М. М. Кириллов Политический винегрет Очерк

Михаил Кириллов
М.М.КИРИЛЛОВ

ПОЛИТИЧЕСКИЙ  ВИНЕГРЕТ

Очерк

       Винегрет – что-то хорошо знакомое и даже обыденное из домашней кулинарии. Ну как же без винегрета? Но в обиходе считается, что это и какое-то смешение понятий. Иногда даже говорят - «винегрет в голове». Французское слово «винегрет» уже давно стало вполне русским словом.
        Мне же пришло в голову это выражение при взгляде на картину повседневной и, уже многолетней, окружающей нас социально-нравственной, а, в конечном счёте, политической, жизни нашей страны. Такое впечатление, что находишься в своеобразном миксере, где все жизненные события и их оценка по чьей-то воле изменяются до неузнаваемости. Использование этого инструмента – непременный и незаменимый способ достижения гибридности представлений о жизни общества и его ценностях. Своеобразный прибор для измельчения разумного плюрализма взглядов и превращения его в политический фарш в интересах господствующей власти. При этом правда с неправдой, реальные классовые противоречия и другие проблемы смешиваются до неузнаваемости. В результате этого смешения и достигается желаемая мимикрия реальной картины жизни общества, её гибридность, иначе, политический винегрет. И оказывается, что мы живём в государстве равенства интересов граждан и общенационального единства! Что-то среднее между бандитами Арашуковыми и Пахмутовой с Добронравовым, пропущенное через миксер или, ещё проще, через мясорубку. Общественный винегрет буржуазного общества.
       Широко известные свёкла с майонезом и селёдка «под шубой» – детские игры. Слишком видны использованные ингредиенты. А нужно-то, чтобы смешение было максимальным и обеспечивало скрытность разнородной сути используемых продуктов. Только такое месиво идёт на государственные «котлеты» для граждан России. «Котлеты» её несуществующего единства.
      Как Вы думаете, что проще – сказать правду или солгать? Правда одна и никогда не бывает смесью истин. Их «винегрет» характерен для лжи, чтобы скрывать её суть.
        На самом деле, всё в жизни вполне реально и не зависит от того, хороша она или плоха, жизнь не смешивается по необходимости и в любом случае остаётся такой, какая есть. По Марксу, истина конкретна и неповторима. Повторение уже лишает её конкретности. Смешай её с чем-нибудь - и она перестаёт быть самой собой. Нам с Вами не повезло - мы живём в государстве гибридности, в государстве лжи.
       Я обращался к этой теме и раньше, даже написал несколько очерков и книг – «Перерождение», «Информационная война», «Гибридное время», «Мутанты» (1999-2019 гг.). За прошедший период суть времени, в котором мы живём не изменилась, накапливались лишь всё новые свидетельства её реальной и виртуальной гибридности. Остановимся на некоторых из них.
        Наступило-таки и у нас гибридное время, писал я тогда. Разобраться в чём-либо теперь стало намного труднее, а предвидеть - чаще вообще невозможно. Прежней ортодоксальной убеждённости может и нехватить. Теперь приходится учитывать всё возрастающее многообразие новых, мало знакомых, факторов жизни и их постоянно «плавающий» курс. Необходима непривычная терпимость к окружающему, подчас чуждому, миру при обязательном сохранении собственной позиции.
       Раньше, в советское время, всё было как-то проще: «свой – чужой», «друг – враг». А ныне гибриды (люди с изменённой природой поведения и чуждыми для нас взглядами на жизнь) просто одолели.
        На поверхности жизни, в основном на её потребительском уровне, всё вроде бы осталось  привычным, как и в прежние времена, но даже здесь сказывается не только естественное разнообразие, но и гибридность взглядов, интересов и личностей. А гибридность проблем самого государства оказывается гораздо глубже. Понимание этого учит осмотрительности и осторожности, как при ходьбе в нехоженом лесу.
