Триединая Русь

Светлана Каплун
    Вот. Меня таки тоже распёрло поговорить о глубинности. Уже несколько дней как плющит. А началось всё с одной мысли Евгения Юрьевича Спицына, услышанной на Ютюбе. Я её наичестнейшим образом обдумала и, признаюсь, никакой Америки не открыла: всё и так давно известно, осталось только осознать.

    К сожалению, не нашла сегодня именно тот ролик, чтобы процитировать  высказанную им мысль точнейшим образом. Зато предлагаю вашему вниманию его лекцию о происхождении древнерусского государства (https://www.youtube.com/watch?v=g0yktNdaNZA). В самом её конце та же мысль отражена, но менее прямолинейно. Суть же её заключается в том, что вот уже тысячу лет ментальность Руси отождествлена с Русью Киевской, но ведь это ещё не вся Русь! И та нахрапистость, с которой до сих пор давит на Русь первородное бремя украинства, с ней тоже нужно что-то делать.  Нужно вспомнить о другой части Руси и осознать себя в ней, изменив свою ментальность. Примерно так.

    Думаю, едва ли я скажу историку что-нибудь новое. Материала в лекции более чем достаточно. Все вводные для ответа есть. Даже догадываюсь, каким получится этот ответ. Мне только интересно, в какую форму он будет обличён? Я-то могу многое сказать достаточно свободно. А человеку, обладающему таким внушительным весом в научной среде, конечно, необходимо опираться хоть на какие-то аргументы.

    Итак, первое, что «цепляет» в постановке вопроса. При чём первородство Киева, если Киевская Русь – это государство Рюриковичей? Они люди пришлые. Предположительно, с севера. Так о какой ментальности Киевской Руси мы будем говорить и ментальность какой Руси будем искать? Соображения о том, что предание о призвании Рюрика на Ладогу в Повести Временных Лет является более поздней вставкой, ситуацию не «разруливает». Поскольку, как я понимаю, никто не оспаривает тот факт, что пришлая русь во главе с Олегом завоевала Киев, и что именно Рюриковичи провели христианизацию Руси.  Вы мне можете назвать другое событие, выделившее Киевскую Русь над всеми другими Русями?

    Я могу. Разгром Хазарского каганата.

    А теперь даю свою версию того, что уловил уважаемый мною историк, и какую Русь нам придётся вспоминать. Дохристианскую. Трудно до неё докопаться под пеплом пожарищ. Могу только известную байку повторить про битву арийских племён с погаными кощеями, которым победители отвели место под солнцем где-то на юге.

    Сама «байка» подразумевает, что новость может оказаться фейковой. Да и какая это новость? Это такая старость, что за своей давностью осуждению уже и не подлежит. Сразу скажу, кощеи эти евреями никогда не были, да и людьми, я думаю, не были никогда. Поэтому враждовать с евреями я никого не призываю. Не знаю, как в случае с украинкой Фарион, а свою украино-русско-еврейскую фамилию воспринимаю совершенно спокойно. И даже допускаю существование русского еврея.  Но восточная формула «араб – любой, кто разговаривает на арабском языке» в случае русского еврея не работает. Богоизбранность единицы в иудаизме по смыслу прямо противоположна общности русского мира.

    Какое отношение иудаизм имеет к Украине? Вроде, никакого. Но напомню, что исход евреев из Египта сопровождался масштабным ограблением египтян. Приход евреев в землю обетованную также подразумевал «добро» на масштабное ограбление местного населения. Всё это отражено в священных книгах еврейского народа. Чем занималось малоросское казачество за всю историю своего существования? Отчасти торговлей. В основном набегами. В силу своего пограничного существования. Бандеровцы, якобы побуждаемые высокой идеей, помимо запредельной жестокости занимались и банальным мародёрством. Ровно то же самое предприняли укры в отношении участников Русской весны на Донбассе. Случайно ли сегодняшний проект «Украина» – это «АнтиРоссия»? О чём они мечтают? О присвоении русских богатств. Но никак  не о русском культурном наследии…  Думаю, «оукраинство» можно определить как проявление убогой местечковости, когда соображения личной выгоды затмевают грандиозность общего замысла. Кстати, как вы думаете, куда делись хазары после разгрома русскими Хазарского каганата? Их ведь не перебили всех до одного, нет?

