Как мы вычисляли вора

Перминов Геннадий
Всё это происходило  в конце восьмидесятых годов двадцатого века. Тогда я трудился инженером в лаборатории электро приборного  завода.  Коллектив наш был небольшой – человек примерно двадцать. В основном инженеры, а двое – техники лаборанты. Народ был хороший, дружный, все друг друга основательно знали, как и семьи сотрудников. Такая мирная жизнь продолжалась несколько лет, пока на завод не поступил заказ на приборы от Министерства Обороны. Требования к измерительным приборам для военной техники были довольно жёсткие. Они должны выдерживать холод до минус восьмидесяти градусов Цельсия, температуру нагрева до пятидесяти градусов, длительную вибрацию и после этого оставаться работоспособными. Ранее с подобными условиями эксплуатации нам справляться не приходилось. Чтобы сохранить предприятию выгодный заказ, пришлось «засучив рукава» взяться за ум и немедленно приступить к новому делу. Для проведения испытательных работ, в лабораторию одновременно приняли шестеро юношей  выпускников техникумов.
С тех пор  прошло  примерно полгода, когда моя подружка Людмила Старухина, в одном откровенном разговоре со мной не сообщила, что кто-то в коллективе стал похищать деньги. По началу никто не привязывал потерянное  к воровству. Вор действовал избирательно. Если у потенциальной жертвы в кошельке имелось несколько одинаковых купюр, например, две или три пятёрки, десятки, или даже рубли, то пропадала именно одна из них. Жертвами  становились женщины, так как, они оставляли свои кошельки в сумках, в раздевалке. Обнаружив исчезновение одной из купюр, та приступала  хаять себя, свою рассеянность, или забывчивость, но никак чьё-то не воровство.  Среди женщин была Лидия Видокле, муж которой трудился преподавателем в нескольких высших учебных заведениях, много зарабатывал.  В лаборатории считалось, что Видокле счёт деньгам не ведёт. Напосредственно у Видокле почти ежедневно пропадало больше всех денежных средств.  Дошло до того, что одна из дам заявила: Лида, я буду постоянно ходить за твоей  спиной и подбирать деньги. Так шутили, по первости.
Гена, обратилась ко мне Людмила, надо вычислить и  поймать вора. Оба  грешили, на кто-то из новых мальчиков, которые или который балуется воровством.  Раньше подобного не наблюдалось и сотрудники не увольнялись более двадцати лет. Сообщили начальнику лаборатории. Он связался с милицией. Пришёл офицер, посоветовал подбросить кошелёк с пачкающей несмывающейся краской.  На наше подозрение на молодых новеньких, отметил, что никто из них в криминале не замечался и не привлекался. Оставил нам кошелёк, разъяснил как им пользоваться. Он застёгивался  двумя шариками. Раздвигая шарики, отведя их в стороны, срывалась защита  патрона с краской и резко выстреливалась. Мы немного загрубили пружинку, вдруг. кто-нибудь нажмёт случайно на кошелёк и он выстрелит на невинного человека. Милиционер разрешил и удалился. Но вор, оказался хитрее, умнее нас   и  не попался на удочку. Когда мы с начальником осмотрели кошелёк, то выяснили: вор осторожно его приоткрыл, увидел вместо денег патрон с краской и легонько оставил кошелёк на месте, даже не защёлкнув. После этого случая, пропажа денежных купюр прекратилась месяца на два - три. Когда же опять произошел случай пропажи, решили попытаться самим вычислить вора.  Подозревали – конечно новичка  Коровина. Парень постоянно  что-то жуёт, с товарищами по работе не дружит, почти не общается, молчит, в  общем  подозрительный тип.
Заинтересовались его жизнью. Живёт один в снимаемой комнате. Родители в разводе. Сестёр и братьев не имеет. Дружит с одноклассником. Увлекается гимнастикой. Вроде ничего подозрительного. Единственное, что насторожило, так это Барановская, уж часто сидит около его. Что она к нему прилипла? У них разница в возрасте почти двадцать  лет. Он молодой, холостой, она – замужняя женщина с детьми. Общих интересов быть не может. Однако при общении Барановской с Коровиным, он стал иногда улыбаться.  Ну так, слава Богу.
