Чита - чи не та

Виктор Ефремов 2
Настало время для многих, кто так долго мечтал о той свободе, где можно свободно приобрести «зелёненькие» - доллары. «Купи – продай» стал всенародным девизом в нашей, когда - то могущественной стране. С других стран всякими путями доставляли всевозможные диковинки от жвачки, джинсов и другой некачественной продукции, которые пользовались у нас в стране не то что спросом, а модой. Как не показать себя своим друзьям, что ты идёшь по улице и как босс в Америке жуёшь или держишь во рту сигару, или сигарету иностранного производства. Вот смотрите, какой я!
   Начиная с распадом СССР с 1988 года и открытием границ, началась совершенно новая жизнь. Надо как - то выживать в то время людям, которые не умели воровать, обманывать. Вот и везли свои товары, коллекции в обмен на не качественный товар из Китая, Турции и других стран. Полетели наши надёжные товары из кожи, золота, цветных металлов, драгоценного меха, ситца, шерсти в виде шинелей, платков, кожаных, яловых сапог из армии и многих других в обмен на совершенно не качественный товар разового использования. Что поделаешь – диковинка китайская. Например, спортивный костюм, бывает с зашитым карманом. Или обувь, на вид красивая, когда новая, но бумажная. На один раз.
  Я коллекционировал почтовые марки – занимался филателией, нумизматикой – коллекционирование монет и многим другим. Скопилось очень много марок в кляссерах за 50 лет, двойных, в квартблоках – четыре марки. Ко мне с Читы приезжал брат Иван, заинтересовался Ленинской тематикой. Марками он не занимался, а тут такое увлечение стал проявлять к ним. Стал ко мне чаще приезжать. То, что марок у меня было с избытком, то мне для брата было не жалко. Тем более такой тематики с изображением Ленина в то время выпускалось много и часто, как и в значках. В дальнейшем выяснилось, что Ленинская тематика пользуется большим спросом у китайцев, так же, как изделия из кожи, цветного металла и другое. В то время границы открыли для торговли с Китаем. Китайцы хлынули к нам со своим товаром разовым в города вдоль границ, а затем и вглубь России, обменивая свой ширпотреб на наши вещи.
   Я тоже решил разузнать обстановку в городе Чите, где собирались «менялы». Сюда ехали со всей страны и везли всё, вплоть до пушнины. Для начала набрал монет с изображением Ленина и марки. Много места не занимают. Поехал на разведку. Народа было очень много на вокзале – особенно китайцев с баулами, набитыми вещами и беспардонным отношением к окружающим. Орут, кричат, мусорят, сидят прямо на асфальте и перекусывают. Вокруг них уже вынюхивают местные, а может и залётные воры, которые будут сопровождать их до места обмена, чтобы не упустить свой шанс.
   Место для торговли выделили в недостроенном дворце спорта. В конце восьмидесятых годов таких недостроенных объектов было достаточно. Их назначение было для встреч и разборок бандитских группировок. Понятно для всех было, где торговля, туда слетаются воры, рэкетиры, бандиты и другие элементы поживиться бесплатно. Охрана, - в лице милиции, ОМОНа и других силовых структур, хотя и бдительно несли свою службу, но и им перепадало от выкраденных баулов с вещами у китайцев.
  У меня от первой поездки остались положительные эмоции. Привёз немного монет и марок китайских старых выпусков. Они удивились, откуда у меня старые марки из Китая и с удовольствием поменяли на спортивные костюмы. На первый взгляд материал необыкновенный, эластичный. Но когда ко мне подошла женщина и сказала:               
- Вы молодой человек проверяйте все костюмы и торгуйтесь.
Мне показалось, что я и так не прогадал. Когда она взяла из моих рук костюм, вывернув его, то я увидел всё качество этого производства. Карманы боковые зашиты или один намного меньше другого, или их нет и швы прошиты не профессионально. Ещё подсказали мне, что с рюкзаком опасно, когда он за спиной – могут порезать сзади и вытащить товар в толпе. Поэтому стал брать свою дочку, чтобы она находилась позади меня или с боку и присматривала. Раз в две недели я успевал съездить в Читу. Привозил товар и сразу оптом сдавал. Сильно не накручивал цены. За это время я освоился и ко мне уже присмотрелись жулики местные. Они изучали меня, а я присматривался к ним, как они воруют. Приспособились так, что целиком баулы с товаром под столом вытаскивали и уносили. Одни пока торговались – отвлекали, другие удочкой под столом зацепляли баул и вытаскивали. Милиция закрывала на это глаза. Им тоже перепадало от этой кражи. Однажды, когда я приехал с дочерью, за мной пристально следил человек, которого сразу определил – этот не отстанет.