    А теперь  главный вопрос. Какую Русь будем вспоминать? Вот здесь вся глубинность и открывается!

    Начнём с того, что современное деление восточных славян на белорусов, украинцев и русских, является наиболее поверхностным. Диалекты отличаются. Да, но ведь диалекты русского севера, говорят, и вовсе гораздо ближе к санскриту, чем к литературному русскому языку. И что? Будем отделять поморов? На мой взгляд, достаточно и поляков. И забудьте, что они западные славяне! Генетически русские, белорусы, украинцы и поляки наиболее близки друг другу. Поляки отличаются только тем, что католики. И отсутствием памяти о кровном родстве.

    Итак, русские, белорусы и украинцы – один народ. Но в этот народ слились три больших рода и ещё несколько ручейков маленьких. Поэтому я сопротивляюсь тенденции называть нас славяно-ариями. Уж больно шаткие пояснения, кто славяне? Кто арии? Генетически, третий род – угро-финны. Арии – это русь. Тогда славяне  – это исконные жители Европы, ставшие на Балканах иллирийцами? Или «словене» понимается как что-то другое, к племенному родству и генетике отношения не имеющее? Да и случайно ли этот глубинный слой давно закрыт новым наслоением? В любом случае, все мы являемся наследниками и носителями русских языка и культуры, в рамках русского мира, оказывающими влияние на многое количество других народов и культур. В идеале, нет русскому миру границ и нет ограничений на количество задействованных в этом общении народов!

    Украинцы, русские, белорусы… Я говорю, это внешнее. А ведь упоминаются же Руси Червонная, Белая и Чёрная! Во-первых, упоминаются в записках европейцев. Во-вторых, это китайцы делят мир на 5 цветовых гамм: север — чёрный, восток — зелёный (синий), запад — белый (священная страна), юг — красный и золотая (жёлтая) середина. В свою очередь голубой — это цвет неба, т. е. Тенгри, высшего божества тюрков и монголов. Распределить западные обозначения русских земель по китайской системе уже не получается. Потому что отсутствует середина и восток. Давайте-ка посмотрим, что эти «Руси» из себя представляли!

    Начнём с того, что не государства, а земли. Кстати, государства с названием Киевская Русь тоже никогда не было. Русское государство со столицей (точкой сборки русских земель) в Киеве — да, было. Думаете, это Русь Червонная? Нет!

    Червонная Русь — Червенские города (Галичина), земля бужан и волынян, входивших в дулебскую группу племён, двигавшихся предположительно «веером» из Висло-Одерского бассейна (на западе граничили с ободритами) вниз, в т. ч. и к границам киевских земель. В конце XII века существует в виде Галицко-Волынского княжества. Политическим центром всех западнорусских земель был город Владимир (Волынский), один из древнейших городов Руси. Через него проходил оживлённый торговый путь на запад. Наверное, поэтому с XII века город превращается в еврейское местечко.

    Теперь переходим к Чёрной Руси. В широком смысле, это все русские земли, находившиеся под властью Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, в противопоставление Руси Белой (московской и никак не «западной», и не белорусской).

    В более узком смысле, Чёрная Русь — территория Верхнего Принеманья в период существования Городенского княжества (XII в.) и становления Великого княжества Литовского (ВКЛ) в XIII—XIV вв. Охватывала верхнее течение Немана с Городеном (Гродно), Новгородком, Слонимом, Волковыском, Несвижем, Здитовом, Турийском и Мозырем.

