Чудовищница- 41. Вергилий. Пророк

Оксана Самоенко
      Великий человек смотрел в окно,
     а для нее весь мир кончался краем
     его широкой, греческой туники,
     обильем складок походившей на
     остановившееся море.
         Он же
     смотрел в окно, и взгляд его сейчас
     был так далек от этих мест, что губы
     застыли, точно раковина, где
     таится гул, и горизонт в бокале
     был неподвижен.
         А ее любовь
     была лишь рыбой -  может и способной
     пуститься в море вслед за кораблем
     и, рассекая волны гибким телом,
     возможно, обогнать его... но он -
     он мысленно уже ступил на сушу.
     И море обернулось морем слез.
     Но, как известно, именно в минуту
     отчаянья и начинает дуть
     попутный ветер. И великий муж
     покинул Карфаген.
         Она стояла
     перед костром, который разожгли
     под городской стеной ее солдаты,
     и видела, как в мареве костра,
     дрожавшем между пламенем и дымом,
     беззвучно рассыпался Карфаген
     задолго до пророчества Катона.
Иосиф Бродский. Дидона и Эней.

  «Энеида»- не любовная лирика.
 »Энеида»-  поэма о миссии.
 О тяжком труде избранника богов, делающего только   судьбоносные поступки. И, не менее судьбоносные,  подлости.   Помнится,  читка  Вергилия превратилась для меня в своеобразный подвиг  во имя тщеславия. «Я прочитала Вергилия».  И в огромное разочарование: «Какая тоска- этот ваш Публий Вергилий Марон!» Понадобилось «дорасти», то есть  перестать торопиться жить,  научиться получать удовольствие в медленном вчитывании, в получении знаний маленькими дозами.
Теперь, напичканная тайными  смыслами  строк Вергилия,  скажу: «Энеида - одно из первых мистических религиозных произведений. Своеобразная   Библия».
Эней  выводит из пылающей Трои часть её жителей, долго скитается, спускается в Ад, приводит своих странников в Землю Обетованную, строит не город. Новый Мир. Мировой порядок. Не только за стихи о грядущем младенце поэт оказался на особом счету у католической церкви.
С самого начала сын троянского героя Анхиза и Афродиты уподобляется  безупречному герою, павшему за свободу родины, Гектору. Греки - вероломны и бесчестны. Особенно достаётся Одиссею. Повзрослевшие боги Вергилия благоволят  троянцам, твёрдой рукой ведут их к вершинам Античного Мира.

«Смогут другие создать изваянья живые из бронзы,
Или обличье мужей повторить во мраморе лучше,
Тяжбы лучше вести и движенья неба искусней
 Вычислят иль назовут восходящие звезды, – не спорю:
Римлянин! Ты научись народами править державно –
В этом искусство твое! – налагать условия мира,
Милость покорным являть и смирять войною надменных».

Это,  умерший  во время скитаний Анхиз,  предрекает сыну Судьбу, ведомого им, народа. Гефест по просьбе Венеры куёт щит для Энея,  изображает на нём всех царей, императоров, основные события  грядущего. Сам того не зная,  благочестивый  Эней поднимая щит, поднимает весь свой род.   Его сомнительные поступки имеют масштабные последствия.  Расставаясь с Дидоной - основательницей Карфагена, троянец обрекает Рим на долгое  кровопролитное противостояние с конкурирующим городом. Проклиная Энея и его потомков, брошенная женщина устраивает  торжественное самосожжение.
 Тяжесть миссии  Энеем   осознаётся в полной мере. С Юлом или Асканием он почти не разговаривает. Просит сына, ради которого живёт, собирает земли, союзников, учиться  у отца трудам,  но не счастью. 
Основываясь на «Илиаде», римлянин выстраивает здание с иными нравственными принципами.  Ахилл жаждал Славы и чистоты имени ради себя. Его щит, изготовленный вечным Гефестом, рассказывает только об искусстве греков гомеровского  периода.   Эней должен был стать другим. Некий Проперций говорил:  «Отступите, народ и римские и греческие поэты: рождается нечто более великое, нежели Илиада».
Однако. Гомер снова «знал» больше. Эней- Гектор постепенно становится Ахиллом и убивает, склонившегося перед ним, соперника.  Уже тогда умные головы поговаривали о предупреждении Вергилия. Рим сам себе опасность и гробовщик. 
Возможно, поэт  не ожидал такого поступка от своего героя.  Публий Марон  отправляется в Грецию, посещает философские школы, изучает  италийский, этрусский фольклор.   Увлёкшегося творца  сам Август уговаривает  вернуться на родину, чтобы закончить поэму. Но, как только  поэт  ступил на  благословенную землю Вечного города,  его  свалил недуг. Боги в хаки ещё хранили своих любимцев.
 Перед смертью Вергилий завещал друзьям уничтожить поэму.  С согласия Августа предсмертное желание было нарушено. Поэма осталась, жива, более того, её текст, отдельные стихи не дописаны. Как будто могут быть ещё варианты.
Сегодня исследователи устного наследия этрусков утверждают,  Эней жил на самом деле.   Мне трудно  сказать, какое отношение он имел к тому герою, который родился в результате головокружительного романа  богини  со смертным, воспетого в гимне Гомера. Вроде, имя Эней означает  «ужасный», так как ветреная  бессмертная  в минуты просветления осознавала степень неприличия своего увлечения.

