1. Спасо-Преображенский храм в Благодарном

Владимир Пузиков
Фото: Иллюстрация из книги "Город Благодарный. Комсомольская улица".
Фото старообрядцев и фото Благодарненских историков-краеведов.

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ (НИКОЛЬСКИЙ) ХРАМ

Старообрядцы из Черниговской губернии
в селе Благодарном

В 1870 году в Ставропольской губернию прибыла большая группа переселенцев, старообрядцев общины Белокриницкой иерархии из Черниговской губернии. Расселились они по селам и хуторам Новогригорьевского уезда, а центром общины избрали село Благодарное, куда пришли переселенцы из посадов Воронки, Лужков, Елионка, Млынки Стародубского уезда и Чуровичи Новозыбковского уезда.
По книгам А. Ф. Рязанова, В. М. Забелина, Памятным книжкам Ставропольской губернии и следственным делам из Архива Управления ФСБ по Ставропольскому краю нами составлен список старообрядцев, проживавших в нашем селе.

Из посада Воронки Стародубского уезда:
Белов Терентий Васильевич. В 1912 году Благодарненское уездное казначейство выдало ему промысловый билет на торговлю мануфактурой в селе Благодарном. Белова А. И. (Упоминается в метрических записях Никольского храма за 1913 год.) Белов Георгий Федорович, родился в селе Благодарном в 1915 году. В РККА призван Благодарненским райвоенкоматом, служил автоматчиком в 50-й Стрелковой дивизии. Погиб 5 апреля 1944 года в бою за деревню Нападены Кишкаренского района Молдавии. Похоронен в Унгенском районе Бельцкого уезда Молдавской ССР. Его жена – Белова Александра Григорьевна проживала в селе Благодарном. Бесчастнов Петр Прокофьевич. Болотников Григорий Петрович. Бушева Евдокия Владимировна. Бушева Пелагея Яковлевна. Комарова Зинаида Иосифовна.

Из посада Лужки Стародубского уезда:
Поляков Николай Григорьевич. Полякова Е. М. Потемкин Ефим Лазаревич, имел в Благодарном с 1896 года бакалейный магазин. Потемкина Прасковья Трофимовна, его жена, умерла 30 июля 1907 года от побоев. Потемкин Илларион Лазаревич, проживал в Благодарном с 1870 года, с 1896 года имел в селах Благодарном и Высоцком магазины мелкорозничной торговли. В селе Медведском (ныне Гофицкое) имел хлебный амбар, галантерейный магазин. Потемкин Савва Илларионович. Потемкина Федосия Егоровна в 1896 году имела лавку по продаже мануфактурных товаров. В 1912 году уездное казначейство выдало ей промысловый билет на торговлю мелочным товаром. Чеботарёв Максим Егорович.

Из посада Елионка Стародубского уезда:
Соболев Родион Владимирович, Соболева Евдокия Ивановна, Соболев Василий Родионович, их сын, умер 28 декабря 1908 года в возрасте 4 года от заложения глотки. Похоронен на старообрядческом кладбище. Соболев Исаак Владимирович, Соболева Агафья Алексеевна. Соболева Евдокия Исааковна, их дочь, крещена в храме 24 февраля 1913 года. Соболева Агафья Семеновна. В 1912 году уездное казначейство выдало ей промысловый билет на торговлю мелочным товаром.

Из посада Млынки Стародубского уезда:
Священник Карнышев Андрей прибыл в наше село с большой семьей. Своих сыновей Аверкия, Ермолая, Киприана и Ефимия воспитывал в религиозном духе. Трое из них пошли по стопам отца, а один из братьев – Карнышев Ермолай Андреевич занимался торговлей. В 1912 году Благодарненское уездное казначейство выдало ему промысловый билет на торговлю мелочным товаром.

Карнышев Аверкий Андреевич, его жена Карнышева Мария Константиновна. Их дочь Карнышева Калерия Аверкиевна крещена 12 июня 1913 года. Карнышев Ефимий Андреевич. Карнышев Киприан Андреевич, Карнышева Анна Лукинична, его жена. Карнышев Петр, их сын, крещен 13 июня 1913 года. Карнышева Татьяна Ефимовна. Карнышев Софоний Ефимович.

