459 Гиря гире рознь 06 сентября 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

459. Гиря гире рознь. 06 сентября 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Четверг 6 сентября 1973 года. БПК "Свирепый" стоит на якоре вблизи от острова Исландия, напротив полуострова-мыса Стоккснес (исл. Stokksnes). Данные метеостанции Рейкьявик (сев.) Исландия, географические координаты: 64.132,-21.933. Дневная температура: мин.: 9.0°C тепла; средняя: 9.8°C тепла; макс.: 11.0°C тепла, Эффективная температура (температура самоощущения человека) 5.9°C. Ветер начал дуть со скоростью 5 м/с (18 км/ч), значит, это слабый ветер на 3 балла. Волнение в море-океане тоже слабое или "лёгкое волнение" на 3 балла. Средняя высота волн - 0,6 - 1 м, длина - 6 м. 6 сентября 1973 года солнце взошло в 06:24, а зашло в 20:26 (GMT+1).

С утра в четверг 6 сентября 1973 года опять "запахло штормом" - слабый ветерок начал "волноваться", трепетать, порывисто ускоряться и ослабевать. На море-океане на пологих склонах океанской зыби опять появились короткие, хорошо выраженные волны. Гребни волн, заворачиваясь и опрокидываясь, образовывали стекловидную пену и она полосами стелилась под ветром на воде. Кое где на гребнях волн появились белые пенные барашки. Температура воздуха понизилась, на верхней палубе было очень зябко, хотя дождя и особой сырости не было и не ощущалось.

Всякий раз, когда рано утром, на восходе солнца, я высовывал свой нос в щёлочку стальной бронированной двери носового тамбура, чтобы вдохнуть свежего воздуха и ощутить погоду, то, если позволяла качка и погода, выступал на палубу бака и бросал взгляд на колышущиеся тонкие стержни-усы радиоантенн на крыльях ходового мостика. Если они гнулись или сильно колебались, то дальше идти было нельзя, надо было срочно прятаться внутрь корабля, потому что океанский ветер быстро, очень быстро выдувал из одежды матроса, из его тела и даже из его души всё тепло и силу жизни. На влажном, сыром или мокром ветру тело, руки, ноги, щёки, шея, спина быстро коченели, стягивались ознобом, мёрзли, становились "резиновыми", покрывались пупырышками. Самое обидное, что этот ветер мог легко простудить моряка...

Дело в том, что постоянное пребывание моряков внутри боевого корабля, насыщенного работающими машинами, механизмами, оборудованием, греющимися жгутами электрических кабелей и разного рода трубопроводами, работающими приборами, вентиляторами, насосами, агрегатами, генераторами и т.д. и т.л., которые выделяют тепло, электромагнитную энергию, запахи, химические вещества и т.д., что создаёт специфическую сугубо "машинную" атмосферу или искусственную среду обитания, превращает человека и его организм в придаток этой среды. Практически моряки боевого корабля в море органически врастают в этот симбиоз машин, механизмов и людей, становятся единым машинно-органическим "механоорганизмом" под названием БПК "Свирепый". Поэтому каждый выход моряка на верхнюю палубу, на воздух, в открытый мир - это нарушение естественного привычного вахтенного жизненного цикла и вахтенной жизнедеятельности моряков, контакт с природной стихией открытого мира и среды океанской погоды может войти в конфликт с внутренней средой и нарушить наш мир внутрикорабельной жизнедеятельности.

Менее всего подвержены были влиянию внутрикорабельной механоорганической среды обитания и вахтенной жизнедеятельности сигнальщики-наблюдатели БЧ-4, потому что они почти всё время вахт проводили на открытом сигнальном мостике, обходя дозором левую и правую стороны корабля. Галереи открытого сигнального мостика начинались с каждого борта с площадки правого и левого крыльев ходового мостика, куда время от времени выходили вахтенные офицеры, штурман и командир корабля, чтобы поглядеть на море в бинокль, взять пеленги, вдохнуть свежий морской воздух. Затем галереи сигнального мостика, ограждённые сплошным стальным фальшбортом, продолжались вдоль всей центральной надстройки ГКП, заворачивали за угол и встречались в торце этой надстройки в месте, которое называлось "центральный сигнальный боевой пост БЧ-4".  Галерея и центральный боевой пост сигнальщиков-наблюдателей БЧ-4 располагались на высоте 3-х метров над верхней палубой, фальшборт сигнального мостика имел высоту 1 м, такую же высоту имели все стеллажи и шкафы сигнальщиков-наблюдателей на их центральном посту, в ячейках которых хранились сигнальные флаги, флажки, сигнальные ракеты, фалы, бинокли и другое "хозяйство сигнальцов". Таким образом, сигнальщики-наблюдатели БЧ-4 практически всё время своей службы проводили на открытом воздухе, имели непосредственный контакт с внешней окружающей океанской средой и атмосферой. "Сигнальцы" наоборот, больше страдали от внутренней механоорганической атмосферы внутри корабля, чем от погодных условий в своём открытом мире.

