90-е... Забег в ширину или краковяк вприсядку...

Евгений Заикин
90-е годы интересными были еще тем, что мы с приятелями вкладывали заработанные деньги в строительство. «Стройкой» или капитальным ремонтом и художественным оформлением интерьеров мы и до 90-х занимались, но с введением кооперативов в стране – возможностей стало не то что много, возможности увеличились в разы. И у нас «на фирме» произошел один примечательный случай при реставрации и ремонте старого дореволюционного здания, где мы решили сделать свой первый хороший офис. Это здание мы присмотрели давно, так как стояло оно уже несколько лет брошенным и бесхозным. Его потихоньку ломали и растаскивали, кому не лень. Жалко было, как уничтожается каменное двухэтажное здание, с интересной кирпичной кладкой. А раньше в нем была школа. В горисполкоме его «оценили» в 56.000 рублей, что по тому времени было очень дороговато.

И тут мне в голову пришла неплохая мысль – разломать все, что было и оставить лишь одни стены, а потом провести новую оценочную комиссию. Так мы и порешили. Вечером на планерке всем мастерам участков кооператива и бригадирам было сказано, чтобы из каждой бригады выделили по одному человеку для этакого «субботника» по разборке здания. Людей для проведения работ выделили, но просто так никто работать не желал. Прошла неделя, потом вторая, а толку никакого нет – не идет работа по разбору здания. Мы с замом приехали на объект, народ делал вид, что как бы работает, а мы как бы верили в это. А впереди уже очередные выходные дни, что делать и как форсировать работы никто не знал? Стоя перед зданием, я сказал своему товарищу: «У меня вот появилась неплохая такая мыслишка, как нам быстро так за пару дней вычистить все это здание!» Заместитель вопросительно посмотрел на меня. Я ему только и сказал: «Смотри и слушай прикол, от которого народ начнет работать даже без выходных дней и, не прося у нас для себя зарплаты!»

Мы с ним шагнули в здание. Зайдя вовнутрь, я крикнул, обращаясь ко всем рабочим: «Мужики! Срочно поднимайтесь на второй этаж, есть разговор!» Рабочие все пришли с такими хмурыми лицами, как будто их вели на расстрел. Ну нет желания у народа работать «за просто так» – тем более, что зарплата в кооперативе в то время была выше, чем в госсекторе в разы. Если на госпроизводстве рабочий получал от 120 до 160 рублей в месяц, то в кооперативе меньше 1000 рублей ни у кого не было заработной платы. Вот и заставь после этого народ поработать «во благо Отечества». Когда все собрались, я как бы так «по секрету» им поведал, что в этом здании до революции жил один очень богатый купец и есть подозрение, что где-то между стен, потолках, полу, печах или еще где – припрятаны клады.

Убегали то купцы из города спешно в 1917 году и думали, что скоро вернутся назад, но не получилось у них с возвращением. Вон в соседнем здании рабочие нашли полведра монет и серебряные столовые приборы. Про этот случай все знали, много разговоров было по городу. А в дополнение я сказал, подведя черту в разговоре: «В общем так, мужики! Кто что-то найдет, приносит в контору – я выдаю сразу премию!» По их лицам и кривым ухмылкам я понял, что заложил желаемое зерно им в головы, а при своей жадности они, конечно же, ни с кем делиться не будут тем, что нашли. Но чтоб найти что-то, надо было разобрать что-то в этом здании. После этого мы уехали к себе в контору, а потом были два выходных дня, после которых... обычно наступает счастье!

В понедельник мы приезжаем на объект и что видим? Здание от подвала и до крыши полностью разобрано, включая печи и частью даже фундамент. У моего зама просто «челюсть отпала» от увиденного, он только и сказал: «Ну не хрена себе кладоискатели, блин!» Но… Что интересно – в этом здании и, правда, тогда нашли много чего «интересного» из старинных вещей. Между досок чердачного перекрытия была найдена огромная подшивка газет за 1914-1915 годы. Небольшой по размеру дамский барабанный пистолет с кожаной кобурой английского производства. Две сабли изготовления 1916 года, г.Саратов, много монет медных и серебряных и серебряный портсигар с позолотой, вот его и монеты я тогда выкупил у одного из рабочих. Цель по разбору здания была достигнута всего за два дня, а до этого три недели не могли никак его разобрать.

Далее мы провели пять комиссий по переоценке здания. Время шло, прошел еще один месяц, потом второй. Галопирующая инфляция «сожрала» все мыслимые и немыслимые цены, как на товары, так и на недвижимость, они менялись, чуть ли не каждый день. В итоге была установлена смешная сумма в 1500 рублей, которую мы просто достали из кармана и заплатили тогда в финотделе горисполкома. Выходя из здания горисполкома, смеясь, я сказал: «Как говорил Василий Шукшин в фильме «Калина красная», помните?» Ну, вот вам забег в ширину и краковяк вприсядку! Не получилось у них содрать с нас денюжку! Мы все же заставили их станцевать перед нами «железное болеро», причем всем кагалом, вместе с начальницей, которая нас все хотела нагнуть на бабки!» А потом, даже не отремонтировав полностью это здание, мы его продали коммерческому банку. Начиналась в стране уже совсем другая эпоха – тема банкиров и ростовщиков, загнавших все население страны вначале в кредиты, а потом в бесконечные долги.


Фото размещены из открытых источников Интернета.