      По-настоящему всё определяет сочетание прежнего, советского, и нынешнего, буржуазного (рыночного), укладов в реальной жизни современной России, причудливое соотношение ещё живого социализма и зарождающегося капитализма. Решает роль якобы исчезнувших в новом обществе классовых противоречий, имевшихся  даже при развитом социализме и, несомненно, вспыхнувших сейчас, в эксплуататорском обществе, и, вместе с тем, упорное утверждение ложного общенационального единства на самом деле социально разобщённого народа. Дополняют картину сочетание прежнего пролетарского интернационализма и своекорыстных интересов отдельных национальных групп, бедности миллионов и богатства немногих. Без учёта этих главных, государственных, факторов гибридного процесса, ставшего определяющим в стране, его настоящего анализа не получится.
       Сказанное следует дополнить тем, что мы уже около 30 лет являемся неотъемлемой частью многополярного империалистического мира (определяет единство классовых интересов всех буржуазных элит) при некотором своеобразии России в политическом и экономическом отношениях и её стремлении к паритету и самостоятельности. Многие этой определяющей общности  буржуазных элит мира, в том числе, нашей, ещё не поняли. При этом, мы остаёмся гораздо ближе, по характеру собственности, к Западному миру, чем к коммунистическому Китаю, в котором в основном нет эксплуатации человека человеком и наёмного труда.
       За последние годы в России заметно увеличилась доля долларовых миллиардеров при нарастании доли бедных. И это привело к естественному снижению уровня доверия к буржуазной власти и рейтинга правящей буржуазной партии ЕР.
       Былого единства, свойственного советскому народу, уже не осталось, к сожалению, хотя его стремление к этому, к счастью, ещё очень велико. И потому народ в России до сих пор говорит как бы на одном языке. Но и здесь гибридность, или искусственное объединение разнородных явлений, взглядов и интересов, стала в последние десятилетия более очевидной и реальной. Не считаться с этим уже нельзя. Директивами из единого центра и ежегодными посланиями всех уже не объединишь.
       При попытках гибридизации в социальной сфере, в ведении войн, в дипломатии сращивания разнородных процессов, как это бывает в природе, при рождении нового вида, не происходит. Здесь в основе всего борьба противоположностей. И потому достижение подлинного единства вряд ли возможно.
        Попытки объединить разнородное мне вообще не по душе. Что-то в этом вызывает недоверие. Я думаю, изощрённое, гибридное, мышление не по нутру и вообще всякому русскому (советскому) человеку. Мы, в хорошем смысле этого слова, чаще всего, люди бесхитростные, прямые и даже в какой-то степени одноклеточные. Может быть, поэтому мы нередко и проигрываем в жизни, но зато себе не изменяем.
      Прежнее, удивительно надёжное, советское производство очерняется, современное, рыночное, превозносится, насаждается, хотя уже много лет не приносит ожидаемого эффекта и во многом коррупционно.
      Гибридность в общественной жизни раздражает особенно. Иногда её выдают за полезный плюрализм, или разнообразие взглядов. Но это чаще попытка сочетания несовместимого, а не разнообразие. К примеру, оценка истории коммунистического движения и советской власти в нашей стране. Прежде всего, это касается официальной оценки роли И.В.Сталина и В.И.Ленина. Много мусора нанесли в эти годы на их память. Роют и роют, идеологические кроты. Закопать хотят.
         Это касается, в частности, и нежелания власти возвратить подлинное наименование городу Сталинграду.   И в заколачивания фанерой по праздникам мавзолея Ленина и пантеона вождей пролетарской революции на Красной площади. Как если бы можно было советскую власть, власть рабочего класса, вообще заколотить фанерой! И это всего лишь некоторые очевидные демонстрации противоречивых, гибридных, процессов общественного значения и буржуазной, классовой, наглости в постсоветской России. Это их приговор к смертной казни всего советского через забвение.
       Маленькие люди нашего современного государства не смогли и не захотели дотянуться до понимания великого в его истории, потому что были и остаются маленькими людьми. А в сущности, это борьба противоположностей, и ни о каком единстве с ними всего народа не может быть и речи.