Из Новозыбковского уезда:
Зебницкий Григорий Семенович, в Благодарном с 1870 года, купец 2-й гильдии  – бакалейная торговля с оборотом 30 тысяч рублей в год. В 1912 году уездное казначейство выдало ему промысловый билет на торговлю бакалеей, посудой и галантереей. Его сыновья: Зебницкий Василий Григорьевич, которому уездное казначейство в 1912 году выдало ему свидетельство приказчика;

Зебницкий Федор Григорьевич родился 20 февраля 1874 года в селе Благодарном. До революции купец 2-й гильдии. 1 августа 1937 года был арестован, 17 декабря 1937 года расстрелян за антисоветскую, контрреволюционную деятельность. В 1963 году дело прекращено за отсутствием состава преступления;

Зебницкий Александр Григорьевич, купец, в 1896 году имел в Благодарном смешанный магазин. В 1898 году член общества Красного Креста. В 1915 году кандидат в члены правления вольной пожарной дружины в селе Благодарном. Дочери Г. С. Зебницкого: Иванова (Зебницкая) Наталья Григорьевна, Романова (Зебницкая) Нина Григорьевна.

Из посада Чуровичи Новозыбковского уезда:
Кудрявцев Дмитрий, Кудрявцев Григорий Дмитриевич.
Из Черниговской губернии (без указания уезда):
Котелкина Лидия, крещена 19 марта 1913 года.
Неронов Петр Григорьевич, Неронова, его жена. Опришко Иван Евдокимович, проживал в Благодарном с 1870 года.
Привалова А. С. имела в селе Благодарном лавку по продаже мелочного товара.
Черепенин Сысой Гаврилович, Черепенина Устинья Козминична, Черепенина Лидия Сысоевна, их дочь, крещена 19 марта 1913 года.
Шалыгин Куприян Архипович, родился в 1912 году в селе Благодарном. В РККА призван Московским Горвоенкоматом, старшина, пропал без вести 19 июля 1942 года.

Иногородних старообрядцев в Благодарненское сельское общество не приняли, землей не наделили. Пришлось им заниматься торговлей, извозом, различными промыслами, работать по найму.

***


Сооружение Спасо-Преображенского храма. 1901 г.
Священник Карнышев Ефимий Андреевич

Старообрядческая община Белокриницкой епархии в 1897 году была зарегистрирована в Ставропольской губернии. Приход Благодарненских старообрядцев под руководством председателя церковного Совета Кудрявцева Дмитрия Григорьевича и членов Совета: Белова Терентия Васильевича и Потемкина Савелия Илларионовича собрал средства на строительства храма.

Спасо-Преображенский храм возвели из камня, освятили 18 декабря 1901 года. Его первыми священниками стали братья Киприан, Аверкий и Ефимий Карнышевы. Через пять лет к храму с правой стороны пристроили придел во имя Святителя Николая. С тех пор храм стали называть и Никольским.

В селе Благодарном уездная власть разрешила открыть старообрядческое кладбище. Полагаем, что кладбище располагалось на юг от села, через него шла дорога на село Елизаветинское. В конце 50-х годов кладбище закрыли, затем территорию спланировали бульдозерами, построили верхнюю автозаправочную станцию и ретранслятор. Благодарненская лесомелиоративная станция высадила в этом месте деревья.

С 1913 года председателем Совета общины и духовным наставником старообрядцев стал священ¬ник Ефимий Карнышев. Из сохранившихся в архивах Метрических книг Никольского храма известно, что 12 июня 1913 года в Спасо-Преображенском храме крестили Калерию, дочь священника Карнышева Аверкия Андреевича. Восприемниками записаны: Карнышев Киприан Андреевич и Карнышева Татьяна Ефимовна. 13 июня 1913 года был крещен Петр – сын Карнышевых Киприана Андреевича и Анны Лукиничны. Восприемники: Карнышев Софоний Ефимович и его сестра Карнышева Татьяна Ефимовна.

В 1918 году при установлении в Благодарненском уезде советской власти старообрядческую общину не ликвидировали, действовала она и в 1919 году, когда уезд заняла Добровольческая Армия.

В 1920 году по решению советской Межведомственной комиссии семьи Карнышева, Кудрявцева, Зебницкого, Потемкина выселили на окраины села Благодарного.

Житель села Благодарного Кириллов Владимир Петрович в сентябре 2016 года рассказал мне легенду о захоронении на территории Спасо-Преображенского (Никольского) храма: «…В начале 20-х годов прошлого века, когда в уезде окончательно установилась советская власть, и началось изъятие в храмах золотых и серебряных церковных ценностей, скоропостижно скончалась дочь священника Карнышева – Калерия. Ее похоронили на территории храма, положив в гроб много ценных предметов и украшений. Поэтому, когда в 30-е годы по инициативе комсомольцев храм разрушили, находились граждане, которые тайно вели раскопки, в надежде найти клад, но безуспешно».

