1. Теорема детерминизма

Валентин Кононов
Приложение к обзору «О свободе воли подробно» (http://www.proza.ru/2019/03/14/2212)
(ред.01.03.2022)

Первичный постулат детерминизма гласит:
Всё имеет свою причину.

Не следует полагать, что некоторое событие может не полностью определяться причиной, поскольку  неполное следствие события из причины также является событием, которое тоже должно иметь причину.

Возьмём некоторую систему С  (например, человека, общество или живую клетку).

Пусть в системе C в момент Т произошло событие А (например, человек начал строить дом, выбран президент или начала делиться клетка).

У события А есть, согласно постулату, причины. (В зависимости от значимости и типа воздействия на систему принято выделять собственно причины, условия, обстоятельства, повод и т.п., но здесь условно всё будем называть причинами.) Те из них, что не принадлежат системе C, оставим в стороне. Отнесём, как говорят математики, к граничным условиям. Нас интересуют внутренние причины Р1, Р2, Р3 и т.д. (не привожу примеры, чтобы не утомлять, кто хочет – может придумать сам).

Каждая из этих причин начала действовать в результате некоторого события Аi (i=1,2,3…), которое произошло в соответствующий момент Тi. Все Тi меньше Т – причины предшествуют своим следствиям, по крайней мере в земных условиях, когда нет больших гравитационных искривлений и скоростей, близких к скорости света.
Каждое событие Аi, в свою очередь, имеет свои внутренние причины, порождённые событиями, произошедшими, вообще говоря, ещё раньше. Переходя таким образом от следствий к причинам и фиксируя время их возникновения, теоретически можно дойти до момента t, когда система С возникла (родился человек, образовалось общество, отделилась от материнской клетка). Все причины, действовавшие в момент t, группируются в то, что математики называют начальными условиями.

Двигаясь в обратном направлении и полагая, что совокупность внутренних и внешних причин, действующих в системе в каждый момент, полностью определяет их следствие, получаем, что всё происходящее в системе полностью детерминировано начальными и граничными условиями. Если такое предположение неверно, и в какой-то момент совокупность причин может иметь разные следствия, это значит, что есть неучтённые причины выбора одной из альтернатив (тогда следует их учесть, исключив лишние варианты), либо допустить случайные, не имеющие причин, события, что противоречит первичному постулату.

Таким образом, из первичного постулата необходимо следует жёсткий детерминизм, исключающий свободу воли человека и выводящий всё многообразие мира из единой первопричины. Эта логика долго казалась неоспоримой, хотя ей и противоречил здравый смысл, а позже и некоторые научные результаты.

Но следует заметить, что доказательство скрытно опирается и на другие постулаты. В частности, предполагается, что все события Ai и их последствия могут быть учтены, хотя бы после наступления события A, и можно рассмотреть их причины. Это не так. Некоторые причины, воздействующие на A или какие-то из Ai, могут быть ненаблюдаемыми следствиями ненаблюдаемых событий. Из-за этого их не удастся внести ни в начальные, ни в граничные условия и их воздействие будет фактически случайным. Что, однако, пока не меняет вывода о невозможности существования свободной воли.

Вывод: Из первичного постулата детерминизма и некоторых дополнительных аксиом следует невозможность действий системы, не определяемых внешними причинами.

Вернитесь в основную часть обзора (http://www.proza.ru/2019/03/14/2212), чтобы ознакомиться с опровержением вышесказанного.