С днем рождения, кукла барби!

Сергей Царапкин
Барби в 2019 году исполнилось 60 лет. Напомню, это кукла. Но язык не поворачивается назвать Барби простой игрушкой. Шестьдесят - возраст бабушки, а Барби по-прежнему молода и прекрасна!

И все же, сколько девушке лет?
Возраст Барби всегда один. Граница между 12 и 15. Еще невинное детство, и  при этом значительная интегрированность во взрослую жизнь. Думаю, компания производитель не случайно предприняла такой маркетинговый ход. На протяжении шестидесяти лет Барби неизменяющаяся нимфетка. Как тут не вспомнить писателя Владимира Набокова и его роман «Лолита». Кстати, книга ровесница  Барби. Она тоже появилась, если я не ошибаюсь, где-то в середине пятидесятых. Интересно – кто из них Барби или Лолита появился раньше? Во всяком случае, мистер Губерт (главный герой романа, соблазняющий двенадцатилетнюю девочку) образ этакого похотливца среднего возраста жизненно правдив  и во все века среди мужской части человечества довольно распространен. Заслуга талантливого Набокова в том, что писатель об этом открыто и стилистически гениально написал.

С чего все начиналось
В 1959 году компания «Маттел», предложила девочкам небольшую пластиковую куклу с тремя сменными костюмчиками. Казалось что тут особенного? Люди разработали, произвели и выложили на прилавки свой продукт. И вот уже на протяжении шестидесяти  долгих лет  прекрасная Барби не сходит с прилавков магазинов всего мира.
 Объяснить ошеломительный успех можно было бы удачно развивающимся бизнес-планом компании «Маттел». В самом деле, компания двигая бренд, миллионами штампует своих красавец, прилагая к ним самые разнообразные аксессуары- начиная от нижнего белья и красивых нарядов и до игрушечной мебели, домов, автомобилей, собак, профессий, друзей и т.д. У Барби есть даже подружка Бэкки – девочка в инвалидной коляске.
Ну, а в куклы играли дети во все века. И так же во все века дети любили укутывать или закутывать; раздевать или  одевать, кормить или укладывать спать ;  своих маленьких куколок-деточек или кукол-подружек.
Отмотав шесть десятков лет в обратную сторону, кто-то может вспомнить то далекое время, когда с одной стороны - еще не было персональных компьютеров, мобильных телефонов и той виртуальной реальности в которой прекрасно живет подросток 21–го века; и  с другой стороны -  тогдашнее человечество только получило возможность пялиться в экраны цветных телевизоров,  так вот, - если все это припомнить, то действительно, пластиковая кукла Барби, можно сказать,  это был и до ныне остается, пожалуй, самый фантастически успешный проект.

Так кто же эти куклы?
История отношения человека с куклой имеет древние корни. Начать можно с того, что первые куклы служили "вполне взрослым задачам" — они воплощали души умерших предков, божества, заменяли собой людей, предназначенных в жертву, и врагов, которых нужно было уничтожить. Первую куклу древний человек не воспринимал как детскую игрушку. Предметы, хотя бы отдаленно напоминающие человека или же его замещающие, были призваны осуществлять символическую связь между человеком и тем миром, который этого человека окружал. Как считают антропологи – символически-сокральная идентификация происходит в контексте формирования новых смыслов. Отождествляется, к примеру, сноп колосьев, деревянной колоды или каменного изваяния с человеческой фигурой. Эти смыслы уточняли позицию человека по отношению к неизведанным и таинственным силам природы, помогали ему, олицетворяя обрести защитника или победителя врага сначала в символическом, а потом и в реальном плане.
Археолог Генри Шлиман, раскапывая древнюю Трою, нашел множество куколок – они лежали вперемешку с другими детскими вещами и позволяли думать, что действительно предназначались для игры. Считающаяся игрушкой тряпичная кукла из Британского музея датируется III веком до н. э. А самой древней на сегодняшний день куклой, считается найденная в гробнице египетского фараона кукольная фигурка. Возраст ее 4000 лет.