Мои боевые обязанности визуального разведчика тоже требовали почти постоянного или преимущественного пребывания на открытом воздухе, потому что мой боевой пост был в ходовой рубке, справа от кресла-рабочего места командира корабля или слева от "адмиральского кресла", то есть рядом с окулярами двух корабельных бинокулярных перископических визиров ВБП-451М и на открытых площадках-крыльях ходового мостика, где располагались тумбы-пелорусы пеленгаторов на репитерах гирокомпаса. Поэтому я тоже практически всё дневное время вахт визуального разведчика проводил в ходовом мостике, который своими широкими и большими иллюминаторами от борта до борта и по бокам был открыт всему, что происходило впереди и по бокам корабля. При этом я постоянно то выходил, то выскакивал, то просто находился вместе с сигнальщиками-наблюдателями БЧ-4 на крыльях ходового мостика или на галереях сигнального мостика. Вот почему я не боялся простуды и, что самое удивительное, за всё время БС ни разу не простудился, хотя в детстве, отрочестве и юности постоянно болел простудой, ОРЗ или ангиной.

Кроме этого, пребывание в ленкаюте в условиях сильной килевой и бортовой качки, постоянно держало меня и мой организм "в тонусе", то есть в напряжении сопротивления ударам, толчкам, подскокам и провалам, упражняло мои мышцы и внутренние органы, что только было на пользу мне, моему телу и организму. Повздорив вчера во время показа кинофильма с нахальным подгодком-маслопупом, я с утра подумал, что этот "напряг" будет иметь продолжение и мне надо быть готовым к отпору дружной команда маслопупов. Поэтому, несмотря на качку, я взялся за свои гири (16 и 32 кг) и попытался ими "помахать".

"Помахать" - это на нашем внутрикорабельном жаргоне означало "выполнить упражнения с чугунными гирями". В нашем арсенале спортивных снарядов для силовой подготовки были: чугунные литые и стальные наборные гантели разных весов; три чугунных гири - 16, 24 и 32 кг и одна небольшого размера 50-килограммовая штанга с постоянным набором дисков. Две гири хранились у меня в ленкаюте: 16-килограммовая считалась нашими силачами "женской" и ею занимался я; 32-х килограммовая чугунная гиря использовалась только во врем соревнований, потому что была слишком тяжела для тренировок даже нашим корабельным "качкам", а гантели и штанга хранились в том самом стальном ящике-рундуке, который был приварен на верхней палубе бака под гребнем-стенкой волноотвода и который недавно смыло-слизало бурной водой носового буруна во время перехода БПК "Свирепый" к острову Исландия. Таким образом, у нас остались только две чугунные гири, одной из которых я иногда упорно, сопя носом от напряжения, занимался...

Странно, но гири для силовой тренировки мне нравились больше, чем гантели... Гантелями тупо "махаешь", тупо механически напрягаешься, а гирями совершаешь подвиг, преодолеваешь, борешься. С помощью гири можно укрепить мышцы всего тела, улучшить не только свою физическую форму, но и настроение, потому что ты не совершаешь тяжёлую работу, а преодолеваешь сопротивление, побеждаешь. Гиря позволяет не только тренировать мышцы, но развивать выносливость, силу, координацию и гибкость, укрепить суставы и связки. Если с гантелями ты развиваешь группы мышц, то с гирями ты наращиваешь мышцы, гармонично и естественно формируешь сильное, рельефное и пропорционально развитое тело. Честно скажу: я не стремился быть спортивным, я просто хотел быть красивым...

Наши корабельные спортсмены-силовики занимались гантелями, гирями и штангой кто как мог, кого как учили в школах и спортивных секциях. Мне повезло... Я в крейсерской корабельной библиотеке обнаружил тонкую книжицу, в которой просто, ясно и понятно, с картинками, было показано и поведано как надо правильно заниматься с гирями, гиревым спортом. Я хотел было сразу же показать эту книжку нашим "качкам", но потом сам заинтересовался, попробовал "помахать" гирями и мне это понравилось. Тогда я решил овладеть техникой и методикой упражнений с гирями, попробовать их на себе, а уже потом выйти "в люди" со знанием дела, с опытом тренировок, с гиревыми терминами и понятиями, чтобы не быть "хиляком" на фоне "силовиков". Я хотел соответствовать русской народной пословице: "Что ни слово, то гиря"..