    Гродно — один из старейших городов на территории современной Беларуси. Археологические раскопки показывают, что в конце I — начале II тысячелетия Гродненщину населяли в основном балтские племена ятвяги и литва. А также расширявшие своё присутствие славянские дреговичи. При заселении территории Белоруссии дреговичи двигались с юга на север (к реке Неман). Летописи говорят о происхождении дреговичей, наряду с древлянами, полянами (днепровскими) и кривичами (полочанами), от осевших на территории Белоруссии племён белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI—VII веках. Но… В предки дреговичей «записаны»  и дулебы. Поэтому Червонная Русь  — это спустившиеся с севера дулебы. А Чёрная Русь — те же дулебы, смешавшиеся со словенами и мигрировавшие опять на север. Поэтому существенной ментальной разницы между Червонной и Чёрной Русью быть, по идее, не должно.

    Ну и Белая Русь… До конца XV века абсолютное большинство упоминаний о Белой Руси происходит из Западной Европы и относится к территории Великого Новгорода (Новгородской республики). Позже этим названием стали называться земли московских правителей. Подчеркну: до конца XV века — Белой Русью назывались земли новгородские. Получается, для европейцев имели значение только Галичина, Гродненское княжество и господин великий Новгород.

    Я же говорила, что по китайской логике, Русей должно быть больше! Вот Московию и «будем посмотреть».

    Итак, Великое княжество Московское. Первоначально удел Великого княжества Владимирского (IX—XI вв. Ростовская земля, в XI — сер. XII вв Ростово-Суздальское княжество, с сер. XII — сер. XIII Владимиро-Суздальское княжество, с сер. XIII — Великое княжество Владимирское).

    Первым московским князем стал шестой сын Всеволода III Большое Гнездо — Владимир (1213 г). Само собой, из рода Рюриковичей. При основателе дома московских князей Данииле (ноябрь/декабрь 1261 — 5 марта 1303) княжество занимало очень маленькую территорию, ограниченную бассейном реки Москва, и не имело выхода к Оке. В общем, так себе княжество! Хотя, почему-то именно в Москове 4 апреля 1147 года ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий принимал своих друзей и союзников во главе с новгород-северским князем Святославом Ольговичем.

    А вот при сыне Даниила, Иване Калите, по мнению Д. И. Иловайского, московская земля «заключала в себе всё течение р. Москвы… далее на юго-запад она простиралась от Коломны вверх по Оке… а на северо-восток владения Москвы охватывали часть Поволжья… Они перешли далеко и на северную сторону Волги…» И почему-то дело пошло!

    Традиционно Великое княжество Владимирское именуют Северо-Восточной Русью. Но! Когда в 882 году Вещий Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и, завоевав сначала Смоленск, пошёл по Днепру брать Киев (объединяя северный и южный русские центры), в московских землях никаких Рюриковичей ещё и близко не было! Относить их к русскому северу убедительных оснований нет.

    Лично мне интересно уточнение, что Киевом в то время управляли соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Мы же до сих пор спорим, кем были Рюрик и его «вар-яги»-русь? А Киев основали поляне. Но те же поляне (или другие, из западных славян, восточнолехитские?) жили между Вислой и  Одером, в районе реки Вар-та с притоками Нотець и Просна. Это ещё не ободриты. Это предки ляхов-поляков. Не знаю как лужичане, а поляки от нас отличаются только чуть большей примесью западно-европейской крови (возможно, от кельтов-таврисков из Норика?). А в остальном, это один с нами народ. И вот именно оттуда, из района Висло-Одерского междуречья, в V—VII вв. шло расселение дулебов. Они же не только к Киеву дошли, но оказались, например, и в Хорватии на Верхней Драве. А потом, в образе дреговичей, двинули обратно, покорять севера.

    Однако. Плиний Старший (23-79) и Иордан ( 551) упоминают среди племён, обитавших на Дону (Танаисе), неких Спалеев или Спалов. Как полагают некоторые исследователи, они были частью племени роксоланов. Или «царскими сарматами». Вот здесь, пожалуй, можно уже говорить о трёх центрах славяно-ариев или руси.