Приведу пример из античной истории. Пример характеризует положение ребенка в традиционном обществе и показывает возможность его перехода в иную взрослую жизнь. Прошу читателя запомнить этот пример. Ибо он нам понадобиться  дальнейшем для прояснения нашей темы.
 Итак, еще в далеком античном мире девочки с наступлением половой зрелости должны были оставлять своих кукол в храме Венеры. Считается, что таким образом происходил перевод кукол из игрушки в  символ, а девочек во взрослость. Задача обряда инициации заключалась в том чтобы кукла  переставая быть игрушкой становилась образом маленькой девочки, тогда как повзрослевшая девочка могла теперь вступать в область взрослой жизни, где уже правит боги плодородия и размножения. 
К 19 веку кукольная культура в Европе была настолько развита, что мастера снабжали своих кукол гигиеническими принадлежностями, мылом, настоящими щипчиками для завивки волос – их можно было разогреть на углях и использовать, если ваша кукла носила парик из натурального материала. К примеру, кукольный мастер по фамилии Готье продавал крошечное кукольное домино, а его записные кокетки являлись на бал не просто разрядившись в пух и прах, но и элегантно подвязав к руке блокнотик для записи танцев. Ну, а куклы от RockGranner за прекрасно накрытым завтраком читали миниатюрные газеты.
И жизнь начала 21 века от кукольности отказываться не собирается.  От простых оловянных солдатиков до «Монополии», от Петрушки до GI Joe – все эти куклообразные успешно используются людьми совершенно разных возрастов. Если взглянуть на игрушку сквозь призму реалистичности, то  можно заметить, как современный рынок игрушек расколот пополам. С одной стороны, это всевозможное  огнестрельное оружие в детском безобидном варианте; куклы-младенцы, способные есть с ложечки, кричать по часам и пачкать подгузники, плюшевые животные, пугающе похожие на настоящих, и наборы «Юный медик» с только что не настоящими одноразовыми шприцами; с другой – бесконечные порождения комиксов и аниме, существа, главная ценность которых заключается именно в их ирреальности, непохожести на что бы то ни было живое.
Обрисовав вкратце кукольное прошлое и настоящее, давайте попробуем отыскать место Барби.
На первый взгляд вроде выдвигается тотальная гиперимитация современной жизни. Барби предстает в окружении красоты, комфорта и всевозможных удобств. На ней и Вокруг нее есть все - от ажурного нижнего белья и шикарных костюмов Армани до настоящей электрической плиты размером с сигаретную пачку.

Ну и Кому ты нужна?
Писательница Линор Горалик в своей книге «Полая кукла Барби» пытается встроить американскую девочку в русло традиции и этим объяснить ее популярность. Свое исследование она, начиная с особенности происхождения американской игрушки:
«Первые пуритане прибывшие в Америку, - пишет Линор Горалик, -  считали, что игра есть «бесполезное» и «непрактичное» занятие; детям были запрещены какие бы то ни было развлечения, и целенаправленно созданные игрушки фактически отсутствовали… Дети сами тайком создавали куколок из тряпки и веревки или мячи, набитые мелкой стружкой, – эти игрушки приходилось прятать от взрослых под страхом серьезного телесного наказания. Когда нравы смягчились и детям разрешили играть хотя бы по воскресеньям, существовало мнение, что игрушки должны быть «высокоморальными». Ребенку могли подарить искусно выполненный Ноев ковчег со ста парами тварей, но за мысль поиграть с этими тварями в бродячий цирк можно было схлопотать розгой: разрешалось только разыгрывать сцену создания ковчега и восхождения на него. Дети считались исчадиями ада, и взрослые не сомневались, что воспитывать ребенка означало выбивать из него врожденные сатанинские наклонности, первородную греховность: любое проявление свободы воли виделось признаком возобладания дьявола над маленькой душой. Детские книги того времени, рассчитанные на 5 – 8-летнего ребенка, хорошо иллюстрируют ситуацию: «Расплата за грехи», «Маленькие чревоугодники», «Чистое зло», «Отправка в ад» и «Опасная игра» все эти и подобные сюжеты запугивали детей до судорог и до ночных кошмаров...
