В. Н. Игнатович. Несколько замечаний

Алексей Климентьевич Манеев
Несколько замечаний относительно обсуждения книги А.К.Манеева
Так называемое "Обсуждение" книги А.К.Манеева «К критике обоснования теории относительности» на расширенном заседании Сектора философских вопросов естествознания Института философии АН СССР правильнее было бы назвать «осуждением книги А.К.Манеева».
Почему? В начале публикации сказано: «Дирекция Института философии АН БССР обратилась к ряду советских физиков и философов, занимающихся философскими вопросами теории относительности, с просьбой дать оценку книги тов. Манеева. Было получено около 20 отзывов. В большинстве из них книга тов. Манеева оценивается положительно» (с.139).
А на заседании положительно оценили книгу Манеева только два участника обсуждения. Семь выступили как обвинители. Восьмым обвинителем выступил автор публикации И.А.Алексеев. Его негативное отношение к Манееву явно ощущается в изложении (чего стоит фраза на с.139: Манеев «не смог отвести обвинение в отрицании теории относительности»). Но организаторам осуждения этого показалось мало – на семи страницах опубликованы обвинительные речи одного из выступавших – В.И.Кузнецова. Итого – примерно одиннадцать страниц отданы обвинению и примерно полторы – защите.
Ситуацию можно сравнить с судебным заседанием, где судья говорит: «Большинство свидетелей отрицают виновность обвиняемого, но мы обойдемся без их показаний».
Складывается впечатление, что философы организовали это обсуждение и публикацию его материалов с целью засвидетельствовать свою лояльность физикам – сторонникам теории относительности.
Можно предположить, что больше всего это нужно было И.В.Кузнецову, два выступления которого были опубликованы полностью.
В 1952 году он писал: «Интересы физической науки настоятельно требуют глубокой критики и решительного разоблачения всей системы теоретических взглядов Эйнштейна и его последователей, эйнштейнианцев, в области физики, а не просто отдельных их философских высказываний. Идеалистические воззрения Эйнштейна и эйнштейнианцев заводят физическую теорию в безысходный тупик. Разоблачение реакционного эйнштейнианства в области физической науки – одна из наиболее актуальных задач советских физиков и философов» (Кузнецов И.В. Советская физика и диалектический материализм // Философские вопросы современной физики. – М.: Изд-во АН СССР. 1952. – c.47).
А девять лет спустя он исправился: «Сегодня мы обсуждаем книгу, посвященную теории относительности, точнее, критике теории относительности. Возникает вопрос: каково место и значение этой теории в науке? Какую роль она играет в познании природы? На этот вопрос существует один ответ: теория относительности лежит в основе современной физики… Поскольку физика является лидером всего современного естествознания, постольку значение теории относительности выходит за пределы собственно физики. Законы взаимосвязи пространства, времени, движения друг с другом и с материей, охватываемые теорией относительности и составляющие ее основное ядро, таким образом, представляют собой одно из ценнейших приобретений современного естествознания» (Кузнецов И.В. На ложных позициях. – Вопросы философии. – 1961. – №6. – c.144-145).
В.Н.Игнатович, к.т.н.