  Никто не заметил, даже моя дочь не сразу сообразила, что рюкзак сверху вниз был порезан. Но ничего не вывалилось, а только были видно плотно упакованные кляссеры с марками. Они были тяжёлыми, но для меня такая тяжесть труда не составляла носить за плечами десять кляссеров больших, набитых марками. Дочь только сумела крикнуть:               
- Папа!                Резко повернувшись, воришка хотел сбить меня, но ему это не удалось. Дочь вцепилась в его куртку. Сбросив рюкзак, я сделал ему подсечку, положил на бетонный пол и заломил руку. В это время подошли два милиционера, обратились ко мне:
- Что произошло?
Я показал на рюкзак:
- Вот он мне его порезал. – отпустил руку воришки. Тот оставался лежать на бетонном полу.
- Свидетели есть. – с неохотой спросил один из милиционеров.   - я свидетельница. Это мой папа. Он давно за нами следил.         
- Пройдёмте с нами. – милиционер пригласил меня с дочерью в вагончик, который стоял неподалёку.
 Другой поднял человека с бетонки и вёл его чуть позади. На нас никто не обращал внимание. Таких случаев здесь бывает два – три в день. Очень много драк с применением ножей. Не дают разгуляться омоновцы. Они всегда на месте. Когда нас завели в вагончик, там сидели два человека в чёрной форме с надписью на спине ОМОН.
- Предоставьте свои паспорта и объясните цель своего визита на вещевой рынок? – один милиционер взял мой порезанный рюкзак и вытащил из него содержимое.
- Это ваше? – неприятно спросил сержант – милиционер, - что находится в этих альбомах?
- Это кляссеры с марками на разные темы. Ленинская тематика, спорт, живопись, старые марки России, блоки и квартблоки, – с уверенностью объяснил я, - коллекционирую много лет, знают меня коллекционеры Читы и многие из Советского Союза. Запрещённого здесь ничего нет, а этот порезал мне рюкзак. - Я показал на сидящего у стенки задержанного человека.
- Зачем вам ехать такую даль из Иркутской области? Сидели бы дома, – не успокаивался сержант. Пора и отпустить меня, лучше задержанного допрашивать, а не меня, - а ты где работаешь? Так ловко задержали воришку, не мелкий ведь он. - я не стал скрывать, что работаю в спортшколе и являюсь мастером спорта.
В вагончике было жарко, решил расстегнуть свою куртку. Только расстегнул, как милиционер обратил внимание на висящий на ремне ножик в ножнах. Он сразу привлёк внимание на присутствующих в вагончике.
- Это как объясните? Мастер спорта, да ещё с холодным оружием. Документы на всё это есть? – наседал сержант на меня.
- Это не холодное оружие, а моё изделие из простого металла и угрозы не представляет по ГОСТу. – защищался я.
- Снимите с ремня нож и положите на стол. Остальные все выйдите, я поговорю сам с ним, – все вышли по приказу сержанта. Видно, что он был старший здесь. Он взял в руки нож, вытащил из ножен, - красивый, а из какого металла. Неужели сам делал?
- Я многим подарил и вам могу подарить. Ношу в лесу и в походе, вожу только в поездке. Удобно. Колбаски нарезал, хлеба. В мыслях нет применять против кого – то. На это есть приёмы обезоружить, – сержант взял в руки один из десяти альбомов, начал рассматривать, - красивые марки. Я тоже в детстве собирал, потом забросил. У вас много наверно?
- Достаточно, чтобы обменяться. Вожу вот такие рубли, с изображением Ленина, - вытащил из кармана монеты и показал, - неплохо китайцы берут. Возьми на память. Пять монет рублёвых, кожаная куртка твоя.
- Да я знаю. Ладно, идите. Вас никто не тронет. Это оставьте мне на память. Смелая у тебя дочь, есть в кого.  – сержант подошёл ко мне и протянул руку. Мне только и осталось, что попрощаться и быстрей удалиться. Не хотелось конфликтовать, ругаться, что – то оспаривать, а просто удалиться.
  Удачно поменял марки и монеты. Этот воришка в поле моего зрения больше в этот день не попадался.
  На следующий раз мы решили поехать с тремя друзьями. Их уговаривать не надо было, все охотно согласись отдохнуть у моих родственников рядом с Читой. Набрали шинелей, кожаных мячей, я набрал марок и монет. На вокзале меня встретил мой старший брат Александр. На машине мы доехали до места. В гараже сгрузили все вещи. Брат пригласил нас в дом на обед.  Александр был заядлым рыбаком, мы вдоволь поели рыбы и решили успеть ещё на рынок. Мы приехали на рынок разузнать, чем торгуют.  Покупали хорошо здесь детские коляски, самовары, шинели и многое другое, а потом везли на китайский рынок и там перепродавали, или обменивали.