Римлянин совершенно серьёзно относился к своей миссии. Этому способствовала  организация всего  общества. Отцы народа законодательно запрещали пирушки в гостях, регламентировали расходы на еду, запрещали закусочные в банях.  Рим силён обычаем. Гражданин должен есть в своём доме, с чадами и домочадцами, под присмотром богов очага,  незримым покровительством умерших родичей.  Рим- воин. Само слово «император» обозначает что- то вроде нашего  «победоносец».   Постоянно переедающий гражданин - не солдат.  Тем более, не победитель.  Кажется,  ограничения эти были сняты Нероном.
 Над всеми стоял Закон. Ему подчинялись.  Даже, если,  ослушавшийся приказа, победил. Даже, если это - твой сын, сенатор. Один военачальник оставил сына в живых только после официальной просьбы Сената о помиловании.  Другой не нарушил Закон даже после обращения законодательного органа. Настоящая чистота жестока.
   Дороги Рима, проложенные всюду, где ступила нога римского легионера. К их исключительному качеству прибавим постоялые дворы с едой- отдыхом  для  путников,  фуражом - стойлами  для лошадей. Плюс постоянная охрана. Зачем такое просто захватчику? Миссия? Мания величия? Крепкий хозяйственник?

Пришли иные времена. Рим, как маленький ребёнок потащил в рот всё, до чего дотянулись его руки. Империю наводнили чужие боги с религиями, делавшими героев слабыми.  Самая удачливая догма догадалась   щедро платить  своим неофитам. 
И пришёл   варвар.
Не расслоение общества на богатых и бедных, не коррупция стали причиной гибели Рима. Они  явились  следствием иного разделения. Кто- то муштровал солдат, следил за порядком,  регулировал финансовые потоки.  Кто- то занимался наукой, писал прозу и поэзию, оживлял мрамор, наконец, просто сидел в библиотеках.

Вспомним строки Вергилия.  Общество, скованное одной целью, было разъедено изнутри призраком всеобщего благоденствия и равенства. Дух победителя печально «помахал ручкой». Не знаю, правильно я поняла слово «поэтикос»?  Написание, точно,  не то. С поэзией связь не та.
Тело, лишённое смысла - гора мышц, которой всё равно, во что превращаться.  Дух, лишённый тела, способен летать в эмпиреях, но  Империю он не защитит. Даже не  запомнит.
 Вот этот разрыв стал причиной одичания римлянина.  Озабоченный поисками пропитания, он уже не читал книги, не посещал театры. Забыл грамоту, утратил связь  времён.  Забыл о предназначении.  Варвар шёл и шёл. Отбиваясь от осаждавших, бывший гражданин, не задумываясь, сбрасывал на их головы статуи великих предшественников.  А с ними - культуру и историю своей   Империи.

Повторилась в мире неизбежность. Новым  победителям  тоже захотелось  великого прошлого. Уже не зная о Гомере, так как информацию получали из латинских, даже арабских переводов,  идеологи варварской Европы вывели из догорающей Трои ещё одну группу жителей, которая пошла  в ином направлении. Где- то в Паннонии или на Днестре она разделилась, дав начало основным европейским народам.
Павшую Империю снова разграбили. Тащили портики, колонны, выворачивали кирпичи. Кочующие по привычке варварские королевские дворы, принялись оседать, мыться, вводить римское законодательство, отсчёт времени по правлениям консулов. Монахи сидели в экспроприированных библиотеках, исследовали рукописи, находили новые свитки, вносили  их в картотеки монастырских библиотек.
 Говорят, искусство того времени насквозь пронизано Античностью.  С той разницей, что прежде делался упор на телесную красоту. Теперь на первый план вышли духовные красоты, ради которых искажались законы изображения тела, его освещения. А как иначе показать внутреннее величие и святость?  Светские дамы и девушки играли со своими  рыцарями в шахматы. Народным воинственным песням на смену пришли религиозные песнопения. Настал момент, когда Время оказалось конечным.
 
  Конец Света превратил всё это благолепие в Тёмные века Средневековья? Теперь утверждают, что не было   темноты. Куда  девать Возрождение? Почему при виде европейских варваров брезгливо морщились Король Иерусалима, Император Византии и арабские халифы? Чья - кому месть наше Знание- Незнание о том периоде?  Возможно, крепко обидел  многомудрый Восток своим пренебрежением   варварский Запад.
 
 По каким законам что- то остаётся в нашей памяти, а что- то выветривается напрочь?  Один за другим, погибли  19 сыновей Гекубы, защищая Трою. Кассандра сошла с ума, другую дочь Гекубы  принесли в жертву на могиле Ахиллеса. После этого, осмелившуюся оскорбить Одиссея старуху, забили камнями.  Миф о Гекубе написан не врагом.