В 1931 году Спасо-Преображенский (Никольский) храм в селе Благодарном закрыли, в 1934 году разрушили.

Карнышевы уехали в город Кисловодск. Ефимий Андреевич стал служить в молитвенном доме, на следующий год его перевели в г. Ессентуки в церковь Петра и Павла, в котором не осталось священников. Богоборчество в стране продолжалось. В 1933 году местные власти, на волне «воинствующего атеизма», храм Петра и Павла в Ессентуках разрушили. Ефимий Андреевич продолжил служение в храме Покрова Пресвятой Богородицы.

У отца Ефимия и матушки Марии Константиновны, 1874 года рождения, было 12 детей, выжило 9. Их жизнь, выходцев из семьи священника, сложилась по-разному, некоторым не удалось избежать политических репрессий в связи с принадлежностью к религиозной старообрядческой общине. В первую очередь это относится к сыновьям: Лаврентию, Софонию и Александру.

27 сентября 1935 года, в день Воздвижения Креста Господня, протоиерей Ефимий Карнышев ушел из жизни. Матушка Мария Константиновна пережила войну, умерла в 1948 году. Ее прах покоится в Пятигорском Некрополе.

В доме Карнышевых в селе Благодарном, после того как они покинули родину, размещались различные учреждения: дом колхозника, дом пионеров, редакция районной газеты. В 1959 году райисполком выделил этот дом отделу культуры для народного музея. Осенью начали ремонт, но пошли дожди, потолки обвалились. Для музея стали подыскивать другое помещение, а дом Карнышевых снесли в середине 60-х годов.

***


Дети Карнышева Ефимия Андреевича

Карнышев Лаврений Ефимович родился 23 августа (по новому стилю) 1895 года в селе Благодарном Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии. Он участвовал в Первой мировой войне, в начале гражданской войны служил в Добровольческой Армии, затем – в Вооруженных Силах Юга России, с 11 мая 1920 года – в Русской Армии.

В июле 1919 года подпоручик Л. Е. Карнышев воевал с частями Красной Армии в составе 1-го офицерского генерала Маркова полка. В июле-октябре 1919 года в Харькове были сформированы 2-й и 3-й офицерские Марковские полки.

В декабре 1919 года в Донбассе в селе Алексеево-Леоново в ходе отступления Марковская дивизия попала в окружение и потеряла две трети личного состава. Пополнившись, дивизия в январе 1920 года успешно держала оборону южнее города Ростова-на-Дону. После кровопролитного боя с красными частями у станицы Ольгинской 29 февраля, остатки дивизии были сведены в Офицерский генерала Маркова полк, которым командовал полковник А. Н. Блейш.

26 марта 1920 года в Новороссийске Марковскую дивизию восстановили. После эвакуации из Новороссийска по морю, в Крыму дивизия вошла в состав 1-го Армейского корпуса.

С мая 1920 года Л. Е. Карнышев командовал ротой в Пехотной генерала Маркова дивизии, вошедшей в Русскую Армию, переименованную генералом П. Н. Врангелем из ВСЮР. Ему довелось воевать с красными в Северной Таврии, участвовать в Заднепровской операции и в Крыму в ноябре 1920 года.
В этом же месяце была спешная эвакуация остатков Русской Армии из Крыма на пароходах в Константинополь, а затем длительное пребывание 1-го Армейского корпуса в лагере у населенного пункта Галлиополи, что в 200 км к юго-западу от Константинополя.

Известно, что на 18 декабря 1920 года Л. Е. Карнышев числился в составе Марковского полка в Галлиополи, в 1922 году переехал в Болгарию. Осенью 1925 года в чине штабс-капитана Л. Е. Карнышев проживал во Франции. В местечке Клиши, пригороде Парижа, в семи километрах от Лувра, образовался «Белокриницкий» старообрядческий приход их числа эмигрантов из России.
В Париже Лаврентий Ефимович женился. Перед венчанием он писал на родину в село Благодарное родителям, просил у отца Ефимия Андреевича и матушки Марии Константиновны благословения на брак. Его жена перешла в старообрядчество. Они воспитали двоих сыновей, имели пять внуков.