        «Конёк» такой у нынешней власти есть давно - отделять даже просто советское от коммунистов с их вождями. Декоммунизация, по-российски. Это придумано ещё раньше (помните лозунг «Советы без коммунистов»?) Но ведь от декоммунизации и до десоветизации недалеко. Завтра и вся советская история будет под запретом, она же противоречит нынешней и разоблачает её.
       Многомиллионное шествие граждан 9-го мая в память о погибших фронтовиках и ветеранах тыла, поддержанное всем народом («Бессмертный полк»), оказалось событием исключительно советским. Это подчёркивал и интернационализм демонстрации памяти. Впервые за многие годы советский народ подтвердил свою идентичность и жизненность. Гибридность к этому празднику отношения не имеет, как бы буржуазная власть не стремилась к нему примазаться. Его проведению не помешали ни власть государственных «лавочников», ни либеральная оппозиция, ни обыватели.
        А переименование революционных названий таких крупнейших заводов, как Обуховский («Большевик») в Ленинграде и «Серп и Молот» в Москве, что, как не унижение истории рабочего класса и общей истории страны! Ныне в нашем гибридном государстве рабочий класс из хозяина страны превратился в чью-то частную собственность. Государство господ, работников наёмного труда и наёмных защитников награбленного - вот что такое наша страна сейчас. Несостоявшийся, виртуальный, гибрид кучки богатых и громадного большинства бедных людей. Это и есть буржуазная Россия.
      Небольшое отступление. Читать всё это трудно, а писать ещё труднее. Передохнуть хочется. Помните песню? Этой замечательной песне скоро будет 100 лет. Но её помнят миллионы людей.
«Широка страна моя родная.
В  ней полно лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!»
      Такой страны уже нет. А что есть? Государство «прорывной» мечты российской буржуазии. Гибрид. Государство политического винегрета. Как Вам дышится в этом государстве? Дышится ли вообще?!
       Многие понятия стали гибридными (условными). Различные телевизионные ток-шоу, газеты, радио, интернет стали средствами массовой демонстрации вседозволенности и безнаказанности самых реакционных взглядов. Это выдаётся за свободу слова. Эдакая поощряемая властью гибридная вольность, публичное «Гуляй-поле». Замечательные, вечные, советские кинофильмы беспардонно перемежаются надоевшей рекламной безвкусицей. И это тоже священная свобода рынка.
      У них уже нет ничего святого. Как можно даже Александру Пахмутову, Эльдара Рязанова, «Синию птицу» порезать на куски рекламными роликами? Я убеждён, пока эта гибридная практика существует, эффективно управлять страной нельзя. Гибридность – (когда «и нашим, и вашим») на государственном уровне беспринципна или, по Н.Г.Чернышевскому, «сапоги всмятку».
        Многие люди в нашей стране за последние годы заметно переродились. Это результат превращения прежнего, классово однородного, рабоче-крестьянского, государства в гибридное.
        Писатель-драматург Виктор Розов после расстрела Дома Советов назвал перерожденцев из отечественной интеллигенции «мутантами». (Это когда рыба родится с  тремя глазами, свиньи с двумя мордами, а жабы вообще без голов, но все счастливы). Это понятие оказалось даже точнее, чем понятие гибриды. Представляете, государство мутантов! Это неизбежно, когда страна из  социалистической (с общенародной собственностью и властью трудящихся) перерождается в буржуазную.
       Гибридизация взглядов – это, в конечном счёте, гибридизация души. Пути духовного и политического перерождения людей в эти годы были разными. Но обязательное правило состояло в противопоставлении в человеке его личного - коллективному, или гипертрофии личного. Это оказалось особенно свойственно интеллигенции, хотя и необязательно. Советская система воспитания этому всегда препятствовала. Помните наш девиз : «Сначала думай о Родине, а потом о себе!»
        Какой-либо, усреднённый, условный, человек учился и учился себе, среди равных, рос вместе со своей советской страной и, конечно, благодаря собственной активности. Это было обычным явлением в обществе, где все были, конечно, разными, но социально равными.
