Играй, гармонь любимая!

Галина Соловейкина
Каждый год, в третью суббота марта, с 2010г., в больших и малых городах России, отмечается праздник – Всероссийский День баяна, аккордеона и гармоники.  Праздник был учрежден по инициативе кафедры баяна и аккордеона РАМ им. Гнесиных.
 Наверное, только русский народ, объединяющий огромное количество народностей и национальностей, такой музыкальный: столько много у нас красивых, величавых, грустных, мелодичных и зажигательно веселых мелодий.
История русских народных музыкальных инструментов насчитывает более 200 лет. Самыми любимыми и популярными народными музыкальными инструментами во все времена были и остаются гармонь и баян. Без них не обходилось ни одно событие: праздники, свадьбы, новоселья, проводы, встречи, начало и окончание полевых работ и т. д.
Баян, гармонь, аккордеон – родственные между собой музыкальные инструменты. Об истории их возникновения и развития, хотелось бы рассказать. В результате долгих поисков, экспериментов музыкальных мастеров и физиков – изобретателей России, Чехии, Германии, Австрии, Голландии, на рубеже XVIII-XIX вв., появилось на свет целое семейство пневматических инструментов: фисгармония, губная, ручная и ножная гармоники и существуют они до сих пор с соответствующими названиями: концертино – в Англии, банднеон – в Германии, аккордеон – в Австрии, в России – гармонь и баян.  Эти музыкальные инструменты стали считаться национальными.
Итак, символом народного музыкального искусства для нашей страны, давно стала гармонь. Историю этого инструмента можно разделить на три основных периода: период возникновения - 1780-1830 гг., период развития и совершенствования - 1840-1920 гг. и период массового распространения - 1930-2000 гг.
 Гармонь – является легким портативным инструментом. Она может заменить целый оркестр. Гармонист может наиграть мелодию, а может аккомпанимировать хору. Поэтому она полюбилась и стала такой популярной в России. Ни в одной стране мира не создавалось столько разнообразных моделей, как у нас – более 60. Гармонь была доступна всем: и городскому жителю и сельскому. Ее производство было налажено по всей России: в Ельце и Череповце, в Вятке и Саратове, в Шуе и Петербурге, в Москве и Косимове и других городах. Музыкальные мастера – умельцы изменяли конструкцию инструмента, исходя из особенностей народной песни, той или иной местности. Отсюда такое богатство и разнообразие моделей.
И все же первенство этого музыкального инструмента принадлежит Туле. Этот город оружия, самоваров и пряников стал колыбелью и для русской гармони и баяна. Здесь появилась на свет первая гармонь отечественного производства. Здесь открывается первая гармонная фабрика. И наконец, в этом городе была изобретена первая хроматическая гармонь, ставшая прообразом баяна.
Все открытия делаются в единичных экземплярах, на основании которых впоследствии налаживается производство. Как пример можно привести этот музыкальный инструмент. Гармонь в России появилась благодаря русской любознательности и интересу. Согласно версии, о том, что гармонь была изобретена в Германии, тульский оружейный мастер, И. Е. Сизов, приобрел немецкую однорядную гармонику, за 40 рублей ассигнациями, летом 1830 года на Нижегородской ярмарке. Тульского мастера заинтересовал внешний вид инструмента, выделка деталей и задорная игра. Вернувшись домой, он разобрал свое приобретение на детали, скопировал их и собрал свое детище, ничем, по качеству звучания не отличающееся, от иностранного. Так появилась на свет первая отечественная гармонь. Иван Евстратьевич не ограничился созданием единичного образца, а продолжил изготовление этих новых для России, музыкальных инструментов, одновременно обучаясь игре на гармони. Популярность нового музыкального инструмента росла и как следствие, росла в нем потребность. Многие тульские мастера, оружейники и самоварщики, воодушевленные примером Сизова, стали изготавливать кроме основного своего занятия, гармони. Так, в Туле возникли домашние гармонные мастерские, в дальнейшем преобразованные в фабрики.   В 1830-х годах, Т. П. Воронцов, ознакомившись с гармоникой, привезенной И. Сизовым, и внеся свои изменения, стал производить в своем цеху модели лучшего качества по звуковым и внешним признакам.
В 1838г. кустарное производство уходит в прошлое и появляется первая в России самостоятельная «Вольно-оружейная гармонная фабрика». Первое десятилетие, в год, фабрика выпускала 4 тысячи гармоней, в следующее десятилетие – 6 тысяч. Гармони продавались в Москве, Нижнем Новгороде и на Нижегородской ярмарке, а с нее разъезжались по всей России. Тульские музыкальные инструменты, братьев Киселевых неоднократно участвовали как в русских, так иностранных выставках, получая золотые, серебряные, бронзовые медали.
Наивысший показатель производства русских гармоний пришелся на предвоенные годы первой мировой войны. Октябрьская революция свергла существующий строй, изменила государственную форму собственности, отменив частную. Все частные предприятия, фабрики, заводы были национализированы. Это коснулось и музыкальной отрасли в 1918-1919 гг.