« Увлажнен взор, отчаянье в лице,
Надломлен голос, и весь облик вторит
Его мечте. И все из-за чего?
Из-за Гекубы! Что ему Гекуба,
Что он Гекубе, чтоб о ней рыдать?»
Вильям Шекспир.  Гамлет.
 
Красавица Елена была уроженкой Спарты, которую мы знаем совсем приблизительно. Спарта, придумавшая демократию,  принадлежала дорийцам. Племенам, почти уничтожившим греческую культуру. Мужчины Спарты занимались только войной. До шести лет мальчики должны были преодолеть страх темноты, научиться есть траву, как говориться,  на всякий пожарный. Потом их отдавали на обучение.   И девочек тоже. Не знаю, как массово, но было.
 Положение илотов - спартанских рабов, ближе к крепостной зависимости. С маленькой разницей. Крепостной был собственностью одного господина. Общины илотов являлись  собственностью конкретной спартанской общины.  Раз в год молодые выпускники устраивали охоту на илотов. Как на зверей. Самой удачной считалась травля,  в которой зверю почему- то вздумалось сопротивляться.
 Спарта обвинялась в детоубийстве. Нашли скалу, с которой младенцев сбрасывали. Детских останков под ней не обнаружили.  Сбрасывали, скорее всего,  пленных. Тоже не очень. Нашли и трактаты афинских врачей, которые предлагали бороться с инвалидами с рождения именно сбрасыванием со скалы. Какая это мелочь по сравнению с, рождённой здесь, демократией!  Великим искусством, от которого ничего бы не осталось, если бы не Империя Александра.
Александр, захватив весь, известный тому периоду,  мир,  дал начало «эллинизму»,  в кармашке, которого затерялось  понятие «демократия». Ещё там были культурные и научные достижения всех народов, вошедших в Империю Македонского. Но Империя и демократия взаимоисключают друг друга. Вроде…

 Почему другую Империю нам навязывают, как сборище уродов и извращенцев? На окраинах Персии селились греки, строили города со своими принципами  самоуправления. Хозяева не возражали. Были бы заплачены налоги. Кое- кто из переселенцев вступал в маргинальные сообщества. Империя наносила ответный удар. Когда появился молодой завоеватель, она сказала: «Вас тут не стояло».  Империя проиграла Александру, но мальчик умер, а она соперничала с Римом. Настолько успешно, что отмахиваясь от её митраизма, Рим выбрал христианство, чем сам себя и погубил.   Снова  пророчество Вергилия.

Почему делается упор на разврат позднего Рима, если были достижения, которые в голове сразу не укладываются?
 Почему Византия,  которую Константин выстраивал по образу и подобию Империи времён Августа, стала вторым именем порока?
Мудрейший Византий приглашал к себе очередного амбициозного вождя, дарил ему дорогие подарки, одевал в белые плащи с кровавым  подбоем, ставил воителю  шёлковые паруса.  На Востоке принявший подарок оказывается  должником одарившего.  А принятые одежды означают,  что теперь вождь варваров является местным представителем Императора.  Хучь, все врата увесь своими щитами.  Не обольщайся.

Историю пишут победители, но не забудем,   бесноватый Ахилл смог посочувствовать старику, потерявшему сына, проследил, чтобы на время траура были прекращены военные действия, а победители забили камнями осиротевшую мать?

«Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал…»

Почему загадочный Крит, пять тысяч лет назад, принёсший на землю Эллады гончарный круг,  называется цивилизацией монстров, а Феб, содравший  кожу с простого пастуха,  вызывает восторги  современных гуманистов?
 Идеологическая  война была, есть и будет. Воюю и я.  Напрасно назвала Гомера отцом греческой демократии. В нашей традиции отцы демократии обречены на заинтересованное присутствие Остапов Бендеров.

 С Гомером в человеческое сознание, относившееся к жестокости, как к обыденности, вошло милосердие и сострадание. Желание увидеть в человеке   лучшее, чего он сам о себе не знает.  Возможно, по этой причине, Вергилий, опираясь на Гомера, создал Миссию Энея. Данте, опираясь на Вергилия, создал Чистилище.
 Обитель Зла,  в которой живёт Надежда.
 А там и  до любви рукой подать.

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи,-
На головах царей божественная пена,-
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер - всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
 И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
Осип Мандельштам.

В истории никогда не было государства под названием Византийская Империя. Со времён Константина она позиционировала себя, как правопреемница  Римской Империи. С другой идеологической составляющей. Есть специалисты, которые так и считают. К векам со  столицей Римом прибавляют тысячелетие со столицей Константинополем. Мне  нравится эта теория. Дух захватывает.
 Ещё говорят, когда Империи перестали следить за дорогами, Европа превратилась в большой разбойничий лес из сказки о Снежной Королеве. Понадобились новые торговые пути в обход территорий, контролируемых варварскими ОПГ. Где-то на Старой Ладоге появился Рюрик, выигравший тендер на поиск и обустройство таковых…
История бесконечна. Её движение похоже на бег воды по бесчисленным сообщающимся сосудам.

«Список кораблей
Никто не прочтёт до конца;
Кому это нужно-
Увидеть там свои имена…»

Борис Гребенщиков.  Единственное четверостишие у БГ, от которого  не закипают мозги.