90-е... Начало и конец эпохи челноков в России...

Евгений Заикин
Забег в ширину или начало и конец эпохи челноков в России…

90-е годы были интересны еще тем, что именно в эти годы зарождалось одно из мощнейших экономических и торговых движений в новой России – это челноки. Вначале все это происходило эпизодически и не так заметно, но в дальнейшем приобрело такой огромный масштаб и массовый характер по всей стране, что к этому «забегу в ширину» можно отнести спасение экономики России в целом на тот период. Потому что экономический упадок у нас в стране был так велик, что до сих пор не понятно, как выжили в то время? Автор этих строк сам все это испробовал на себе, гоняя каждый месяц то в Польшу, то в Турцию, а потом пошли такие страны, как ОАЭ, Китай, Таиланд, Греция и Италия. Мне очень понравился практический подход к этому бизнесу. Ты едешь по турпутевке в какую-либо страну, сразу там в первый день закупаешь, что нужно из товаров для привоза на Родину, а потом оставшуюся неделю отдыхаешь. Затратил, к примеру, на поездку 2000-3000 баксов, а через месяц уже их вернул с хорошим наваром и снова поехал за товаром. А навар был таким, если везешь товар из Турции – то «подъем 3 цены, не менее того, а если товар из ОАЭ, то «подъем» уже этак более – 4-5 цен сверху, особенно любая электроника и видеотехника! Много в те годы ввозили и золотых изделий, ценились более изделия из Эмиратов. И чего было бы тогда не ездить то? Как пример, как-то поехал в Таиланд и решил закупить там всякого барахла и шурум-бурума – на мой взгляд, как бы востребованного.

Но в этот момент со мной рядом оказался один москвич, который и подсказал мне, что именно надо сейчас везти из Таиланда. Этим товаром оказались носки. Он сам их закупил там, в Бангкоке на сумму в 10 тысяч «зеленых». Я прикинул так по ценам и просто обалдел – получалось, что на этих носках человек делал 10 цен! У меня было более 4 тысяч ассигнаций с американским президентом и я на все закупил тоже носки в ассортименте, включая детские. Качество тайской продукции превосходило в то время все перечисленные страны. Дома я не особо упираясь сбросил оптом все носки по цене в пять раз превышающей закупочные цены. А вот на детских носках у меня реально выскочило 10 цен, но я их маловато тогда прикупил. Экономика была таковой. При закупе носки мне обходились около 300 рублей, а дома их цена была 1800, можно было «не париться» и отдавать по оптовой цене, причем забирали тут же прямо из дома и возить никуда не надо было. Короче, бизнес был красив, как песня! При разразившемся экономическом кризисе в стране в начале 90-х годов у нас появилась этакая целая «армия» людей, занявшихся поставкой многих видов товаров вначале на оптовые городские рынки, а потом и в магазины. Процветала и уличная торговля, многие общественные места, особенно типа спортивных стадионов тоже превратились в громадные оптовые рынки, торгующие всяким барахлом, шмотки и другие товары более привозились из Турции и ОАЭ, а потом и из Китая, товары которого потом захватили все рынки.

Особенно с 1992 года по 1994 год количество челноков в России выросло в разы, люди бросали основную работу, где месяцами не платили заработную плату и уходили в торгаши, желая только одного - как-то выжить! Среди всей этой пестрой толпы брошенных страной людей была масса превосходных специалистов от врачей и учителей до работников культуры и даже ученых. На дорогах торговали так же все представители этих профессий, всем надо было как-то выживать. За один месяц челноки получали столько денег, которые они не получали на своих рабочих местах за год, а то и за несколько лет. Люди этой новой профессии из-за рубежа везли все от востребованных товаров: джинсы и всякие там платья, люстры и микроволновки и это все тащили на себе, как лошади. В эти годы в страну хлынул огромный поток видеотехники – видеомагнитофоны и приставки, телевизоры и даже компьютеры, которые ввозились практически беспошлинно и самолетами. На рынках страны теперь можно было купить все – от продуктов питания, включая овощи и фрукты и товаров первой необходимости до натуральных шуб. Все это стало возможно потому, что в это время было разрешено ввозить товаров в страну из других стран на 5000 долларов США беспошлинно. Упадок в этой области торговли начался уже в 1997 году, челноки стали меньше ввозить товаров, так как стали уже появляться компании, которые по прямым контрактам привозили товары по более «демократическим» ценам. Это мелких челноков подорвало заметно, и они начали постепенно исчезать с горизонта.

Но тут грянул кризис 1998 года, и эта тема снова заработала, набирая обороты. Потому что в этот год разорились масса торгашей, вынужденных закрыть свои магазины. В Челябинске в первый месяц (сентябрь) того года закрылись более 250 магазинов, включая даже и несколько турфирм. В 1999 году я был в Стамбуле, закупая товар, и видел воочию удручающую картину – огромное количество многоэтажных магазинов стояли пустыми. Они все были «заточены» на российский челночный бизнес, а тут раз… и обвал произошел! Кризис «опрокинул» многие бизнесы не только у нас в стране, но и за рубежом, так как все расчеты велись в долларах США, а он резко подорожал. В это время уже выживали только те, кто закупал и вез товар не килограммами, как раньше, а тоннами. Начинался совершенно новый период международной торговли, мелкий торговец – челнок моментально исчез с арены этой битвы «на выживание». Как принято сейчас говорить – в нулевые… это 2000 год, челноки, как торговый класс и совсем исчез, освободив место для более крупного бизнеса. Надо отдать должное усердию людей, ставших поневоле торгашами или челноками в 90-е годы. Это именно они в те годы спасли экономику страны и многие жизни людей, к тому же, делая громадный товарооборот и финансовые показатели в миллиарды долларов. И недаром челнокам были даже поставлены памятники во многих городах России, привожу фото памятника «челнокам» в городе Екатеринбурге около торгового центра «Таганский Ряд» (рядом недалеко и до сих пор работает оптовый рынок).


Фотография размещена из открытых источников Интернета.
Памятник «челнокам», Екатеринбург, около ТЦ «Таганский Ряд»