Туристский клуб школьников Чкаловец

Анатолий Емельяшин
                ТУРКЛУБ «ЧКАЛОВЕЦ»
                фото: «Построение на турслёте школьных команд Чкаловского района Свердловска»». Май 1985 г.

          Осенью 80 года мне предложили работу по-совместительству в Чкаловском Доме пионеров в качестве руководителя туристского кружка. И задачу определили: за зиму подготовить команду школьников для участия в соревновании по туристской технике.

          Я  слышал о существовании  подросткового туризма, но был от него очень далёк. Слыхал  о турклубе «Глобус» из городского Дворца пионеров,знал что они ходят в какие-то походы . Но чтобы туризм в районе, в школах, слёты и соревнования по туристской технике? – такого я не подозревал.
          Правда, лет восемь назад заводской Профком обязал меня помочь подшефникам в организации каких-то школьных соревнований. Команд было пять или шесть, но какие это были туристы? Да и помощь моя заключалась в предоставлении снаряжения.
          По ходу я принял тогда участие и в судействе по туристской технике, соревнованиях убогих  по замыслу и по исполнению. Я тогда так и не понял, какое эти девочки и мальчики имеют отношение к туризму.
          Далеки от спортивного туризма были и организаторы соревнований; проводили их по типовым положениям и схемам так, как умели. И я посчитал эти соревнования за обычное «галочное» мероприятие, вроде массовых зачётов ГТО.
          Мой опыт пригодился только когда потребовалось искать «ориентировщиков».  Район был несложный, и я выловил всех заблудившихся в течение часа.
          Неужели мне предложат заниматься подобным?

          С этими мыслями я и зашёл к методисту по краеведению и туризму. И тут мне было предложено, ни много ни мало, как создать команду по технике горного туризма, научить ребят работать с альпинистским снаряжением. Да ещё сводить в категорийное горное путешествие.
          «Почему горный туризм?» – «В этом виде, команд  участвует немного  – легче занять место ближе к призовому».
          О призовых и речи не было! А категорийный поход – обязательное условие участия в областном слёте.

          Я не альпинист, но в пеше-горном путешествии бывал, знаком с туристами-горняками, видел их работу на горных этапах взрослых соревнований, знаю, какими навыками должны владеть туристы в горных походах.
          И я согласился: туризм – моё хобби, а тут ещё и деньги платили, что на тот период было немаловажным. Работать я должен был как почасовик-кружковод, что-то вроде нештатного сотрудника Дома пионеров.               

          Три месяца я учил ребят вязать узлы, навешивать перила, вщёлкивать в карабин верёвку и репшнур, подниматься по верёвке на стременах... Достал даже несколько комплектов альпинистских поясов и беседок. Ребята увлеклись, занимались  с удовольствием.
          С середины марта начались полевые занятия: скалолазание в карьере Уктуса, работа с крючьями и навеска перил, наведение навесных переправ.
          Оставалось малое: сводить в мае – июне в поход. Но где взять поблизости горную страну? Осилят ли родительские кошельки билеты до Кавказа или Средней Азии? И отпустят ли меня на работе в это путешествие?
         
          В процессе занятий ребята узнали, что я вообще-то водник, а не горняк и что в заводском клубе есть байдарки.  И уговорили меня  на сплав по Чусовой в майские праздники. 
          В итоге сплав по Чусовой был удачным и изменил для команды вид туризма – группа автоматически перешла из горняков в водники. Теперь у неё был байдарочный поход первой категории – пропуск на участие в областных соревнованиях. И необходимость в горах отпала.

          Первое же выступление в качестве водников было успешным – третье место. Уступили только командам Н.Тагила и Первоуральска. Районный Дом пионеров ликовал – впервые призёры! Забегая вперёд, отмечу: в последующие годы мы уступали по водной программе соревнований только Тагилу.
          В отпуске с этой же группой провёл комбинированный маршрут на Севере с пешим переходом через Денежкин камень, радиалкой на гору Шудья-Пендыш и сплавом на катамаранах по Кутиму, Улсу и Вишере.

          Так из ведущих байдарочников Свердловска я незаметно перешёл в ряды кружководов детского и юношеского туризма.
          В сентябре появилась и ещё одна группа из братьев, сестёр и приятелей этих, уже «бывалых» туристов. Работать с двумя разновозрастными группами было сложней, но интересней.

          В октябре, пока я был в командировке, в Дом пионеров переманили и жену штатным методистом по туризму и краеведению. Она набрала себе группу пятиклассников.
          С этого времени подготовка юных туристов  встала на поток. Тематика занятий была широкой: элементы горной техники и скалолазания, спортивное ориентирование, азы топографической съемки, тактика проведения путешествия, организация питания и медицина.  И постоянные тренировки:  зимой – в лыжной технике, летом – в управлении байдаркой и катамараном.
          Пройдя подготовку в походах выходного дня и выполнив первые лыжную и водную «единички», ребята переходили ко мне в старшую группу и готовились к более сложным походам и соревнованиям.
          Тогда-то ребята и окрестили секцию Дома пионеров турклубом «Чкаловец».

          Мы с Людмилой кружковую работу считали не главной, мы стремились создать районный методический центр по туризму, создать турсекции во всех школах. И кое-чего в этом плане добились.
          Создание центра не могло не сказаться на росте школьного туризма в районе: во многих школах появились свои секции, умножилось число категорийных походов. В районных соревнованиях по туристской технике участвовало только в старшей возрастной группе свыше двадцати команд. И по столько же в младшей и средней . Рос опыт руководителей школьных групп.
          Через пять лет более трети категорийных походов школьников города проводилось туристами Чкаловского района. И почти половина из них в рамках турклуба «Чкаловец».
          И сложность наших походов выросла до максимальной. В лыжные «тройки» школьные группы области ходить ещё не отваживались. Кроме «Чкаловца».

          Распался клуб, как и многое другое, созданное энтузиастами, с началом «рынка».  Но первый удар был нанесён ещё раньше, людьми советской формации, рвущимися к карьере и власти, что, впрочем, они отождествляли.
          Новый директор Дома пионеров вынудил уйти половину методистов проявивших излишнюю самостоятельность и перестроечное вольнодумство.
          Ушёл и я. Туризм был не нужен новому директору. Не нужен был и «Чкаловец», как методический центр, не нужны и турсекции в школах района.
 
          Последнюю «тройку» со школьниками в марте 90-го я проводил уже под эгидой завода.