 После окончания гражданской войны, начинают проводить в стране политику кооперирования кустарей в артели по производству гармоник. В 1922 году в Туле была организована первая артель. В целях пропаганды артельного гармонного производства в 1928 году в Москве, был организован конкурс гармонистов и устроена выставка гармоник. После этих мероприятий были установлены стандарты производимых моделей гармоник.
 Баян как музыкальный инструмент, является усовершенствованным вариантом хроматической гармоники. Этот вид гармоники был изобретен в Туле, в 1870 году тульским гармонистом-энтузиастом Н. И. Белобородовым. А воплотил в жизнь это изобретение по его чертежам тульский мастер гармонных дел Л.А.Чулков. Н.И.Белобородов организовал кружок любителей игры на гармони, который позже был преобразован в первый в мире оркестр хроматических гармоней. Коллектив на гармонях исполнял оперу М.Глинки «Жизнь за царя», «Пиковую даму», вальсы Иоганна Штрауса и другие сочинения известных композиторов.
В 1907 году мастер Стерлигов сконструировал гармонь, которая имела полноценный хроматический звукоряд. Мастером названа гармонь была баяном, чествуя Бояна - легендарного певца-сказателя древней Руси. С этим инструментом музыкант выступал несколько лет на концертах в Петербурге, Москве, ездил на гастроли в другие города. Таким образом, музыкант стал распространителем новой конструкции гармоники. Именно с этого времени в России начинается история развития современного баяна.
Современные баяны имеют трех, четырех или пятирядную правую клавиатуру. В зависимости от количества рядов кнопок, различают схемы трех типов: московскую, ленинградскую и европейскую.
Первый концертный баян был создан в 1951г. На баяне виртуоз-музыкант может исполнить как произведение классическое, например, Баха, Моцарта, Паганини, Бетховена, Римского-Корсакова и других (перечислять можно бесконечно), так и музыку современных жанров.
 И гармонь, и баян прошли испытания временем. Даже в суровые годы Великой Отечественной войны продолжался выпуск этих любимых русским народом музыкальных инструментов. С фронта шли письма с просьбами, и даже требованиями: «Дайте гармони и баяны! С песней легче воевать» Неслучайно на передовые позиции выезжали агитбригады. Песни в исполнении неизвестных артистов, а тем более Нины Руслановой, Клавдии Шульженко, помогали выживать солдатам в нечеловеческих условиях и верить, что наступит долгожданный день Победы и они вернутся домой.
К пятидесятым годам разрушенное войной народное хозяйство было восстановлено. Возродилась и музыкальная отрасль. По данным Госплана СССР, в 1953г., на 25 предприятиях страны было произведено 597307 баянов и гармоней, 7124 аккордеона. И с каждым годом производство музыкальных инструментов только увеличивалось. Наиболее крупные фабрики по производству музыкальных инструментов были сосредоточены в крупных городах страны – Москве, Ленинграде, Туле, Кирове, Вологде, Калуге, Шуе, Новосибирске, Харькове, Полтаве, Житомире, Молодечново (Белоруссия). Одна из таких фабрик работала и в Ростове-на-Дону.
Ростовской фабрике клавишных инструментов более 70 лет. В 1921году, после окончания гражданской войны и с началом мирной жизни, в городе Ростове была открыта небольшая музыкальная мастерская по ремонту балалаек, мандолин и гитар, со штатом из 10 мастеров. В 1924 году мастерская была преобразована в музыкальный комбинат. К 1930 году комбинат освоил выпуск баянов и с этого времени до момента закрытия музыкальной фабрики в 1997 году, здесь изготавливали высокого качества музыкальные инструменты, которые были востребованы во всех уголках нашей страны. К 1980-м годам ассортимент расширяется, совершенствуется. Здесь выпускаются и аккордеоны, и электрогитары. Фабрика становится крупнейшим советским производителям музыкальных инструментов. В советское время ростовская фабрика входила в МПО «Кавказ», объединение двух музыкальных заводов. Второй находился в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ).
В 90-е гг., губительные и разрушительные для страны, закрывались многие предприятия, фабрики, заводы, в том числе и музыкальные. Но жизнь не стоит на месте, заканчивается один период, начинается другой. Положительные сдвиги стали происходить с началом нового тысячелетия. Предприятия «Тульская гармонь» и «Шуйская гармонь» стали символами возрождения в стране былых любимых народных инструментов. Сейчас инструменты звучат как в самодеятельных так и профессиональных коллективах. А то, что интерес у населения России, к этим народным инструментам не пропал, подтверждает выходящая с 1986г. на Первом телеканале, всеобще любимая передача – «Играй, гармонь любимая!». Передача создавалась народным артистом России, Г. Заволокиным. С 2001года ведущими передачи стали его дети – Захар и Анастасия. Как и прежде, музыку слушают, радуются, веселятся и грустят. И пока в малых городах России будут существовать музыкальные школы по обучению детей игре на музыкальных инструментах, а в деревнях слышны народные многоголосые песни, под аккомпанемент гармони или баяна, мы можем быть уверены, что народные традиции живы.