Между тем, пропажи продолжаются. Составили список членов коллектива и договорились: если в день пропажи, кто-нибудь отсутствовал – вычеркиваем его из списка потенциальных воров. Подобное    мероприятие продолжалось довольно долговато. Наконец в списке остались всего две фамилии Коровин и сторожилка  лаборантка Барановская. Какие могут быть сомнения  - вот он вор - Коровин, ну не Нелька же Барановская. Работает в лаборатории двадцать пять лет, мать двоих детей, правда разошлась с мужем, но это не повод подозревать её, хотя всё может быть. В раздевалку подложили личный кошелёк начальника с записанными номерами купюр, стали ждать. Старухину обязали наблюдать.  Вот  Коровин буквально влетает в раздевалку и также стремительно  выбегает. Только Людмила решила проверить приманку, как в раздевалку неторопливо вошла Барановская. Побыв там совсем немного, Нэлька Барановская,  спокойно не торопясь выходит, поправляет на ходу кофточку, идёт на своё рабочее место, садится.  Оборачивается к коллеге и что-то спрашивает. Старухина проверять. Конечно пропала пятёрка. Кто похитил? Да без вопросов – Коровин. Старухина  видит: Коровин достаёт из ящика стола  бутерброд, откусывает, убирает обратно.  Встаёт и убегает к камере холода, где находятся два прибора на испытаниях.
Что делать? Бегом к начальнику. Тот – подождём. Рискнём ещё пятёркой.
На другой день, Барановская двигается в раздевалку, немного побыла, выходит, убирает в карман губную помаду, садится за стол. Старухина должна проверить, но решает, что не стоит.  Не будет же Нелька Барановская шариться по кошелькам, но подумав, для очистки совести  пошла проверить наличность. Смотрит – пятёрки нет. Бегом к начальнику – доложить. Тот вызывает Барановскую. Та подходит не торопясь. Шеф просит показать, что у неё в кармане. Барановская вынимает носовой платок, губную помаду и незаметно бросает на пол пять рублей.
Немедленно в кабинет вызываются понятые, составляется протокол. Барановская всё отрицает, плачет, отказывается подписывать бумагу, убеждает выпавшая купюра лично её. Вдруг, резко развернувшись выбегает из кабинета начальника, бросается на своё  рабочее место, закрывается руками и начинает громко рыдать. Никто к ней не приближается, ничего не говорит. В помещении наступила тревожная атмосфера, каждый молча занимается своими делами. Появляется отсутствующий Коровин. Видит необычную обстановку, заходит к  начальнику,  интересуется:
- что случилось с Барановской, почему  она плачет. Тот объясняет ему, что она уличена в воровстве денег у сотрудников и её поймали с поличным. Коровин кивнул головой -  понял. Подошёл к Барановской, присел рядом на стул, положил свою руку ей на плечо и стал что-то тихо говорить. Громкие истеричные рыдания Барановской прекратились. Вскоре прибыл вызванный начальником милиционер.    Стал допрашивать Барановскую и та, перестав рыдать, вдруг созналась. Говорит:
     - Да, я брала деньги, мне  было невыносимо трудно про жить одной с двумя детьми. Муж ушёл и ничего не платит, моей зарплаты не хватает , а детей необходимо кормить, одевать, обувать.  Нужно было искать выход. Да, я неправильно поступала, но по крупному не похищала, а только у тех, кто  богато живёт. Они не почувствуют пропажи  одной пятёрки или рубля, а для меня прибавка, не милостыню же просить.  Да  и обогатилась – то я в  общей сложности на сумму чуть более тысячи рублей. Мне стыдно перед девочками. Простите меня, если сможете. Да, виновата я, но постарайтесь войти в моё положение.  Встала, поклонилась всем низко в пояс. Никто никак не отреагировал, тогда милиционер, арестовал её и увёл с предприятия.  Примерно через неделю – другую Барановскую судили. Назначили ей наказание в виде принудительных работ сроком на полгода. Обязали ежедневно мыть полы в спорт комплексе «Динамо».
    После судебного заседания, наши девушки стали  постоянно обсуждать Барановскую. Нашлись те, кто её защищал, а также кто резко был нетерпелив к её поступкам. Отдельные оправдывали её, жалели.  Мол после расставания с мужем жить стало тяжело, ну и попутал её Бес. Нужно было бы всем коллективом резко проработать её, настыдить,  простить, и заставить выплатить. Зачем необходимо было доводить дело до суда, зря мы так.  Другие не могли  согласиться с прощением.   Отвечали:
    -Ну как я могу находиться в одной комнате с воровкой. Чувство доверия к ней, не будет никогда, а вот гадливость, останется надолго. И вообще  из-за неё исчезло доверие к людям. Нет ей прощения.
    Раскололся наш дружный состав на две непримиримые части. Мирная . спокойная, дружная  жизнь исчезла.
   Прошло с полгода. Костя Коровин уволился с предприятия.  Вскоре мы узнаём, что Коровин живёт у Барановской. Чудны и неисповедимы  дела твои Господи.