Мой Сочи

Екатерина Ветрова-Монченко
   Все звали её бабушкой Феней, а я - бабушкой Феей. Трудно было понять в далёком детстве, кто такая Феня... Да и образ доброй Феи ей очень подходил. И я на самом деле думала, что она - фея.
   Вообще-то, она была мне прабабушкой и жила вместе с моей бабушкой (своей дочкой) и моим дедушкой на Черном море в г. Сочи. Неудивительно, что каждое лето я проводила с ними. Закончив всего лишь начальную школу, бабушка Феня была на редкость интересным и необычным человеком. Рядом с ней всё время хотелось находиться. Потому что она поднимала мою самооценку и учила верить в себя.
   В ее комнате на стене висел ковер с оленем. Посреди стоял круглый стол с цветком в горшке. Тут же недалеко находилась швейная машинка, на которой она шила мне платья, трусы, купальники... Возле кровати стояла тумбочка. А на ней всегда лежали книга, газета "Черноморская Здравница" и очки.
   Это было ритуалом... Каждое утро я заходила к ней, чтобы поздороваться. И не помню ни одного раза, чтобы она встретила меня без улыбки...
- Ну, что?... Принесла мне сегодня свой сон?-спрашивала бабушка. - Пойдёшь ли на море? Какое платье наденешь? Какую сказку будешь слушать?
Она задавала много вопросов о моей личной жизни, вычерпывая и наполняя душу одновременно.
   Потом она неизменно отправляла меня к Мойдодыру в ванную комнату. И мне очень нравилась ванная с белой кафельной плиткой на стенах и коричнево-красной плиткой на полу...
   В доме была спокойная атмосфера. На кухне - всегда открыто окно. Пахло гречневой кашей, котлетами и борщом. Черный хлеб покупали с тмином или хмели-сунели. Перепелиные яйца... На десерт - бутерброд с шоколадным маслом. На стене - часы с кукушкой. Бабушкины фартуки. Чистые полотенца. Газовая колонка. И всегда порядок...
   Бабушка - Полина Георгиевна, работала в школе учительницей физики и математики. Дедушка Вася - отставной офицер, был профессиональным фотографом. У него был свой рабочий кабинет, который закрывался на ключ. А в нем стояли шкафы с книгами, штативы от фотоаппаратов, сами фотоаппараты... На письменном столе была настольная лампа, а под стеклом лежали какие-то бумаги. Жили они в двухэтажном доме на четыре хозяина. А их квартира - на первом этаже. И из кабинета деда можно было выйти на улицу через отдельную дверь. Под окнами росли пальмы, которые в детстве посадили мой папа и его брат.
   В хорошо оборудованном подвале у деда была своя домашняя фотолаборатория. Каждый вечер он брал меня с собой и погружал в атмосферу чуда. Проявители, закрепители, ванночки с водой, в которых плавали фотографии. Помню, как он доставал их пинцетом оттуда и развешивал на прищепках. А еще во время работы выключал свет и мир становился похожим на невероятную тайну.
   Комнаты в их доме были высоченными и большими. На стене одной из них дедушка Вася сделал родовое дерево с фотопортретами предков до третьего рода.
   В детской комнате висел ковер с сюжетом сказки Пушкина "О царе Солтане". Стоял большой шкаф с игрушками, детскими книжками, карандашами, пластинками. Тут же был телевизор, проигрыватель для пластинок и... стол, на котором стоял круглый аквариум с рыбками... Какое удовольствие доставляла мне рыбалка!) Когда рядом никого не было, я брала маленький сачок, вылавливала рыбку и рассматривала ее в своих руках. Бывало, меня заставали на месте преступления и тогда бабушка Полина проводила со мной воспитательную беседу.
   Она вообще в плотную занималась моим воспитанием. Рассказывала о правилах поведения, следила, чтобы я была чистой и аккуратной, мыла руки. Учила мыть посуду, стирать свои личные вещи... Водила к тете Сусане играть на пианино... А еще каждое лето она вела в школе кружок по рукоделию. Естественно я ходила туда вместе с ней.
   Мы много путешествовали с дедушкой и бабушкой. Ездили в Пицунду, Сухуми, Гагры... Были во всех музеях Сочи. Во всех его пригородах. Однажды мы совершили даже путешествие на корабле по реке Припять из Белоруссии в Украину.
   Много чего еще можно было бы рассказать, например, про Белого. Это пёс.  Он был хозяином нашего двора. Или, как дедушка подарил мне ролики, и я каталась на них с горы, потому что дом находился на горе.  Или про саму эту гору, с которой хорошо было видно море. Я выбирала для себя удобное местечко и наблюдала закат. Каждый год мне устраивали дни рождения с гостями и застольями... Морские прогулки на катере. Обязательно водили в сочинский цирк, "Фестивальный зал" с артистами. Воспоминаний очень много...
   А какой ароматный запах в городе после дождя... Волнующий... Не похожий ни на какой другой! А экзотические растения... Волосатые пальмы (такими они мне казались), бульдонеж и магнолии... Это всё оставило неизгладимый след в моей жизни.   
 В Сочи я целый год училась в школе в первом классе. Вместо урока физкультуры мы два раза в неделю ходили в бассейн на плаванье. Я до сих пор люблю бассейн с его запахом хлорки и детскими ощущениями. Мне было очень здорово тогда...
  Сейчас я еще дочка. Мои родители живы. Но я уже не внучка. Не осталось у меня ни бабушек, ни дедушек. Все ушли. А мне осталась только добрая, светлая, чистая память о них. Такая же тёплая, как они сами. И такая же яркая, как солнце и море летом в Сочи...