 Взрослым совершенно не приходило в голову, что игрушки должны хоть как-то соответствовать наклонностям ребенка: очень часто девочка получала в подарок куклу, которую ей тут же запрещалось трогать руками, чтобы не испортить….. Вплоть до конца пятидесятых годов  20 века, - продолжает госпожа Горалик, -  ребенок фактически не имел шансов самостоятельно выбирать игрушки себе по душе... В начале второй половины XX века произошла семейная революция, приведшая к возникновению ребенка-покупателя».

Короткая реплика
Увы, почти нечего добавить к выше приведенной цитате. Все правильно. Допускается одна лишь поправочка. Ребенка-покупателя можно смело маркеровать ребенком-потребителем.
Молодежь не знает, а взрослое поколение уже забыло, но когда-то в СССР  слово «потребитель» носило однозначно негативную коннотацию. Времена меняются. Мы все теперь живем в эру тотального потребления. Так почему дети должны быть исключением?

Что желает красавица
Как было упомянуто выше, еще в Древнем Риме, выходя замуж, девушка приносила в жертву богам своих детских кукол. Инициация свидетельствовала, что наступил естественный и согласный с Богами и природой человека переход в новое, взрослое состояние. Такова была общечеловеческая традиция. Игра с куклой в первую очередь, помогала девочке пробудить в ней заложенные природой инстинкты материнства. Конечно, не одна кукла занималась   этим. Ребенка окружала жизнь, в которой был ее дом, ее мама, ее папа, и даже дедушки с бабушками. Традиционное общество умело ребенку наглядно объяснить, что когда и зачем должно происходить. И кукла была частью этой культуры.
Теперь давайте взглянем, что  желает Барби. Барби действует диаметрально противоположно всей предшествующей традиции. Кукла действует и желает. Это главная ее особенность, отличающая от традиционной куклы. Первое на чем настаивает Барби – она желает, оставаясь ребенком,  вторгнуться в мир взрослых. Всей своей телесностью и внешностью Барби как бы говорит девочке -подростку: - мир взрослых  очень для тебя близок и доступен! Заходи!
Тут уже речи нет хоть о какой-нибудь сокральности, которая всегда присутствовала в традиционной кукле. Барби вся перед вами. Она красива, она улыбается, она доступна. Барби нравится когда ей меняют белье и устраивают бесконечные переодевания.
Вот что пишет Линор Горалик: «Перемена платьев позволяет Барби сколько угодно менять занятия, выводить ее на новые дорожки игрового пространства, а не взывать к богам».
И тут все тоже понятно. Если Боги умерли, то зачем же к ним взывать? А когда Боги умирают им на смену приходят люди в виде богов.   И на что же кроме своего тела могут эти новые боги опереться?
Познание человеком мира и себя в мире всегда начиналось через телесность. Взаимодействие растущего человечка с существующими в обществе нормами запретов и разрешений – вот формула, которая только и способна, выдернув человека из царства необходимости, сделать его социальным существом.
 Человекообразные куклы с прикрепленными на шарнирах руками и ногами существовали уже в древних культурах. Это подтверждают археологические находки. Вопрос - в какой мере было возможно свободное обращение с ними? Кукла, которая уже  способна на жест, осуществляет знаковое соединение тела и мира. Следующий культурный шаг – когда кукла наделяется конкретными чертами, когда кукле предается характер. Тогда кукла способна вступить, например в диалог с другими куклами. Так рождается театр. Сперва кукольный, затем драматический. Уже в драматическом театре кукол заменяют люди на лицах, которых одеты маски - бедные влюбленные, благородный защитник, влиятельный покровитель, недотепа, простак, плут, ловкие слуги и т.д.
Давайте теперь посмотрим, как на таком культурном фоне ведет себя Барби? Каким образом смазливая девочка, по облику и характеру совершенно никакая, вдруг получила не просто право появиться на свет, но навязывает и даже диктует образ жизни для миллионов подростков?
 Линор Горалик по этому поводу пишет: компания «Маттел» не изобрела ничего радикально нового. Барби своей «гладенькой» внешности может примерить любую роль... Достаточно ей поменять наряды, окружить себя необходимыми аксессуарами, найти кукольного спутника и таких же подружек».