Таким образом, читая "взахлёб" тоненькую книжицу о гиревом спорте, я узнал, что во время занятий и упражнений с гирями:
организм одновременно получает силовую и кардио нагрузку;
развиваются сила, выносливость, координация, гибкость, быстрота и т.д.;
не набирается мышечная масса, но усиливается;
благодаря широкому диапазону движений задействуются практически все мышцы;
укрепляют связки, сухожилия и суставы, которые лучше противодействуют возможным травмам.
Главное, во время занятий с гирями работают мышечные группы спины и ног, что важно для моряков, ограниченных в движениях на своих боевых постах. Кроме этого, нагрузка тренирует и развивает мышцы живота, формирует пресс, мышечный корсет спины и позвоночника.

Правда, упражнения с гирями очень энергозатратны и способствуют ускоренному похудению, но при этом человек не худеет, а становится стройным, сжигая лишний жир в теле, которое становится упругим, подтянутым, жилистым, красивым. Так что, упражнения с гирями подходят всем тем, кто хочет быть внутренне и внешне настоящим мужчиной. Так думал я, тщательно повторяя движения и упражнения с 16-килограммовой гирей, глядя на рисунки в тонкой книжице. Чем больше я занимался, тем меньше хотел кому-то показывать, а тем более отдавать эту книжку, которая перекочевала из корабельной библиотеки в мою личную библиотечку в дальней тайной шхере между переборками-шпангоутами в самом носу корпуса корабля.

Наши корабельные чугунные гири были одинаковыми по виду и разными по размерам. У всех гирь были одинаковые большие овальные толстые ручки и круглые тела. Сбоку на теле гири были рельефные цифры - 16, 24 и 32. Дно у гири было плоское и для того, чтобы исключить гулкое и сильное падение гири на стальную палубу к каждой гире полагался свой толстый плетёный пеньковый коврик-мат. Такой коврик-мат притащил мне в ленкаюту мой друг матрос-плотник-боцман Володя Баранов, который сам с охотой занимался гирями, особенно 32-килограммовой. Кстати, гиря весом 32 кг предназначалась только для профессиональных гиревиков и для соревнований...

Книжка по гиревому спорту советовала заниматься на тренировке 20-40 минут, но мне лично хватало 10-15 минут. К своей гире в 16 кг я подходил точно по рекомендации в книге - 2-3 раза в неделю. Дело в том, что после махания гирями мышцы и всё тело немилосердно болели и им надо было отдохнуть, восстановиться, но при этом нельзя было допускать, чтобы мышцы возвращались к исходному, то есть расслабленному состоянию, иначе все эти силовые тренировки были бы бесполезными...

Самым первым упражнением с гирями, который я освоил, был "жим одной рукой". Я стелил в проходе зала ленкаюты коврик-мат, становился над гирей в исходное положение — ноги на ширине плеч, спина прямая и брал гирю в руку на уровне груди. При этом гиря своим шаровидным телом лежала у меня на локте. Потом на выдохе я выжимал гирю вверх, разворачивая локоть и удерживая гирю над плечом (почти над головой), а затем  медленно опускал гирю в исходное положение, и так несколько раз. Книжка запрещала мне толкать гирю вверх или использовать инерцию гири, подседая под неё, так как нагрузка должна была ложиться на мышцы спины и плеч, а не на ноги и пресс. Правда, допускался небольшой толчок, но без сильных качков телом. Пикантности этому упражнению с гире добавляла качка, потому что в любой момент гиря то была почти невесомой, то наливалась 32-килограммовой тяжестью.

Второе упражнение с гирей - это "махи гирей перед собой". Я брал гирю двумя руками, ставил ноги шире плеч и опускал гирю между ног, потом слегка приседал, отведя попу назад и согнув ноги в коленях, при этом надо было спину держать прямо, чуть выгибаясь, смотреть вперёд, а потом на выдохе надо было выпрямиться и сделать мощный мах гирей перед собой до уровня плеч. Затем позволить гире самой вернуться в исходное положение и снова сделать мах вперёд и вверх. Это было моё любимое упражнение, потому что оно лучше всего у меня получалось.

Труднее всего мне удавалось следующее упражнение - "приседание с гирей". Надо было взять гирю двумя руками и поднять до уровня плеч, выпрямить спину, ноги расставить на ширину плеч или дальше и приседать как можно ниже. Округлять и сильно прогибать поясницу нельзя было. Колени сводить внутрь нельзя было. Выступать коленями за линию носков нельзя было. В нижней точке приседа нужно было напрячь ягодицы и подняться, давя пятками в пол. При этом в приседе колени раздвигались широко в стороны, а согнутые в локтях руки с гирей помещались между коленями. Держать в таком положении гирю на весу у самого подбородка было очень тяжело... Зато книжка обещала, что ягодицы у меня будут идеально круглые, красивые, мощные...