    Так и кто же жил в московских землях в те времена, когда Рюриковичи пришли выгонять варягов некняжеского рода из Киева? А там жили вятичи и немножко кривичей. Так вот, эти вятичи вроде как не были в составе ильменских словен, кривичей, мери и чуди, призвавших варяга Рюрика с братьями Синеусом и Трувором на княжение в Ладогу в 862 году. Нет их и в перечне племён, до того плативших варягам (приходившим из-за моря) дань, а затем тех варягов прогнавших и в итоге передравшихся за власть. Предполагается, что море, из-за которого приходили выряги, было Балтийским. Но о другом конце оно могло быть и Каспийским. Только не было там тогда варягов, потому как Нижнее и Среднее Поволжье к тому времени контролировали хазары.

    Помните? Перед Киевом Олег взял Смоленск. Так вот, Смоленск и Полоцк (опять спалы-поляне?) — это города кривичей. Как-то странно они Рюрика призывали, если их города боем брать пришлось… А что известно про вятичей?

    Вятичи — племенной союз, населявший в VIII—XIII веках бассейн Верхней и Средней Оки. Это территории современных Московской, Брянской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежской и Липетской областей. Крайняя восточная граница распространения семилопастных височных колец (по которым учёные идентифицируют вятичей) — Переяславль-Рязанский (Рязань).

    Вообще-то, Ока впадает в Волгу. Но за Рязанью вниз по течению стоит финно-угорский город Муром (в скандинавских сагах XIII века упоминающийся как Mоramar). Судя по фонетическим закономерностям волжско-финских языков, эта форма зафиксировала более древнее состояние слова, чем др.-рус. Муромъ. Думаю, что угорское племя мурома вполне могло взаимодействовать с теми же вятичами, потому что корень *mer- «яркий, светлый, чистый» — очень даже праиндоевропейский…

    Согласно «Повести временных лет», вятичи и радимичи были «от рода ляхов». По археологическим наблюдениям, расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья или даже с верховьев Днестра (где обитали дулебы). Поэтому, в любом случае связь с полянами прослеживается.

    Ожидаемо, ко времени утверждения Олегом Вещим в IX веке Древнерусского государства (из полян, словен, кривичей, радимичей, северян, дреговичей и древлян) со столицей в Киеве, вятичи не входили в состав Древнерусского государства. Позже земли вятичей войдут в состав Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств. В последний раз вятичи упоминаются летописью под своим племенным именем в 1197 году. Но и после этого могущество киевской общины подрывалось ее постоянными столкновениями с черниговцами. Раздоры киевских и черниговских князей были тесно связаны с межволостной борьбой, в которой на стороне черниговцев нередко выступали половцы.

    В месте впадения Оки в Волгу князем Юрием Всеволодовичем в 1221 году был основан Нижний Новгород. Но во времена Олега там были владения Волжской Булгарии. Почему меня так интересует выход к Волге? А потому что Волга была для Руси важнейшим торговым путём (из варяг в персы), как раз и дававшим тому, кто его контролирует, достаток и процветание, и клады с дирхемами. Если к северу от Булгарии основными торговыми агентами в IX—X веках выступали варяги, то на Нижней Волге основной политической и экономической силой выступала Хазария. На Волге стоял крупнейший город государства — Итиль. Нижнее течение Дона защищала мощная крепость Саркел. Связь Волги и Дона осуществлялась через волгодонскую переволоку.


    Долго Русь являлась торговым посредником между Европой и Востоком. Не потому ли европейцы так интересовались западными землями Руси (Червоная, Чёрная и Белая Русь)? А всё остальное для них оставалось Тартарией.

    И был ещё один путь (из варяг в греки), дававший Руси выход на рынок Византии. На нём и стоял Киев. Помимо льгот в торговле, русы периодически выколачивали из Византии ещё и дань. А вот Византия, имея свой интерес в волго-донской переволоке, ещё в  829 - 842 годы оказала инженерную помощь хазарам в строительстве крепости Саркел. 

    После побед князя Святослава Игоревича над хазарами в 960-е годах Русь вновь получила доступ в Каспий в обход булгар, через Саркел и волго-донский волок. Поэтому, хоть и говорят, что путь из варяг в греки использовался более для внутренних нужд и имел второстепенное значение, но резон для Рюриковичей в обладании Киевом определённо был.

