Конфетка для таксы. 1

Станислав Бук
«Делиться секретами всегда опасно, ибо, доверяя секрет постороннему,
ломаешь барьер между ним и собой. Ты чего-то лишаешься и тем самым
даёшь ему преимущество».
    Стефан Цвейг, «Кристина Хофленер
    [стр. 94 (Изд. совместного
    сирийско-канадско-советского предпр.
    «Lexica», Москва, 1992)].

- Вы давно здесь?
Я оглянулся. Передо мною стояла женщина, не молодая, но и не пожилая, лет эдак за сорок; седеющие, но подкрашенные волосы выбивались из-под розового берета; руки она держала за спиной, возможно, в них была сумка, а в остальном её одежда выдавала даму небогатую, каких много. Сквозь крупные черты лица пробивался… то ли страх, то ли очень серьёзная озабоченность.
Я ответил вопросом на вопрос:
- А вам-то что?
Она заговорила смущённо и быстро, как бы боясь, что я её перебью:
- Понимаете, здесь был дом… нет, дом как был, так и есть, вот этот самый, но он стал дальше от дороги…
Я не вытерпел и всё же перебил её, улыбаясь:
- Может быть дорога стала дальше от дома?
Но дама настаивала на своём:
- Ну как же, вот скамейка и старый ясень, видите, он старше меня!
- Перестроили, или переставили.
Я равнодушно пожал плечами. Пристроив кулёк с букетиком цветов за обшлаг курточки, я полез за сигаретами, сожалея, что скамейка мокрая и не присесть. Ладно, хочет поговорить – время у меня есть. Сонька с собакой придут позже, я-то явился раньше запланированного времени, так как автобус сегодня не опоздал как обычно, а пришел вовремя.
- Да вы только рассмотрите этот дом! Разве такой можно переставить, или видна перестройка? А забор и палисадник? – продолжила женщина и добавила, почти не меняя тона, – София не придёт, ведь вы её ждёте?
Теперь я полностью повернулся к говорящей и увидел рядом с нею Сонькину таксу. Ну да, значит, моя собеседница не сумку держала за спиной, а поводок, вернее – и сумку, и поводок.
Такса стояла, поджав переднюю лапу и вопросительно глядя на хозяйку. Затем она повернула голову ко мне и, встретившись со мной взглядом, начала скулить, но сразу заткнулась и отвернула морду.
Что за новости? Ей стыдно за свою хозяйку? Но почему? А-а, ну да, у неё хозяйка Соня, а не эта дама. Тогда в чём дело? Вот так эта псина мне подаёт знак, выдавая женщину, у которой есть от меня какой-то недобрый секрет…
О секретах можно рассуждать до бесконечности, особенно о женских.
Впрочем, что касается женских, то так просто принято считать. В основном – в области эротики, следуя еврейской пословице о том, что легче найти след змеи на камне, чем след мужчины в женщине. Что до последнего – наука этот барьер преодолела.
Но я не о женских секретах, а о тех, которые обычно называют секретами Полишинеля.
Помните?
Ну, это когда Коломбина, жена Полишинеля, изменяла ему с Арлекином, и все знали этот секрет, но не говорили о нём, ибо все всё и так знают; только сам Полишинель не знал об измене, так как не догадывался ни у кого спросить. Но семантически, то есть в принятой литературной норме такого условия – что сам Полишинель не знает секрета – такого условия нет, а скорее наоборот: человек думает, что это его секрет, хотя на самом деле это знают все.
Вот, к примеру, какой общий секрет у старика и у мальчика? Конечно, это не то, что вы подумали, такой секрет у них – стеснительность. И тот, и другой знают, но скрывают ото всех свою некомпетентность в чём-то жизненно важном; но у мальчика всё впереди, он подучится, подрастёт и о своём секрете просто забудет; старик же, понимая, что люди помоложе превзошли его, и сознавая, что этот разрыв будет только увеличиваться, может даже страдать от этого своего секрета, причём чем дальше, тем больше. Вот если бы и тот, и другой осознали, что их секрет – это секрет Полишинеля, что он всем известен как нечто, само собой разумеющееся, тогда каждому из них стало бы легче. Но ни мальчик, ни старик своего «секрета Полишинеля» ни за что не выдадут.
В общем, те тайны, которые подпадают под формулу «Секрет Полишинеля», бывают и по-детски примитивными, и глубоко сакральными, таящимися в недрах трансцендентной психики человека.
В нашем случае самый настоящий, серьёзный и даже опасный секрет прикрывается секретом Полишинеля. Это хорошо сознавали и гениальная подруга моего детства, и я.
За одним исключением.
Я бы на её месте ни за что не назвал свою собаку Флэшкой. Посудите сами: скрывающегося от своих и от чужих, и даже от Интерпола хакера обнаружить проще всего по кличке его собаки. Но Софья была сначала женщиной, а уж потом – компьютерным гением.
Так с каким-таким секретом, который почувствовала и выдала тонкая собачья интуиция, пришла вместо моей подруги Сонечки эта летняя дама? И как долго будет она его скрывать? И смогу ли её спровоцировать?
Остановив свой план на последнем вопросе, я постарался говорить равнодушным тоном.
- Вообще-то я ожидал, что Сонечка не придёт, – произнёс я, давая произношением слова «Сонечка» понять нашу якобы интимную связь; кто знает, что представляет собой моя собеседница; имитируя поспешность, добавил, – она даёт слишком много уроков.
Я отвернулся, чтобы пока не смущать таксу дальше. Следует дать собачке передышку, прежде чем включить её индикаторы. Пока что поддержу странный разговор о шагающих домах. И я продолжил:
- Вот и дом отодвинулся.
- Спасибо, хоть я знаю, что вы сами так не находите, а просто поддерживаете мою блажь.
Ишь ты, какая догадливая. Ладно, поиграем словами.
- Да нет же, я сам замечал за собою такое. Стоит появиться на знакомом месте после долгого перерыва, как оказывается, что все предметы не там, где им положено быть.
По идее надо проявить более живой интерес к судьбе Сони, как-то подчеркнуть версию о нашей связи, как сугубо интимной. Но вот такса… если я назову её по кличке Флэшка – невольно выдам Соню. Если как-то обозначу, что не знаю этой клички – нарушится версия нашей с Соней интимной связи, и тогда на первое место выйдет деловой аспект. А вот это есть самое опасное в данной ситуации.
Официально Соня работает преподавателем физики в средней школе. Щуринск – городок небольшой, государственных средних школ здесь всего ничего… кажется, три или четыре. Преподавая в одной из них, Соня даёт платные уроки по физике и математике, и на эти занятия записываются ученики всех трёх школ. Авторитет репетитора у Сони огромный, её уроки стоят не дёшево, и Соня могла бы позволить себе определённую роскошь – дом с прислугой, машину. Но она не делает и этого, поэтому имеет не меньший авторитет у тех, кто обращается к ней за иными, специальными услугами. Тут её доход не соизмерим с прибылью от школьных экзерсисов, и какая-то его часть достаётся мне, как посреднику.
Прогулка с таксой у Сони – ежедневно, утром и вечером. На встречи в людных местах я иногда приношу небольшие букетики цветов, отрывая толику из тех, что привожу в местные цветочные магазины. Тут у меня крыша непробиваемая, и привести хвост к Софье я не мог ни при каком раскладе. Но и такие встречи мы не афишируем, а показной интим держим про запас, на случай, если кто-то невзначай заинтересуется.
И вдруг – вместо Сони приходит чёрт знает кто.

Продолжение http://proza.ru/2019/03/16/60

Полная версия рассказа http://proza.ru/2019/03/19/63