  Пока мы присматривались и прислушивались к рыночным достопримечательностям, я заметил вдалеке одного знакомого парня. Возможно похожий на того, что порезал мне рюкзак, когда приезжал с дочерью. Может, показалось. Но я старался не покидать с поле зрения этого типа до самого закрытия рынка.
  Утром, когда мы поехали с друзьями на китайский рынок, решили заехать за билетами на железнодорожный вокзал. Купили четыре билета и направились в ресторан, перекусить, который стоял рядом с вокзалом. Возле перрона ко мне подошла женщина и сказала:
- Мужчина, у вас сумочка не закрыта с деньгами. Вы знаете, сколько здесь ворья? Осторожнее надо быть, не заметите, как без денег останетесь.
- Спасибо, за внимательность. – у меня сумочка с документами и деньгами была открыта, и из неё выглядывали бумажные купюры. Вот так небрежно я относился к своему имуществу.
- Вот видишь, тебе даже прохожие делают замечания, - высказался Николай в мой адрес, - тебе говорили мы, чтобы ты деньги прятал в надёжное место. Женщина будет права.
- Пусть испробуют украсть. Она у меня спереди на поясе. Каким надо быть, чтобы не заметить?
Друзья, конечно, понимали, что своровать у меня не просто. Но напомнить лишний раз не помешает. В ресторане рядом с вокзалом всегда было много народа. Ресторан больше похож на столовую, какая – то проходная. Нам столик достался у самого прохода, мало кто за него садился. Мимо меня, толкаясь, входили, проходили и выходили. Только официантки, маневрируя между столиков, лихо с подносом в руках, выполняли свои обязанности, разносили заказы. Заказав, мы стали ждать заказ. Ждать пришлось долго. Решили пропустить до еды по сто грамм водки, которую нам по заказу в первую очередь принесла официантка. Рядом с нашим столом вплотную сидела кампания мужчин, изрядно выпившая и не вызывающая никакого доверия. По разговору чувствовалось, что ребята блатные. Стоило мне только отвлечься, как я почувствовал прикосновение к своей сумочке. Это нож в руке ловко начал срезать мой пояс. Схватив за кисть с ножом своей рукой, резко вывернул кисть, из которой вывалился ножик. Я понял, что вору очень больно, но он сдержался и не стал кричать. Друзья мои поняли, что помогать не надо и не надо создавать паники. За соседним столом тоже отнеслись с понятием. Вор только вымолвил:
- Я твою сумочку с деньгами всё равно срежу. Зачем держишь открытой?
- Чтобы тебя поймать, что она тебе мешает?
- Это моя работа. Я её всё равно срежу.
- Попробуй! Сумеешь, твоя будет. Только боюсь, что без руки останешься. Воровать нечем будет. – Закончил я этот короткий диалог.
  Мы, плотно покушав в ресторане, вышли на перрон вокзала, куда подошёл пассажирский поезд. Из вагонов выходили люди, в большинстве это были военные с орденами и медалями на груди, которых встречали родные, близкие. Мы знали, что в это время наши войска были выведены из Афганистана. Все военные возвращались домой. Для них это большой праздник. Здесь же у киосков, многие отмечали встречу. Многие прямо на скамейках разлаживали свою закуску. Наш Сергей уже с кем – то познакомился и звал нас. Оказывается, Сергей служил с одним афганцем. Он по контракту отправился воевать. И вот встретились через много лет. Пока они вспоминали, я решил сходить и позвонить своему брату. Подходя к телефонной будке, заметил, что там знакомый воришка с кем – то разговаривал и очень долго. Отвернувшись, чтобы меня он не заметил, ждал, когда выйдет. Я заметил, как к будке медленно подъезжал «Москвич» и остановился, там сидела кампания, но не выходила. Воришка закончил разговор и открыл дверь будки. Одним прыжком я подскочил к будке и не дал выйти вору, спросил:
- Ты кому звонил?
- Сейчас узнаешь. – услышал в ответ.
Сзади на меня мёртвой хваткой вцепился его знакомый, но я умело сбросил нападавшего. Воришка высунул голову из будки, воспользовавшись дверцей, резко прижал ему голову. Тот потерял сознание и завалился. Из «Москвича» вылезли ещё человек пять, но Сергей видел ситуацию со мной, вместе с друзьями и афганцами моментально подоспели ко мне на помощь, где завязалась драка. Здесь же появилась милиция и скорая. Мы объяснили, как всё произошло, избавив милицию от составления протокола. Воришку, который потерял сознание, осмотрел врач. Ничего страшного. Подойдя к нему, сказал:
- Лучше займись делом, парень.