       Будучи даже не из рабочей семьи, человек становился со временем даже членом Коммунистической партии и нужным специалистом. Но когда советская система и её духовные и материальные ценности стали рушиться, этому человеку стало обидно вдруг превратиться в ненужного, неуспешного и даже нищего члена общества, и его, вчерашнего «верного ленинца», стали привлекать другие ценности, уже не советские, а буржуазные.
         От членства в партии он тут же, конечно, отказался без сожаления, так как членом её он был, а коммунистом, как выяснилось, не был никогда. Тогда ведь многие выходили из партии. Да и место можно было потерять из-за неблагонадёжности. Он бы и в полицаи пошёл тогда, лишь бы не проиграть.
        Он был грамотным работником (советская власть его хорошо выучила), и его подхватила предприимчивая, для того времени, как ему казалось, даже в какой-то степени креативная, струя собчаково-ельцинского типа. Перерождение, дремавшее в нём и ранее, превратило его в преуспевающего дельца и даже крупного деятеля нового времени. Способный от природы, он не мог не видеть, при этом, что страна катится в пропасть, но упорно оставался в антисоветской своре. Страну раздели, как только могли, поставили на колени, так, что даже и сам её «король», стал голым. Позже ситуация несколько изменилась, но он выжил и в это трудное время. Это же было уже его государство.
       Многие считают вправе изменять самому себе. Не жить же во вред себе. Он живёт и сейчас в либеральных кругах. Неплохо выглядит. Типичный мутант (гибрид).
        К перерождению в нашей жизни даже приучают. А часто и сама жизнь приучает. Это становится модно. Лавочники и либералы разного толка постоянно мелькают на экранах телевизоров и компьютеров. Всё ведь дозволено теперь, была бы выгода.
      Некоторые брезгливо отказываются от всего советского. Убивают в себе ненавистного им «совка», находя вдруг в себе неопознанные ранее способности, и тут же превращаясь в «человека свободного мира», успешного частного собственника, потребителя и политического гурмана. Возникшее советофобство в них быстро становится русофобством. Таких примеров тьма. Толпы современных, условно русских, людей бродят по улицам и площадям наших городов, тем, что поближе к вокзалам и аэропортам. Остаётся теперь им только ещё и русский язык позабыть. Ведь он такой посконный, грубый, совсем не гибридный. То ли дело, хоть и плохо выученный, но всеобщий английский язык. На нём сам Трамп говорит! Что там - «я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин!» И Пушкин. Помните? А там, глядишь, и Родину можно забыть. И забывают.  А зачем она? И в Алабаме неплохо, были бы деньги.
       Гебридное время пришло, готовьтесь ко всему!
       Ток-шоу для «политических гурманов», проводимые на всех каналах отечественного телевидения, в последнее время просто выродились. За редким исключением – это просто калейдоскоп гибридности. И никакой альтернативы этому нет.
        Конечно, с экрана звучат сведения об основных событиях в мире, но, как правило, слишком сенсационно и односторонне. При этом наши участники и эксперты, часто мало отличаются друг от друга, слишком эмоциональны и даже не всегда компетентны. Выступая, перебивают друг друга, перекрикивают, недослушивают, оскорбляют. Иногда одновременно говорят три-четыре оратора, и тогда понять вообще ничего невозможно. И это не пресекается ведущими шоу. Они просто не справляются с этим. Есть среди участников и крайне невоспитанные, люди. Их большое самомнение, и одновременно нетерпимость к другим, голословность и крикливость ведущие этих передач им прощают, как издавна прощали именно шутов (таков Жириновский, к примеру).
         А несменяемые от передачи к передаче зарубежные гости, которых почему-то здесь тоже очень ценят, как правило, тупы и наглы. Разница между ними, особенно из «незалежной» республики и Польши, так незначительна, и по содержанию и по манере их выступлений, что действительно, однажды послушав, их можно и не смотреть больше. Хотят же они, эти иноземцы, чтобы Россия им всё отдала, а ещё лучше, чтобы и вовсе сдалась. А мы этим виртуальным захватчикам долго и терпеливо разъясняем, что, конечно, ничего не отдадим и не сдадимся. Объясняем, как детям малым, а они, делая вид, что не слышат нас, продолжают тупо гнуть своё. В сущности, к этому и сводится эта ежедневная бесконечная говорильня.   