    Подведём небольшой итог своему повествованию. Условное деление Руси на Юго-Запад во главе с Киевом и на Северо-Восток, остановившийся в конце концов на голове в Москве,  не совсем соответствует действительности. Больше правды в арабских источниках X века, говоривших о трёх центрах русов.

    «…И русов три группы. Группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба (Киев), и он больше Булгара. И группа самая верхняя из них, называемая ас-Славийа, и царь их в городе Салау (Новгород), и группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, городе их. И достигают люди с торговыми целями Куйабы и окрестностей её. Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении её чужеземцами, ибо тамошние убивают всех чужеземцев, к ним приходящих. Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах, и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну их…» Абу Исхак аль-Истахри, «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик», 970-е годы.

    Арсанию ищут до сих пор. Южные гипотезы базировались на сделанном в XIX веке неточном переводе Истахри, в котором Арсания помещалась между хазарами и волжскими булгарами. Версии были разными. Например, о тождестве Арсы и Рязани. Или о Ютановском городище в пойме реки Оскол (что ко мне особенно близко, ибо Волоконовский район). Рязань — это точно ареал вятичей. Да и Ростов, который Арса по одной из «северных» версий — тоже следует отнести к ним. Сейчас поясню.

    Понятно, что в случае Арсании речь идёт о Волжском торговом пути. О ком мне напомнила  Арсания? Аорсы!

    Аорсы долгое время были наиболее влиятельным племенем среди восточных сарматов. Страбон свидетельствует, что аорсы и сираки «простираются на юг до Кавказских гор; они частью кочевники, частью живут в шатрах и занимаются земледелием». Далее Страбон дополняет эти скудные сведения: «Эти аорсы и сираки являются, видимо, изгнанниками племен, живущих выше, а аорсы обитают севернее сираков. Абеак, царь сираков, выставил 20 000 всадников, Спадин же, царь аорсов, даже 200 000; однако верхние аорсы выставили ещё больше, так как они занимают более обширную область, владея почти что большей частью побережья Каспийского моря. Поэтому они вели караванную торговлю на верблюдах индийскими и вавилонскими товарами, получая их в обмен от армян и индийцев; вследствие своего благосостояния они носили золотые украшения. Аорсы, впрочем, живут по течению Танаиса, а сираки — по течению Ахардея…» По Страбону, на рубеже нашей эры аорсы делились на верхних, и нижних. Верхние аорсы, жившие в междуречье Волги и Дона, Северном Прикаспии и Южном Приуралье, ведшие караванную торговлю, были богаче и многочисленнее. Кстати, Спадин правил в середине I века до н. э.

    Итак, аорсы — сарматы. Но в то же время (со II века до н. э. по 1 половину 1-го тысячелетия н. э.) в землях Северного Причерноморья и Дунайского региона кочевали роксоланы — ираноязычное сармато-аланское племя. По неволе нужно вводить третий компонент. Аланы. В русских летописях аланы назвались словом «ясы».

    Анатолий Абрашкин рассказал очень интересную историю о том, как однажды пересеклись пути ванов-русов, покинувших разгромленную в 5 в. до н.э. персами Урарту, с асами-иранцами. И завязалась война. Помните ли из скандинавского эпоса, как в итоге асы (из Ас-гарда Ашха-бада)  заключили с ванами перемирие и обменялись заложниками? В результате появилось племя росоланов и разговоры о германо-славянском единстве. Вот только многие асы дошли до Скандинавии и объединили вокруг себя германцев, некоторые асы-аланы вместе с вандалами попали в Северную Африку, третьи в IV веке были разгромлены гуннами, четвёртые с VII по X вв. входили в состав Хазарского каганата.

    А ваны-венеты шли к своей прародине, назвав её в итоге землёй Вантит (желанной), основав по пути в (Х)-Русии города Вани и Рустави, а на Дону город Ростов, а далее по списку будет и Рязань.

    Так уж получилось, что к моменту становления Древнерусского государства на Русь несколькими мощными потоками сошлось некогда единое арийское племя (о чём неопровержимо свидетельствует генетика). Племя, уже обладавшее долгой историей, распадавшееся на множество ручейков, но помнившее о своих общих предках.