- Мы ещё с тобой встретимся. – еле вымолвил он.
- Если встретимся, то же самое произойдёт, если не хуже. Я пообещал, тебе руку сломаю – значит сделаю.
Люди, окружившие нас, стали расходиться. Кто – то с жалостью отнёсся к воришке и тем, кому досталось. Вот, решили афганцы показать себя. С милицией было всё улажено. Они с пониманием отнеслись к нам, зная многих, которые постоянно околачивались на вокзале, занимаясь этим ремеслом. Так мы в этот день не смогли съездить на китайский рынок. Билеты у нас были на завтра и завтра мы должны всё сделать. Ночью поезд.
  Рано утром мы уже были на ногах, сколько могли, взяли на обмен товар и на продажу. С нами поехал мой старший брат. Он в курсе был всех вчерашних событий на вокзале. Тем более его знали многие милиционеры, так как работал там один из наших родственников – двоюродный брат. Мы без всяких происшествий обменяли товар и на рынке около стадиона «Труд» решили продать остатки, чтобы иметь наличные, которые уже заканчивались. Стадион находился чуть выше вокзала и был обнесён деревянным забором. Мы подошли к стадиону, нашли удобное место для продажи. Трое моих друзей остались торговать, а мы с братом пошли на вокзал. Он решил меня познакомить с моим двоюродным братом, если он будет на дежурстве. Я мало кого знал из своих родственников в Читинской области, так как мало бывал у своих родных. Всё в разъездах – на соревнованиях, командировках.
  На вокзале мы узнали, что наш родственник дежурил вчера. Пока я рассматривал в киосках всякие безделушки, к моему брату подошёл мужчина и о чём – то с ним начал беседовать. А потом позвал:
- Иди сюда, есть разговор.
Я с неохотой подошёл и поздоровался с мужчиной, который протянул мне руку.
- Вот познакомься – это Влад. Он контролирует китайский рынок, где тебе порезали рюкзак. – Начал рассказывать мой брат.
- Да, я в курсе этих событий, а ты, Александр, почему не мог мне сказать, что это твой брат. Тем более мы в одной пятиэтажке с сестрой вашей живём. Давайте встретимся сегодня вечером и поговорим. Мне твоя сеструха много о тебе рассказывала. Значит вот ты какой. Надо это отметить!
- Наверно никак сегодня не выйдет. У нас на сегодня билет. Вот на той неделе мы в пятницу приедем и можно встретиться. Сейчас надо ребят своих забрать и ехать, они там, у стадиона торгуют, - я дал понять, что надо идти, - продали, не продали они хоть что - то. Поменять мы поменяли, там у нас сбыт есть.
- Пойдёмте вместе. Домой ехать по пути. – мы перешли вокзальную площадь и стали подходить к забору стадиона, где наши ребята должны находиться.
- Там какая – то потасовка, заметил я, - это мои друзья дерутся. Надо им помочь. Но когда я подбежал, двое уже лежали, а один, убегавший чуть не столкнулся с Владом и резко остановился перед ним. Влад резко осадил его:
- Что здесь происходит?
В это время, подойдя ближе, я узнал того самого воришку из ресторана, который хотел у меня срезать сумочку с деньгами и учинили драку около телефонной будки.
- Да, мир тесен. Что сейчас объяснишь? Это хорошо не мне ты попался. – мужчина стоял перед Владом, как вкопанный. Ему нечего было сказать, так как они с Владом были знакомы.
  Я догадался, что все они с одной группировки и главный над ними Влад. Влад сказал мне, что он сам с ними разберётся и к нам больше никто приставать не будет. Двое мужчин очнулись, но понять не могли, что мы дружелюбно разговариваем с Владом.
- Вы идите на автобусную остановку, а я вас догоню. Дам им разгону. – повернулся и направился к своим.
  Мы не раз приезжали в Читу. На китайском рынке нас уже встречали по - братски. Но для меня они братскими никогда не были. Такое было время. Кто какой подход найдёт для выживания, так и жили. Нам надо было кормить свои семьи. Не нарушая законов, мы занимались рыночной торговлей, как её называли «купи – продай». Другие ловко воровали, что тоже приносило неплохой доход, да ещё делились с правоохранительными органами, им тоже не хватало на хлеб. Бартерный обмен не прижился. Кирпич на хлеб не каждый поменяет.

28 июля 2018 год