигит. Берега острова полностью освобождаются ото льда к концу марта — середине апреля.
На острове преобладают леса: пихта чёрная и корейский кедр встречаются лишь в культуре, большая часть территории острова покрыта густым широколиственным лесом. А это дуб, липа (3 вида), клён (6 видов), ясень (3 вида), вишни сахалинская  (Саржента) и Максимовича, граб сердцелистный. Часто встречаются представители южной флоры: бархат амурский, орех маньчжурский,  калопанакс семилопастный, ольха японская и др. В подлеске  растут чубушник тонколистный, вейгела ранняя, рододендрон, абелия корейская, жимолости, лещины, бересклеты, шиповники, боярышники и другие.

Первая карта была издана в 1859 году. Полная съёмка острова была произведена в 1862 году, новая карта появилась в 1865 году, на ней  остров обозначен полностью и назван островом Казакевича по имени первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала П. Казакевича.

Развитие береговой обороны острова и размещение здесь войск привело к тому, что выросло и число гражданских жителей. Одни из них занялись огородничеством, другие обслуживали нужды военных. К 1895 году число гражданского люда возросло до 3 тысяч. В 1890 году был разработан проект строительства Владивостокской крепости для обороны Владивостока. В частности, согласно плану, следовало построить форт на горе Русской и прорыть канал через перешеек на севере острова.
Строительство в 1898 году канала, соединившего пролив Босфор Восточный с бухтой Новик, где в русско-японскую войну базировались подводные лодки, имело особое значение для развития Русского острова. Искусственно возник при этом остров, его назвали именем Елены.

В 1895 —1896 годах возвели храм Владивостокского крепостного пехотного полка. В 1909 году было открыто кладбище, в 1916 — почтовое отделение.

После русско-японской войны 1904—1905 годах на острове появились первые домовые церкви, а затем и каменные храмы Сибирских стрелковых полков. До наших дней дошло только одно здание полкового храма в посёлке Подножье.

С 1899 по 1914 годы, в период обострения отношений с Японией, на острове развернулось активное строительство Владивостокской крепости. В связи с этим на Русском даже появилась канатная дорога, она обеспечивала доставку грузов к местам строительства. Этот период оставил особый след на карте острова. Масштабы были невиданными, и к  1915 году на Русском были возведены 6 фортов и 27 береговых батарей, пороховые погреба и патронные склады, пристань для кораблей, минно-пристрелочная (торпедная) станция, 4 телефонные станции, капониры и полукапониры, артиллерийские мастерские, военные городки, пирсы, кирпичный завод, мощные радиостанции, проложены десятки километров кабелей и линий связи, обустроены пороховые и тоннельные погреба. Из 16 фортов крепости на острове располагалось 6, из 50 береговых батарей — 27.

Население острова к 1908 году достигло 25 тысяч человек. Строительство крепости окончательно завершилось к 1922 году, когда японские войска по договору с советским правительством согласились покинуть Приморье при условии, что крепость закроют.

Также в 1908 году на острове была построена первая в России станция обсервации, надёжно защищающая Владивосток от чумы, холеры и других заболеваний.

В этом же году пребывавший на Русском великий князь Сергей Михайлович Романов назвал Владивостокскую крепость самой подготовленной, и одна из батарей была названа Великокняжеской.

После революции остров Русский был оккупирован войсками США, Великобритании и Японии. Здесь были размещены концентрационный лагерь и база оккупационных войск   Британии и США. Военная база обслуживалась силами китайских и корейских рабочих, завезённых британцами в качестве дешёвой рабочей силы. База на острове Русском просуществовала до октября 1922 года.

В 1920 году на Русском располагалась колония 900 петербургских детей, которые в 1918—1920 годах по воле обстоятельств совершили полное кругосветное путешествие, практически неизвестное широкой общественности вплоть до 2005 года.

В Советское время остров имел статус закрытой территории, здесь располагались укрепления Владивостокской крепости и множество воинских частей, сегодня они практически все разрушены.

Остров являлся крупной учебной базой всего военно-морского флота СССР, здесь располагалось множество учебных частей: радиотехническая школа (РТШ), (в/ч 70024), школа механиков, школа оружия, школа связи, школа мичманов (в/ч 95125).

На берегу бухты Островной находилась часть специального назначения ВМФ — в/ч 59190 (42-й морской разведывательный пункт специального назначения).

На острове нет промышленных, строительных и других предприятий. Остров Русский, наравне с островом Попова, стал излюбленным местом отдыха жителей Владивостока.