Лаврентий Ефимович с родными со Ставрополья постоянной переписки не имел. Он изредка посылал поздравительные открытки, которые из Франции приходили на адрес мужа покойной сестры Павлы Ефимовны Кавелиной (Карнышевой). Затем вдовец Кавелин Корней Алексеевич приносил открытки другой сестре – Остроуховой (Карнышевой) Раисе Ефимовне. Потом их читали родственники.

Л. Е. Карнышев тосковал по родине, но в СССР не приезжал, боялся репрессий за участие в Белом движении. Его младший брат Александр, проживавший в г. Липецке, неоднократно делал приглашения Лаврентию, но его визит на родину не состоялся. И все же, один из его сыновей – Андрей с семьей в 70-х годах прошлого века в страну Советов приезжал. Встречали их на Рижском вокзале города Москвы: младший брат Лаврентия – Александр, сестры Раиса и Зинаида.

В 1993 году в Клиши умер священник-уставщик и он же председатель религиозной общины, которую посещал Л. Е. Карнышев и его супруга. Все дела и церковные книги были переданы Лаврентию Ефимовичу, который знал Устав и продолжил служение в церкви.

В начале 1995 года Л. Е. Карнышев тяжело заболел. Две недели он лежал в одной из Парижских больниц, где и скончался 22 марта 1995 года. До 100-летнего юбилея он не дожил всего пять месяцев.

О кончине отца на родину в Россию сообщил его сын по телефону. Сестра Лаврентия Ефимовича – Карнышева Зиновия Ефимовна посчитала, что отпевания усопшего в Париже не проводилось. Она обратилась в городе Ессентуки к иерею местной церкви с просьбой провести обряд погребения. Он отказался, сказав:
- Я Вашего брата Лаврентия не знал. Просьбу Вашу выполнить не могу!
Обращалась она и к другим иереям. Везде получала отказ.

В 1996 году Зиновия Ефимовна написала письмо в Москву Митрополиту Алимпию: «…Прошу Вашего разрешения на служение погребения моего брата Лаврентия Ефимовича Карнышева в Москве в Кафедральном соборе. Податель просьбы моя дочь Соловьева Наталья Викторовна, которая будет присутствовать при служении погребения. Прилагаю телеграмму о его смерти».

Письмо в столицу повезли Наталья Викторовна и ее дочь Екатерина. В кафедральном соборе у Рогожского кладбища они обратились к священнику, отцу Леониду, который их выслушал и приказал своему коллеге отцу Виктору выполнить нужный обряд, отслужить заупокойную службу по Лаврентию. Таким образом, родственники усопшего сделали все, чтобы душа Карнышева Лаврентия Ефимовича, глубоко верующего при жизни, обрела покой в ином мире.

Карнышев Софоний Ефимович (1897-1937 гг.) родился в селе Благодарном Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии в семье священника, учился в церковно-приходской школе и прогимназии, затем – в Москве в старообрядческом институте на Рогожской заставе. В период репрессий и гонений на церковь Софония, одетого во время литургии в белую ризу, сотрудники НКВД арестовали и увезли в черном воронке в следственный изолятор. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Карнышев Александр Ефимович родился в 1918 году в селе Благодарном в семье старообрядцев. Обстановка на Ставрополье была тревожной. В январе повсеместно были созданы новые органы власти – Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. С весны началась гражданская война. 6 января 1919 года Благодарненский уезд заняли белогвардейские войска, но в феврале 1920 года советская власть в губернии была восстановлена. Александр – младший ребенок в семье. Родители воспитывали его в религиозном духе старообрядчества. Отцу нужен был наследник, которому со временем следовало передать дела семейные и церковные. Ведь сыновья, Лаврентий – офицер Добровольческой армии и Софоний – студент старообрядческого института на Рогожской заставе в Москве, в семье уже не проживали. С четырех лет Александр был поставлен свещеносцем и стихарным, участвовал в церковных службах, с пяти лет читал каноны и апостол. Он учился не только в Спасо-Преображенском (Никольском) храме, но и в одной из советских школ села Благодарного. В 1935 году, когда умер отец, Александру было 17 лет. К этому времени семья, уехав из Благодарного после закрытия старообрядческого храма, проживала в городе Ессентуки.

С 1936 года Александр стал посещать храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ессентуках, где служил пожилой священник отец Григорий Кротов. Юноша прислуживал отцу Григорию в алтаре, одевал его в церковную одежду, помогал в церковном уставе и возгласах. В городе Ессентуки Александр женился на Лидии. Обряд венчания прошел в храме Покрова Пресвятой Богородицы. В 1937 году, когда их дочери Руфине исполнился год, органы НКВД Карнышева Александра Ефимовича арестовали.

