Река Великая

Александр Нивин
    
 *   *   *

В час ранний раннею весной
Рыбак с седою головой
Ждёт клёва на реке Великой,
Где чайки рыбу ловят с криком,
А в остальном - такой покой!...
Заря прибрала огоньки.
По берегам родной реки
Ходил и ездил я немало.
И жизнь прошла. Душа устала.
Мечты всё так же далеки.


     *   *   *

Вновь меня встречают чайки
На опочецком мосту
И галдят необычайно
Над Великой величавой
Так, что слышно за версту!


      *   *   *

Вот огласилась криком, стоном чаек
Река Великая, воспрянув ото сна.
И уж в ветвях черёмух вышивает
Зелёное узорочье весна.
Весной милы походы и поездки,
Как и прогулки по святым местам,
Где ты грустил и радовался в детстве
И этот мир впервые трогал сам.

      *   *   *

По Опочке утренней
Утренний народ
Вовсе не к заутрене
По делам идёт.
Кто богаче, катит
На своём авто.
И о мире горнем
Не грустит никто.
Никому не вспомнится
(Будней бег так скор...),
Что когда-то город сей
Украшал Собор.


      *    *    *

Такой душистой клейкою листвой
Зашелестели снова над рекой
Друзья свиданий наших тополя.
Они шумят, мне сердце веселя.
Средь них и отдалённый образ твой
В соседнем переулочке порой
Пригрезится... Ах, путаю с другой...
Нет в прошлое дорог,
тропинки - ни одной.


      *   *   *

Коньяк и бренди, виски, вин сорта...
Ругают алкоголь ханжи, хоть сами пьют безмерно.
Мы "причащались" в лодке у моста
"Армянским" по субботам непременно
Под сенью ивы, шелестевшей над теченьем...
Нас было четверо. Всем по семнадцать лет.
А на наклейке с видом Еревана -
Пять звёзд. Был пятым незнакомый дед,
Владелец лодки и гранёного стакана,
Молчун, каких не видывал сей мир:
Последним шарнет, заберёт стакан свой
И - к дому, где жена-вампир
Ждёт, как карга у моря, старикана...
А мы по деревянному мосточку,
Что перекинут через всю Великую реку,
Идём в поющий и гремящий центр Опочки -
На Вал, на танцы, где душа ликует!
Где девушки так жарко обнимают
Нас в танце белом , и до счастья где
Последний поворот лишь...


     *   *   *

В туманах светлых
воскресает новый день
Над светлою Великою рекою.
Он будет добрым или злым -
зависит от людей -
От нас с тобою.


   *   *   *

Гласы певчих звучат
на заре над рекою
Там, где древний
кудрявится Вал.
Это птичий хорал
Славит подвиг героев,
Кто свой город не раз
от нашествий спасал.


     *    *    *

Сто домов эпохи прошлой,
Затонувшей в лопухах -
Вот Опочка... Что есть проще
На Великой берегах?
А ещё домишек с "тыщу"
Деревянных по краям.
В центре - Вал,
вот это силища! -
Дремлет, славой обуян...


     *   *   *

Где дремлет в дымке наш акрополь -
Старинный Вал над синь-рекой,
Вот лебедь крыльями захлопал
И взмыл над сонною водой.
Лениво полетел, касаясь
Концами крыл речной воды -
Летел на воду опираясь.
К чему излишние труды?
Мудрец всегда их избегает.


     *    *    *


Вновь божественно веет сиренью
В городке над Великой рекой.
Наваждением сновидений,
Юных грёз, не избытых тобой,
Начинается ливень весенний.



     *    *    *

Запах сирени церковный,
Ладанный неземной -
Будто из мира иного,
Будто с планеты другой,
Где правят не злоба и войны,
А мудрость, любовь и покой.



    *   *   *

Как Марк Шагал
И Бела Розенфельд,
Любя весну,
размашисто шагал
По городу апрель.


     *    *    *

Не отцветут душистые сирени
На улицах Опочки дорогой,
И этот день волнующе весенний
Не сгинет, как обычный день деньской.
Пока любовь твоя светла, как свет очей,
Поёт и будет петь в сиренях соловей.


     *    *    *

Как же много душистой сирени
В невеликой Опочке моей!
Что ни кустик - любви наважденье,
В ветках каждого - свой соловей.
И певцы заливаются томно
В переулках, куда ни пойди.
Не застать нынче девушек дома,
Сыновей матерям не найти.
Ах, сирени... сирени... сирени
И меня опьянили, как встарь.
И торчу я один
в закоулке весеннем,
И со мной неприкаянный
грустный фонарь.


      *    *    *

Милый край, под твоею
священной и трепетной сенью
На дорогах, дорожках, тропинках твоих,
На скамейке в саду...
цвет отцветших сиреней
Гонят ветры,
как память о днях золотых,
Где любовь, ты и я - вот святая
Неразрывная троица,
счастья залог на земле,
Ведь что сложено Богом на небе,
того не сломают
Человек или бес
и все сущие в мгле и во зле.


      *   *   *

А над Великою рекой
Всего один
Горит зелёный огонёк...
И отражение - звездой
В воде речной...
Как юность давняя, далёк
Тот огонёк...
И пьян сиренью и весной
Весь городок...
И грустно так,
Как будто я
Уже ушёл...
А он, чудак,
Всё на свидание меня
Зовёт, маня
К любимой девушке моей...
Не верится ему никак,
Что я - уже
На склоне дней...


      *    *    *

Я иду по мосту над рекой,
Над Великой, любимой моей,
И она свой вечерний покой
С грустью первых огней
Дарит мне.