      Возмущает унизительность сохранения нашего участия в этой говорильне. Эти, ещё пока не европейцы, упорно напяливают на себя мнимые европейские ценности и выступают якобы защитниками западного мира, оставаясь в собственной полуразрушенной «державе» в долгах, как в шелках. А гонору-то выше крыши! Скоро потребуют, может быть, чтобы мы разговаривали с ними только на их украинской мове. Это же их, теперь «всемирно известный», государственный язык!
      Возмущают и собственные русофобы, приглашаемые к участию в шоу. Это, конечно, наши либералы, систематически, издевательски принижающие возможности России и воспевающие мощь США. Деятели, критикующие внешнюю и особенно внутреннюю политику нашего государства, в частности, правильность нашего воссоединения с Крымом, освобождения Сирии и борьбу народов Донбасса за свободу от власти киевских фашистов бандеровцев. Сами же они никого не представляют.
      Я устаю и от просмотра новостей интернета. Их выбор случаен и хаотичен. Содержательность тем и событий не ясна. То, что важно для всех, произвольно чередуется с тем, что важно только для немногих. Исторические события и сексуальные предпочтения, прихоти олигархов и жизнь бедняков не подвергаются объективной оценке и по важности поставлены рядом. Проблем рабочего человека (то есть, миллионов людей) здесь годами нет. Невероятная смесь тем и вкусов. Ежедневно муссируется тема обнажённости женского тела. Ничто не запрещено. Внезапное появление и исчезновение в кадре по чьей-то воле, казалось бы, сенсационных, резонансных событий, безнаказанность вранья, засилье рекламы, даже неграмотность текстов. Выручают, пожалуй, только редкие сообщения о древних раскопках и опасных астероидах. Если это государственные новости, то где же их государственность? Это скорее рынок информации, информационная барахолка, где всё дозволено. Пока это остаётся нормой, у государства с таким телевидением и интернетом нет будущего.
         Почти полное забвение несравнимых по художественной и политической ценности, великолепных советских фильмов, книг, песен, артистов, полководцев, и, вместе с тем, всесилие преувеличенного мира Киркоровых, Басковых, Ургантов, Малаховых, Познеров, Серебренниковых и их политических близнецов, это и есть гибридный гламурный бесталанный информационный мир современного российского буржуазного общества, полного антогонистических классовых противоречий, в котором нет народа.
        Россия – это мир одновременно очень богатых и мир миллионов очень бедных людей. В этих условиях, телевидение и Интернет, как и всё остальное, что принадлежит государству, просто по определению не могут оставаться внеклассовыми. Навязываемая идея общенационального единства народа нашей страны лжива, по определению, и не может быть подменена действительно необходимым единством в вопросах безопасности государства. Но и здесь нужно помнить, что патриотизм бедных эксплуатируется правящим классом в  собственных интересах.
      Существующий информационный мир это мир не народа, а исключительно современной отечественной буржуазии. Он наступателен. Но он одновременно и орган прикрытия недостатков этого общества, а-то и их сокрытия. Этому служат и отмеченные нами ранее телевизионная говорильня и гибридный Интернет. Как же тут обойтись без информационного «винегрета» и государственных «котлет»? Видимо, вчерашние «верные ленинцы» в своё время плохо изучили марксизм, раз их удовлетворило кулинарное искусство.-
         А что имеет трудящаяся беднота страны без собственных, классовых, СМИ (кроме ограниченных печатных возможностей РКРП и КПРФ)? Ничего. Народ, по В.Г.Короленко, уже много лет живёт «без языка». Получается, что вся эта система - вовсе не информационный мир, а, щедро оплаченная богатенькими, информационная война. А что обо всём об этом думаете Вы?
 Г. Саратов, март 2028 г.