Александр Ефимович в своих воспоминаниях писал: «…Меня, как сына священника, арестовали, осудили и выслали на далекий Север в город, который только еще строился и был без всякого жилья. Там же было много сосланных духовных лиц. В этом городе я много перенес и голода и холода, я сильно заболел и у меня на теле появились гнойные раны, и меня списали под номером без имени и фамилии, положили на улице около кочегарки. В кочегарке работал священник, он меня увидел и стал лечить мои раны дегтем, смазывал их кистью и кормил меня, чем мог. Когда раны затянулись, я начал вставать и потихоньку ходить. Вскоре я нашел работу в конторе аптеки, там меня еще подлечили, и я продолжил работать в конторе».

В начале 1939 года репрессии в стране пошли на спад. Бывшее руководство НКВД, в том числе в краях, городах и районах, было освобождено от должностей и в свою очередь подвергнуто репрессиям. Граждан, которых не успели расстрелять или приговорить к длительным срокам наказания и уже отсидевших в застенках с лета 1937 года, стали выпускать на свободу. Освободился из заключения и Карнышев Александр Ефимович. Вскоре его призвали в Красную Армию.

С января 1942 года А. Е. Карнышев служил в 884-м стрелковом полку 196-й стрелковой дивизии, которая дислоцировалась в Соль-Илецке Чкаловской области. К 9 июня 1942 года дивизия была перебазирована в район станций Садовая и Прудбой под Сталинградом, вошла в состав 7-й Резервной Армии, приняла участие в Сталинградской битве. Через месяц 196-я стрелковая дивизия была передана в подчинение 62-й Армии. К концу сентября в дивизии осталось не более 500 воинов. За проявленное упорство и отвагу дивизию наградили орденом Красного Знамени. С января 1943 года 196-я стрелковая дивизия принимала участие в обороне города Ленинграда. Ефрейтор А. Е. Карнышев был ранен, лечился в госпитале ВГ-919 Ленинградского фронта, а для полного выздоровления был отпущен в отпуск в город Ессентуки, где проживала его семья.

26 июня 1943 года Ессентукский горвоенкомат включил А. Е. Карнышева в группу из семи военнослужащих, находившихся дома по ранению, для отправки в войска. Военный комиссар майор Журба старшим команды назначил лейтенанта 59-го стрелкового полка войск НКВД Лисицина Василия Кузьмича. В состав команды включили: ефрейтора Карнышева Александра Ефимовича, рядовых Жданова Петра Семеновича и Киркалова Василия Михайловича. Они однополчане, так как служили в 884-м стрелковом полку и получили ранение на Ленинградском фронте. Из города Ессентуки в состав группы включили рядового 885-го стрелкового полка Доронина Георгия Дмитриевича и рядового Тищенко Федора Герасимовича; из села Курсавка – рядового 903-го стрелкового полка, грека Чикнизова Исаака Кузьмича. У всех на руках были истории болезней или госпитальные справки о ранении, но без заключения гарнизонной комиссии. А. Е. Карнышев имел историю болезни № 3233.

29 июня 1943 года команда была отправлена на Армавирский военно-пересыльный пункт. Воины не были обеспечены продовольственными аттестатами из-за отсутствия бланков по форме № 1. Начальник административно-хозяйственной части Ессентукского горвоенкомата Попов выдал им денежное содержание на одни сутки. В этот же день команда ран-больных прибыла в г. Армавир, где размещался штаб Северо-Кавказского военного округа, гарнизонный военный трибунал, военно-пересыльный пункт и другие военные учреждения. Вскоре воинов отправили в разные части. Некоторые продолжили службу в 417-й стрелковой дивизии. Красноармеец 417-й сд П. С. Жданов 8 августа 1943 года погиб в бою с фашистами, похоронен в хуторе Нижне-Греческий Крымского района Краснодарского края (ЦАМО 58/18001/1210). Рядовой Киркалов В. М. также служил в 417-й стрелковой дивизии, был вторично ранен, после лечении в госпитале продолжил службу в 180-м запасном стрелковом полку.

О дальнейшей службе А. Е. Карнышева ничего не известно. В Книге Памяти Ставропольского края записано, что красноармеец Корнышев Александр Ефимович, 1918 г. р., призванный в РККА Ессентукским ГВК, пропал без вести 20 марта 1943 года.

