Клайв С. Льюс об Аде

Лариса Болотова
        Существует ли Ад? Если существует, то какой он?
      
        Из книги Клайва С. Льюса «Ад, чистилище,  рай»:

«Господь применяет для ада три символа: муки, гибели и лишения, или же утраты изгнания во внешнюю тьму. Широко распространенный образ огня важен, ибо он соединяет в себе идеи мучений и гибели.

Гибель представляется нам обычно как исчезновение, словно душа может просто исчезнуть. Но мы знаем по опыту, что когда одна вещь гибнет, возникает другая. Сожгите полено, и вы получите пепел, какие-то газы и тепло. Быть может, и здесь гибель означает переход в некое состояние «бывшей души».

То, что выброшено (или выбросилось) во тьму,- не человек, а его «остатки». У человека полноценного, целого страсти подчинены воле, а воля предана Богу.  У человека «бывшего» воля, по-видимому, полностью сосредоточена на нём самом, а страсти совершенно ей неподвластны. Конечно, невозможно представить, что происходит в его сознании, - ведь он уже не грешник, а какая-то свалка враждебных друг другу грехов.

Ад – это ад не с адской, а с райской точки зрения. Добрый человек не сможет блаженствовать в раю, зная, что хотя бы одна душа мучается в аду.

Уход во внешнюю тьму – конец делу, а не начало какой-то новой жизни. У нас нет оснований сомневаться в том, что погибшая душа обречена окончательно на свою страшную долю; но нам не известно, означает ли это вечную или вообще какую-нибудь длительность. Рай – наш дом и в нём есть всё, что нужно для полной человеческой жизни; ад же не создан для людей. Ад не параллель раю, он – вне его, во тьме, за пределами бытия.

Творение Бога воспротивилось Ему. В определённом смысле погибшие – победители: им удался их мятеж; и я охотно верю, что врата ада заперты изнутри. Я говорю не о том, что им «не хочется» выйти, может быть и хочется, как хочется завистнику быть счастливым; они не желают сделать и шага к тому  пути, на котором душа достигает блаженства. Они обрели свою страшную свободу и стали рабами, узниками, тогда как спасённые, отрешившись от себя, становятся всё свободней».

         О какой свободе идёт речь? В первом случае о приобретении самосознания. Во втором случае отрешение от себя, то есть потеря самосознание. Сможет ли в последнем случае человек понять, что он свободен? Понять, что ты приобрёл свободу и блаженство можно лишь в том случае, если сохранишь свое самосознание. Каким же образом можно одновременно и отрешиться от себя, и сохранить самосознание? Необходимо создать с помощью земной жизни свои высшие тела, и постепенно через них перенести в самое высшее тело своё самосознание.