 Вот таков рецепт  современного счастья? В самом деле, зачем  прелестной юной девушке скучать, плакать или от счастья громко смеяться или яростно негодовать? Боже упаси! Барби на такое не способна. Она воплощенный гламур. Такая кукла никогда не станет ярким гротескным персонажем.  Ей горькие слезы или сумасшедшие радости не нужны. Барби претит воспитывать, о чем-то напоминать, куда-то устремляться? Всем своим видом она декларирует - Сделаю вам все чего будет угодно!
Компания «Маттел» отлично понимает - Не дай бог Барби стать иной по возрасту или измениться по характерной принадлежности. Если это произойдет,  кукла может потерять популярность и спрос. В образе Барби черты культуры тщательно затерты. Барби окружают самые различные одежки. Но они  не способны определить ее принадлежности какой-либо культуре. Тем самым выдается позволение на всевозможные интерактивные с ней игры. При этом компания «Маттел»у у своего ребенка на протяжении шести десятков лет неизменно поддерживает и сохраняет одно неоспоримое достоинство. Очаровательная Барби во сех смыслах девочка доступная. Ну а негатив, который  уже несколько поколений сопровождает Барби, ее поклонники, защитники и покровители объясняют так:

Аргументы
1. Кукла Барби это всего лишь зеркало нашей цивилизации.   
2. Где Барби вызывает раздражение, можно твердо говорить, что  мы проецируем на нее свои проблемы.
Откуда растут длинные ноги?
При всей антипатии к традициям и культуре у Барби есть  так называемые культурные предки. Но перед тем, как я укажу на них давайте внимательно разглядим эту милую куколку.
По своей фигуре Барби — это  определенный стандарт. Линор Горалик утверждает, что в Барби воплощен некоторый идеал. Да, идеал есть. Но идеал этот из мира диснеевских мультфильмов. С одной стороны пластмассовая девочка похожа на «настоящую». С другой стороны, Барби абсолютно лишена всех телесных изъянов.  Кукла ровная, гладкая, тонкая — и при этом мультяшная. Барби доступна всем: к ней не нужно привыкать, присматриваться. Она не создана для долгого созерцания. Барби предназначена для немедленного потребления.
В проведенном исследовании 2010 году наблюдались особенностей игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста [2-5 лет]. Эти игры  сравнивались с играми детей с другими куклами. В результате были обнаружено несколько любопытных обстоятельств. Во- первых как у девочек так и у мальчиков играющих с Барби было подмечено повышенное проявление сексуальности. Во-вторых, - выяснилось, что кукла Барби особенно подходит для роли принцессы или невесты.
Общий вывод исследования был следующий – выраженные женские качества Барби позволяют сделать ее как принцессой, так и красавицей.
Что же получается?  Барби вроде призвана воплотить радужные представления о счастливой любви. Но при этом ее спутник Кен за шесть десятков лет так и не удостоился стать подходящим для нее супругом.
При этом Барби в отличии от традиционных кукол необыкновенно сексапильна. Прежде всего, у нее есть настоящая грудь. И хотя девочка  лишена полового органа, но ее плоский с пупочком, уходящий призывным уголком к низу, розовый животик и две соблазнительные у бедер складочки – разве все это не почва для игры воображения? Кроме того, у Барби есть аккуратная попка, изящная талия и длинные ноги. Образ дополняют - смазливое личико, до плеч волосы, нежная шея, Узкие с торчащими ключицами плечи и гладкие руки, которые хочется погладить. Сочетание прекрасных пропорций напоминает девушку-подростка и намекает на ее невинность. Ну как тут не вспомнить Набоковскую нимфетку.
Вот в этой наивной до обольстительности стройности заложена настоящая бомба! главная опасность кроется не столько в кукле, сколько в изначальном замысле создателя. Напомню здесь создателем выступает компания «Маттел». Создатель предлагает  аналог женской фигуры. Ну а девичья фигура с тонкой талией и призывным бюстом во все века привлекала мужское внимание, такие намеренные сочетания в образе Барби - ее неменяющегося возраста и женских достоинств у создателя не случайны.
