Лиза

Гаррий Товстолит
Роды застали Лизу прямо на работе, в детском доме «Курган», где она учителем вела классы с трудновоспитуемыми детьми. Ребёнок родился не издав звука с перемотанной пуповиной. Катерина, мама Лизы, положила малышку на скамью со словами
- Как будет, так и будет, оживет так оживет.
 Тут вбежала вызванная акушерка, схватила ребёнка и приказала принести горячей и холодной воды и стала окунать его поочередно, крикнув на роженицу
- Если не оживет,  подам на вас жалобу самому Сталину.
 Через  несколько минут усилий малышка заорала.
- Вот какой голос! Наверное нужно Изабеллой назвать, как Изабеллу Юрьеву.
 Прибежал отец и радостно сказал:
- Людмилка.
 Так она появилась на свет.

22 июня 1941 года началась война. Муж Лизы, Николай ушёл на фронт летчиком. Лиза с четырехлетней дочкой пытается выехать к родственникам через Москву. На железнодорожной станции поезда все время меняли своё направление. Их расформировывали и отправляли в сторону фронта. Поток беженцев подхватил Лизу с двумя чемоданами и ребёнком и они сели на какой то поезд, но и он направился в сторону фронта. Лиза не знала что делать. Она сбрасывает чемоданы на полном ходу поезда, потом выталкивает ребёнка и следом сама спрыгивает в сугробы. Придя в себя они поднимаются к рельсам и уже по шпалам идут в обратную сторону, пока не увидят дорогу и жилища. Утром распрощавшись с хозяевами, которые приютили их на ночлег, пошли по дороге. Навстречу им вылетел на большой скорости танк, очевидно отставший от основной колонны. Дорога была настолько узка, что танк был вплотную к  двухметровым сугробам  с обеих сторон. Лиза с дочкой и чемоданами прижалась к стене из снега. Танк затормозил рядом с ней. Открылся люк и высунулась законченная рожа мужика с похмелья
 - Что сука, жить хочешь?
Лиза от ужаса потеряла дар речи. Танк тронулся чуть не задев ее и с ревом скрылся. Когда он проехал они спустились с сугроба и пошли по дороге. Их обогнал трактор. Лиза попросила подвезти их и тракторист согласился. Она сидела на сиденье держа на руках дочку. В ногах стояли чемоданы, было очень не удобно. Лиза была одета в хорошее пальто, с отделанным черным каракулем воротником и рукавами, и фетровых ботиках бежевого цвета. Тракторист все время расспрашивал ее о житье-бытье и задумал обокрасть пассажирку. Он резко затормозил и девочка ударилась лицом о стекло порезав лоб. Тракторист сказал
- Слезай.
 Лиза в панике слезла с трактора, потом потянулась за чемоданами. Но он не собирался их отдавать. Все таки ей как то удалось вырвать их оттуда.
Стемнело. Наконец они дошли до двухэтажного дома. Там топилась печурка, где они и остались на ночлег. Хозяйка угостила чаем и дала сухариков. Лиза достала простыню из чемодана постелить ребёнку. Так она пахла родным домом, что маленькая Люся сразу заснула с сухарем в руках.
 
Потихоньку добрались до Царицыно. Там оказалась почти вся семья Гусевых, которая жила во флигеле у Ксении, жены Степана. В это время она ушла в соседний посёлок менять одежду на продукты. Ксения служила прислугой у старой барыни. Когда Ксения забеременела, хозяйка поставила ее перед выбором, что с ребёнком ее не оставит жить у себя. Жить  ей было негде и она
осталась во флигеле, чтобы не потерять друг друга со Степаном во время войны. Посоветовавшись, от ребёнка им пришлось отказаться.

На Царицынских прудах мальчишки забирались на деревья в надежде раздобыть вороньи яйца для пропитания.  Однажды это закончилось трагедией на глазах у других детей. Вороны столкнули мальчика с дерева и он разбился.

Взрослые ушли обменивать вещи на продукты. Люся осталась дома и под столом играла с другими детьми. Ее внимание привлёк очешник Степана, который лежал на столе. Очешник был  похож на тульский пряник, который покупали до войны. Люся схватила очешник и укусила его. Глядя на это в глазах Степана стояли слезы, напоминая о его любви, о не родившихся детях, о пропавшей Ксюше и неизбежном одиночестве.

Наступила весна. Немцев отогнали от Подмосковья.
 Лиза собралась в обратный путь к родному дому.

 Возвращаясь в разрушенные и разграбленные дома, люди восстанавливали все заново. В первые дни Лиза побежала в школу, нашла учителей и вместе начали налаживать школьную жизнь. Написали и расклеили на всех столбах объявления, чтобы дети начали приходить в школу. Родители помогали ремонтировать школьную мебель. Начались занятия. Для школьников было организовано питание, по возможности чёрный хлеб с повидлом, что было настоящим праздником.
 Лиза отправила дочку в деревню к свекрови. Дом Марии сожгли немцы, когда узнали, что этот дом принадлежит русскому летчику.
Бабушка Маня забрала ребёнка. На поезд нужно было садится прямо с земли по лесенке. Рука Люси попала в проём железной двери, которая придавила ей пальчики.
Бабушка перевязала ей ручку своим платком. От боли Люся плакала всю дорогу. Она успокоилась только когда они сошли с поезда и пошли через перелесок, где была необыкновенная тишина, которая удивила девочку и она перестала плакать. Так они добрались до дома к тетке отца Варвары, у которой было ещё двое своих детей. Так они и жили погорельцами. Люди в деревне были дружные и отзывчивые, всегда помогали друг другу.
 Однажды во дворе закричали ребята:
 - Самолёт , самолёт !
Люся в красном сарафанчике бежала впереди всех по пыльной дороге размазывая слезы.
 - Папочка, миленький, возьми меня с собой!
Но лётчик ее не слышал. Он только обернулся и сбросил с самолета вымпел с красной лентой, которая извивалась красной змейкой падая в рожь.
Когда Николай сбросил вымпел, с левой стороны он увидел женщин машущих руками и среди них увидел свою маму, которая сняла платок с головы, махала им и вытирала слезы. А справа увидел свой родной дом сожжённый немцами.
Он только успел помахать крыльями и скрылся из виду. Подобрав посылку в ней оказались письма.
 А Лиза продолжала работать и выпускать классы с отличной успеваемостью. За свой труд она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг» ( 1946г ),
медалью «За трудовую доблесть» ( 1949г),
медалью «В память 800-летия Москвы 1147-1947»( 1948г),
медалью «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945»( 1985г)