    Думаю, что и на самой Русской равнине с момента своего первого здесь появления продолжала жить значительная часть ариев. Не только в Причерноморье. Так, на Южном Оленьем острове в северной части Онежского озера было обнаружено более 170 захоронений. По трём из них даётся датировка в 7500 лет. Выявлены мужские гаплогруппы  R1a1 и J (а я давно говорю, что в иврите индоевропейские корни!). Как оставшиеся племена ариев назывались? В разное время, возможно, несколько по-разному. С нашей-то современной высоты попробуй разглядеть, что скрывается на глубине! (И ведь даже ещё не на дне.) Да ещё неоднократно переплетённое по воле своенравных течений. Вот и у женщин Оленьего острова найдена гаплогруппа U4, которая в настоящее время достигает максимальных частот в Уральском регионе. Да и гаплогруппа C (мтДНК) так же считается типичной сибирской гаплогруппой. Так что Тартария у нас в крови и очень давно!

    Так кто же всегда оставался на своей родине? Возможно, это радимичи. Или соседи вятичей, северяне. Северяне, которые боруски. А приняв когда-то «в свои объятья» венетов из-под Трои, стали они зваться борисфенитами. Хотя, нет. Венеты из-под Трои, это, скорее всего, прусаки-поморяне. Главное, чтобы ментальность у них от Пандавов общая была. А то ведь были ещё и Ядавы… Думаю, здесь даже палеогенетики не разберутся.

    А северяне… Так они в начале VIII—XI веков населяли территорию современных Черниговской, Сумской, Брянской, Курской, Белгородской областей. И, вероятнее всего, это название имеет скифско-сарматское происхождение, восходя к иранскому «чёрный», что подтверждается названием города северян — Чернигов. Сравните авестийское syava- «чёрный» и др.-инд. syava- «чёрно-бурый, гнедой, тёмный». Сивый мер-ин, по-русски говоря.

    Как полагает М. Фасмер, прежде чем восточные славяне распространились через Белоруссию до Новгорода, северяне были самым северным племенем. Здесь самое время опять вернуться к китайскому. Чёрные? Значит, на севере! Белое море ещё выше, но оно как бы и на восточной окраине нашей огромной страны. Хотя, подозреваю, что с ним не так всё и просто.

    В завершение вот такую интересную вещицу покажу. Как утверждают китайцы: север — чёрный, восток — зелёный (синий), запад — белый (священная страна), юг — красный и золотая (жёлтая) середина.

    Значит, Чёрное море должно быть на севере.

    Тогда на западе и ниже от него плещется море Эгейское (или болгарское Бяло). Само Средиземное море (частью которого является Эгейское) на османско-турецком языке так и называлось: Bahr-i Sefid, «Чистое белое море». В турецком языке оно известно как Akdeniz, «Белое море», так как у турок белый цвет (ak) означает запад.

    На юге море Красное.

    Серединой почему-то будет южное побережье Каспия, потому что он же и море Сарайское (тюрк. Золотое).

    Сложнее всего с сине-зелёным востоком. Это и Синай. Это и Индия цвета индиго. Это и Китай с латинским «China». Неужели нет ничего, связанного с водой? Помните, голубой — это цвет неба, т. е. Тенгри, высшего божества тюрков и монголов? Бай-кал у бурят — это «Байгаал-далай», что значит «обширный, большой водоём, подобный морю», где далай означает также «необозримый, вселенский, верховный, всевышний». Или озеро Балхаш… Казахи именовали озеро «Тенгиз», что значит «море» (но мы ведь помним о Тенгри).

    Про кого это? Думаю не про северян с их Черниговом. А вот все народы, говорящие на тюркских языках, хоть в небольшом количестве, но имеют мужскую гаплогруппу R1a. Только это уже не про русов. И ментальность у тюрок уже немного другая.

P.S. Опять я споткнулась о Белое море! Ладно. Разберусь как-нибудь.