По сведениям родных, А. Е. Карнышев в сороковые годы оказался на севере в исправительно-трудовом лагере. Он долго не писал на родину жене, матери и сестрам, которые проживали в городах Пятигорске и Ессентуках. Сестры Оля, Рая, Зина, Павла, Татьяна и Мария молились за брата Александра. Жена Лидия мужа не дождалась, так как он долго ей не писал. Она посчитала, что его уж нет в живых, и вышла замуж. Дочь она воспитала в религиозном духе. Руфина Александровна проживает в городе Саратове, посещает старообрядческую церковь, умеет читать каноны на церковно-славянском языке. В 2010 году в ее семье произошло несчастье, в возрасте пятидесяти лет умер сын, врач-педиатор.

В 1953 году, после смерти И. В. Сталина, многих заключенных выпустили на свободу. А. Е. Карнышев, отбыв в Норильске практически полностью срок заключения, встретил девушку Антонину, воспитанную в религиозной семье. В письме к сестрам он спросил, как живут его жена и дочь? Узнав от сестер, что жена вышла замуж, он женился на Антонине. В 1955 году в их семье родился сын Софоний (его назвали в память о брате Софонии Ефимовиче), в 1957 году – сын Константин. Оба крещены в Кисловодске у отца Василия Усова, брата митрополита белокриницкого Иннокентия. Когда дети подросли Карнышевы переехали в город Липецк на постоянное место жительства.

В середине 80-х годов Александр овдовел, стал чаще приезжать в Ессентуки и в Пятигорск к сестрам. Останавливался у сестры Ольги в Ессентуках, посещал старообрядческую церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Он оставил свои воспоминания, написал из Липецка предсмертное письмо на имя священника Михаила Пронюшкина: «…Отец Михаил! Пока я еще живой, прошу Вашего прощения за мои грешные дела, вольные и невольные. Если мне даст Бог поправиться, то очень хочу приехать в Ессентуки в Великий пост на говение и покаяние. А если меня не будет уже к этому времени, прошу еще раз Вашего прощения и поминания, уже за упокой…» Карнышев Александр Ефимович умер в 1993 году.

Карнышева Павла Ефимовна родилась в селе Благодарном Благодарненского уезда Ставропольской губернии в 1908 году. Много лет жила в Пятигорске вместе с сестрами Раей и Марией. Потом вышла замуж за Корнея. Ушла из жизни в 1973 году.

Карнышева Мария Ефимовна (1910-1975 гг.). Ее сын – военный летчик разбился в авиакатастрофе в Литовском Каунасе в середине 50-х годов во время испытания самолета.

Карнышева Татьяна Ефимовна (1912-1977 гг.). Проживала с семьей в г. Минеральные воды, воспитала пятерых детей.

Карнышева Ольга Ефимовна (1914-2002 гг.). Вышла замуж за Куприяна, обряд венчания проводил отец Ефимий Карнышев. Дети Купияна и Ольги – Виктор и Любовь – воспитывались в церковной среде. Семья проживала в г. Ессентуки. Муж и сын похоронены в Ессентуках на «Франчихе». В 1998 году дочь Алла уехала на Украину и забрала мать с собой. Умерла Ольга Ефимовна в Днепропетровске.

Карнышева Зиновия Ефимовна (1915-2000 гг.). С мужем Евдокименко Виктором Павловичем долгое время проживали в Азербайджане в г. Баку. В 1969 году Зиновия овдовела. В Баку она работала заместителем главного бухгалтера в министерстве рыбной промышленности. В 1985 году, обменяв квартиру, переехала из Баку в Пятигорск. Регулярно посещала в Ессентуках старообрядческую церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Дочь – Соловьеву (Евдокименко) Наталью Викторовну (1946-2011 гг.) и внучку Екатерину воспитывала в церковной среде. Внучка Соловьева Екатерина Владимировна крещена в старообрядческой церкви Покрова Пресвятой Богородицы, чин крещения провел в декабре 1983 года отец Михаил Пронюшкин.

Карнышева Раиса Ефимовна (1916-1993 гг.). Проживала с семьей в городе Пятигорске в доме на улице Калинина. Крестная Соловьевой Натальи и Соловьевой Екатерины. На сына Льва во время войны получила похоронку. Но он вернулся с войны живым. Раиса Ефимовна всю жизнь и любовь посвятила сыну. Проживал он с семей в г. Ставрополе, воспитал сына Валерия и дочь Наталью.

Владимир Пузиков
10 марта 2019 г.