После распада СССР на острове, на территории бывшей дисциплинарной роты КТОФ, а позже разросшейся до дисциплинарного батальона (в/ч 81233), располагавшейся на берегу бухты «Воевода», был создан оздоровительный комплекс «Белый Лебедь».

В 1992—1993 годах на острове Русском от голода скончались четыре матроса Тихоокеанского флота России. Более 250 моряков радиотехнической школы попали в госпиталь с диагнозами алиментарная дистрофия (от недостатка пищи), дизентерия и пневмония.

В 2002 году на острове был основан Свято-Серафимовский мужской монастырь.

Также на острове работает Дальневосточный федеральный университет, построенный на территории бывшей воинской части, школы мичманов и прапорщиков.

ДВФУ – первый и единственный классический университет на российском Дальнем Востоке. Уникальный образовательный центр с ультрасовременным кампусом, отвечающим мировым стандартам, и инновационным, исследовательским процессом подготовки кадров. Центральная площадка коммуникации российских и международных экспертов, налаживания сотрудничества с ведущими исследовательскими, образовательными и инновационными организациями Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Глобальный лидер АТР в сфере научно-инновационных разработок.
Структурно ДВФУ объединяет 9 научных школ (инженерная и юридическая школы, а также школы биомедицины; гуманитарных наук; естественных наук; искусства, культуры и спорта; педагогики; экономики и менеджмента; региональных и международных исследований (Восточный институт)). Они обучают более чем по 150-ти образовательным программам, готовят управленческие команды, способные реализовывать масштабные проекты в различных сферах деятельности.

В основу создания ДВФУ легли две модели – исследовательского и предпринимательского университетов. Первая обеспечивает международный обмен знаниями, специалистами, вторая – подготовку кадров для конкурентоспособного развития отраслей национальной экономики.

Инновационный характер образовательных процессов, широкий выбор образовательных программ, постоянное обновление и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, созданные на базе ДВФУ малые инновационные предприятия обеспечивают университету достойные места в международных рейтингах.

К саммиту АТЭС 2012 года в бухте Аякс на острове Русский был построен новый кампус Дальневосточного федерального университета. Учебный процесс в нем начался 1 сентября 2013 года. Кампус ДВФУ можно рассматривать, как пример наиболее удачной реализации проекта создания научно-образовательного кластера в регионе. Это самый современный студенческий городок в России. Общая площадь первой очереди застройки кампуса и коммунальной зоны — более 800 тыс. м;, общая площадь застройки — 650 тыс. кв. м. На территории кампуса оборудовано более 5,5 тыс. комнат для проживания студентов. В состав кампуса входят гостиничные комплексы, общежития для студентов, студенческий центр площадью 40 тыс. м;, собственный спортивный стадион и фитнес-центр, учебные центры, необходимые объекты социально-бытовой инфраструктуры. Планируется и строительство второй очереди кампуса.

Именно Русский мост позволил создать комфортные условия для деятельности Дальневосточного федерального университета. Но глава Счётной палаты это не хочет понять. У него, похоже, другая цель.

Факты позаимствованы из Википедии и других источников в интернете. Что ещё отметить?
 
Постановлением правительства РФ с 31 марта 2010 на территории Русского острова создана туристско-рекреационная особая экономическая зона.

6 сентября 2016 года на Русском острове на полуострове Житкова открыт Приморский океанариум (научно-образовательный комплекс ДВО РАН).

В июне 2017 года утверждена правительственная  концепция развития острова Русского, он должен стать площадкой для интеграции РФ в Азиатско-Тихоокеанский регион.

А 27 июля 2018 года Совет Федерации одобрил законы о создании специальных административных районов (САР) на Октябрьском острове в Калининграде и на острове Русский в Приморье, которые станут офшорными территориями с особыми финансовыми условиями.

Запланировано строительство Военно-патриотического парка культуры и отдыха Восточного военного округа «Патриот».

С детства помню стихотворение Михаила Дудина «Песнь о мостах»:
В мостах вражды
Нам нет нужды,-
Давай спалим мосты вражды,
Мосты войны,
Мосты тревог,
Обиды пройденных дорог.

Основы
Новой
Путь не прост,
Давай построим новый мост
От сердца к сердцу напрямик,
С материка
На материк.

Построим мост.
На том мосту
Поставим дружбу на посту.
И будем вместе строить мост
С земли до звезд,
С земли до звезд!
1958.

Но есть люди в верхних эшелонах власти, кому строительство мостов поперёк горла. Для них лучше бюджетные деньги спрятать в оффшорах.