Пришло время указать на законную прародительницу нашей героини. Но перед этим  я позволю зарисовку из трех коротеньких замечаний из жизни.
Замечание первое
Впервые Барби я увидел, когда мне было тридцать четыре года. Интересно кстати узнать, - какие впечатление от этой куклы были бы у тридцати четырех летней женщины?  Думаю, они бы очень отличались от мужских. Это к вопросу на кого, кроме невинных девочек, рассчитана куколка.
Так вот, было это в 1996 году. Я жил тогда в г. Козельске и был приглашен к своим знакомым в гости. Засиделись мы допоздна хорошо выпили и хозяева предложили мне заночевать.  Постелили они раскладушку на кухне. Я лег и сразу уснул. Проснулся от жуткого  сушняка. И хотя часы показывали только пять, Пришлось  подняться, включить свет и отыскать в холодильнике миниралку. Когда я, плюхнувшись обратно в продавленную раскладушку, жадно пил  водичку, вдруг мне на глаза попалась цветная коробка. Она стояла у радиатора и  до половины была прикрыта занавеской. Не помню, что меня дернула отодвинуть занавеску. В коробке, которая оказалась открытой  была устроена постелька. В постельке под одеяльцем лежала  девочка. Аккуратная головка, миловидное личико, почему-то подкрашенные губки, блондинистые   локоны и открытые глаза. Возможно, если бы глазки красотки были бы закрыты, я наверное, не желая потревожить ее сон, извинился и задернул бы штору. Но девочка смотрела прямо на меня. Куколка смотрела на меня, а я глотал воду и пялился на нее. Уже потом, когда все встанут, я узнаю, что колыбельку на кухне для своей принцессы устроила дочка моих друзей Людмилка. А в пять утра именно моя похмельная заторможенность стала главной причиной случившейся истории. Я вдруг, протянул руку и осторожно коснулся ее волос. Кукла продолжала лежать недвижно и глядеть на меня. Мне даже показалось, что она улыбнулась. Я не заметил, как мои пальцы скользнули по ее лицу, коснулись шеи и остановились на кружевном одеяльце. Думаю, если бы в эту минуту в кухню вошел мой друг хозяин квартиры Ваня Борисов и увидел меня стоящего на карачках перед коробкой и гладящего куклу он бы наверняка  предложил похмелиться, чтобы обрести в мозгах равновесие. Но Ваня храпел в соседней комнате.  Да, я откинул одеяло. Точнее не откинул, а осторожно сдвинул. Повторяю, зачем я это сделал – до сих   пор не понимаю. Ведь я Барби до этого никогда не видел и ничего об этой кукле не знал. Прошло уже много лет, но я все отчетливо помню. Закрываю глаза и будто снова стою перед коробкой на коленях.  Теперь же так подробно решаюсь случившееся описать, потому что то, что уже через мгновение произойдет я ни в каком самом смелом сне представить бы не мог. Помню, сверкнула яркая вспышка и я зажмурился. Когда глаза вновь способны были глядеть, – Передо мной  лежала живая девушка!  И девушка была голенькой! Я настолько опешил, что несколько минут не знал что надо делать?  Или закрыть ее одеялом, или… Она же невинно продолжала  смотреть и улыбаться. Я тупо смотрел и видел, как мои пальцы жадно ощупывают нежно-розовую плоть. Вошедшая в кухню кошка, коснувшись моей ноги заставила меня вздрогнуть. Таким образом, я выскочил из ступора.
Замечание второе
Недавно, когда еще писался этот очерк, одна моя знакомая, которой я рассказал о своей писанине, в свою очередь рассказала мне как ее семилетняя дочка любит наряжать и купать Барби.
- Я ей купила, - продолжала рассказывать знакомая, - ванночку. Лариса по субботам набирает в ванночку теплую водичку и начинает купать куклу. Для этого у нас есть специальные щеточки и мочалочки. Даже есть в маленькой мыльнице маленький кусочек  мыла. После купания она куклу вытирает  специальным полотенчиком и взяв фломастеры начинает раскрашивать. Сперва она делает ей маникюр, затем педикюр и подкрашивает губки. Это ладно. А  в последний раз я увидела - у куклы были подведены соски и внизу животика обозначен черный треугольник! Как тебе такое? – закончив, спросила она меня.