Четвёртое упражнение - "становая тяга" - я делал легко и на "ять". Я ставил гирю на коврик-мат. Ноги чуть шире плеч. Приседал, держа спину прямой, и брал гирю двумя руками. Выпрямлялся, оттолкнувшись пятками от пола. Расправлял плечи и грудь. Даже подпрыгивал. Затем снова оттопыривал попу назад и приседал так, чтобы гиря коснулась коврика-мата. Затем снова выпрямлялся, подпрыгивал и снова приседал несколько раз. Классное упражнение, потому что в большом зеркале я видел, как красиво и рельефно напрягаются мои грудные и плечевые мышцы, живот и мышцы ног.

Я попробовал выполнять все упражнения с гирями, которые были прописаны и иллюстрированы в книжке: "выпады одной ногой вперёд с подъёмом гири вверх на вытянутую руку", "разгибание согнутых в локте рук вверх с гирей за спиной", "тяга гири к животу в наклоне и в упоре рукой и коленом на банку (лавку)", "передача гири на весу под коленями в приседе ("восьмёрка")", "толчок гири вверх над годовой из положения в приседе", "одновременный подъём спины и ног из положения лёжа с гирей на животе (да ещё с поворотами корпусом влево вправо)". Крайнее (последнее) упражнение очень тяжёлое для мышц живота (пресса)...

Для самого себя я составил программу и "чемпионские" показатели "махания" гирями:
Толчок гири из приседа - 12 раз (повторений);
Махи гирей перед собой -15;
Становая тяга с гирей - 15;
"Восьмерка" - 30 секунд;
Жим гири рукой - 12;
Скручивания с гирей - 20 (в реальности всего несколько раз получалось...).

Книжка по гиревому спорту требовала выполнять все эти упражнения сразу, последовательно, без перерывов, за один подход и только потом, обессиленным отдыхать и расслабляться. Когда я сделал все эти упражнения по нескольку раз и все в целом, я "чуть не умер" и поклялся самому себе больше так никогда не делать... Однако впоследствии я снова и снова пытался пройти за один подход все упражнения с гирей. 2-3 раза в неделю так себя напрягать гирями у меня не хватало ни сил, ни духу, ни желания, поэтому я позволял себе так нагружать и испытывать себя только 1-2 раза в месяц. Мышцы болели беспощадно и я даже по ночам выл и ныл от боли...

Главный эффект, который я "открыл" для самого себя это то, что во времена так называемого "полового вожделения", когда наяву и во сне наиболее остро мечталось об интимной близости с девушкой-женщиной, после упражнений с гирей все эти вожделенные видения исчезали сами собой, а тело сладко ныло в трудовой истоме... Вот почему я в среду 5 сентября 1973 года записал в своём дневнике-ежедневнике: "Скучно. Ничего не хочется делать, но надо себя заставить" а в четверг 6 сентября 1973 года:
06 сентября 1973 чт
Качка мешает, но всё равно буду «баловаться» гирей. Завтра надо сделать приборку и постираться.

Фотоиллюстрация: 06.09.1973 года. Северная Атлантика. "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). Якорная стоянка напротив мыса Стоккснес (исл. Stokksnes, Исландия). После очередного занятия гиревым спортом. "Махаться" 16-килограммовой гирей во время БС (боевой службы) было любимым занятием моряков БПК "Свирепый". Я стремился с помощью гири сделаться сильным и красивым, как мой старший брат Юра, но внешне считал себя "страшилищем". По сути так оно и было из-за моей худобы и ночного образа жизни на корабле: по ночам мне легче и без помех можно было заниматься печатью фотоснимков и оформлением фотолетописи корабля, своего ДМБовского фотоальбома, стендов, боевых листков и корабельных стенгазет. Позади меня видны судно снабжения танкер СМТ "Олекма" и остров Исландия. Скоро мы должны были расстаться, СМТ "Олекма" уходила на встречу с крейсером "Октябрьская революция", на который мы должны были отдать их "крейсерскую библиотеку", отданную мне в политотделе главного штаба ДКБФ для передачи на крейсер... Конечно, мы "забыли" это сделать и танкер СМТ "Олекма" уходил дальше в Атлантический океан с десятком наших "новых" кинофильмов в качестве компенсации настойчивых требований вернуть библиотеку...