Замечание третье
На даче, где я летом живу время от времени шляются цыгане. Цыгане стучаться в калитки просят отдать им хоть какой-нибудь металл. В основном ходят с детьми молодые женщины. Когда железа набирается достаточно приезжают на Газеле мужчины.
Так вот, и в мою калитку тоже раз постучалась цыганка.  А я только что поменял забор. На участке лежала ржавая рабица.  Ну, я и разрешил забрать ржавую сетку. Пока я с ней вытаскивал сетку ее ребенок во что-то играл у калитки. Когда сетка была вытащена за забор, цыганка подхватила ребенка и, сказав, что вечером за рабицей приедет машина, ушла. Я кивнул и стал запирать калитку. Тут в траве я увидел куклу. Помню, меня удивило – мальчик лет пяти - шести и играет с куклой! Но то, что я увидел, взяв Барби в руки, меня потрясло! Это была Барби и была она без одежды. При этом грязное ее тело было истыкано чем-то острым вроде пирачинного ножечка. Но это было не все. Между ног у Барби была расковырена довольно большая дырка. Зрелище было отвратительным. Истерзанная и изнасилованная Кукла   яснолико улыбалась!
 Шлюшка Лилля
И вот настало время назвать имя родительницы Барби. Зовут ее Лиллия. Или просто шлюшка  Лиллия. Да, была такая куколка- шлюшка в немецких землях во второй половине 19 века. Как о ней в своей книге пишет Л. Горалик: «эта куколка славилась своим пышным бюстом и совсем не предназначалась для детей».
Для кого предназначалась куколка-шлюшка можно догадаться. Приняв от своей родительницы более гладкие и не столь вызывающие формы, шлюшка преобразилась в Барби. Но происхождение скрыть невозможно. Да и особенно скрывать его никто никогда не собирался.
Мне кто-то говорил, что даже существуют порно-фильмы в которых юные нимфетки очень похожи на девочек из категории Барби. Но тема эта запретная и говорить о ней я отказываюсь.
  Заключение
Ругать Барби я не посмею. В конце концов, вместе с ней выросло не одно поколение мальчиков и девочек.
А если говорить по-взрослому и глобально, -  то мы все немножко Барби. Этакая маскультура унисекса и вечной молодости.  Я как-то стал активным участником нелепой сцены. В автобусе обратился к стоящему спиной ко мне мужчине:
- Молодой человек, вы выходить будите?
- Нет.
Сколь же было мое удивление, когда обернулся этот молодой человек! На меня смотрело лицо семидесятилетнего старичка.
- Извините… - пролепетал я.
 Но дядя ничуть не оскорбился.
 Я вышел из автобуса и  подумал – скорее этот семидесятилетний юноша обиделся, если бы я назвал его дедушкой.
 Сколько же таких дедушек и бабушек нынче развилось! У них в глазах теплиться единственная мечта – сделать подтяжку шеи и обвислых щек, куда нужно закачать ботекс и вставить  фарфоровые клыки. Некоторые  из них после такого омоложения еще и бреются налысо. Женщины не исключение.
 Наверное, очень странным выглядит общество, в котором нет стариков? Потому что никто не хочет стареть. Что остается такому обществу? Остается – всем умереть молодыми. Не верите? Сходите в любой морг, где близкие прощаются с усобшим. Разве в гробах лежат не Барби-образные куклы?
 Одна моя бывшая приятельница  из крымского города Ялта рассказывала, как хоронила отца.
- Я дала хорошие деньги чтобы папу прилично загримировали. – вздыхая, с явным удовольствием  от выполненного дела, говорила она. – Ребята хорошо постарались! Папа в гробу получился лучше, чем был в жизни!
 По этой же причине меняются в сторону увеличения сроков, правила, когда можно в занятые могилы подкладывать новеньких раскрашенных куколок. Нас, - детей пластмассовой цивилизации уже плохо берет тлен. И может быть недалек тот час  когда будет побеждена смерть?
Еще раз с днем рождения, прекрасная и нетленная Барби!