Отрыв готов от славянства

Олег Жиганков
Уже с самого начала этой книги я осмелился предположить, что скифы, славяне и готы – это один и тот же народ, который мы называем разными именами. Я начал говорить о готах, но в последующих публикациях я был занят демонстрацией того, что славяне и скифы – это один народ. Вернемся же снова к готам. Скифским, славянским готам.

Разделение между славянами и готами произошло по мере продвижения готов на Запад. Еще в III веке готы начали свое движение с Востока на Запад. Они вытеснили римлян из Дакии (нынешняя Румыния). В 269 происходит столкновение готов с армией римского императора около города Ниша (Сербия), и император Аврелиан вынужден оставить Дакию «варварам». С того времени мы начинаем видеть разделение готов на западных (вестготы) и восточных (остготы).

Но разделение это было условно. По сути, западные готы – это те, которые двинулись дальше на Запад. А восточные – те, что оставались еще тогда на традиционно славянских землях, или двигались с отрядами на юг, и на восток. Весной 258 года днестровская флотилия готов достигла Боспора и взяла Халкедон и Никею. В 262 году нападению подверглась Фракия. В 267 году, выйдя из устья Дона, готский флот достиг Коринфа и Афин. Готы были такими же варягами, как и их скандинавские братья. Только плавали они в южных морях. Это был один народ.

В IV веке готы обретают собственную письменность, — готский алфавит, изобретённый епископом Вульфилой, который перевёл на готский библейские тексты (Серебряный кодекс). Об этом алфавите мы еще поговорим чуть ниже. И примерно в это же время готы начинают двигаться на Запад уже не столько по своей инициативе, сколько гонимые «кровавым бичом» гунна Аттилы. В 375 гунны уничтожают королевство готов в Причерноморье. Славяне, кстати, проживали там же и тоже входили в состав завоеванных территорий державы «кровавого бича земли» Аттилы.

В попытке обретения более безопасного места для жизни, в 376 готы форсируют Дунай и переселяются на Балканы. Там их приветствовали не цветами, а армией и сражением. Но в 378 готы разбивают армию римского императора Валента II при Адрианополе и дорога на Запад перед ними оказывается открытой.

Не гуннам будет принадлежать Империя – или то, что от нее осталось. Гунны были только тем бичом, который погнал готов на Запад. Вот краткая хроника завоеваний готов:
• В 410 король вестготов Аларих берет Рим.
• В 412 вестготы основывают королевство в Галлии.
• В 414 вестготы основывают королевство в и.
• В 418 вестготы основывают своё королевство в Аквитании (Юго-Западной Франции).

В 455 году готы нашли в себе силы сразиться и с гуннами. В битве при реке Недао они разгромили гуннов; гунны ушли из Паннонии в Причерноморье. Там след гуннов теряется — и теряется навеки, бесследно.

После разгрома гуннов, готы неожиданно почувствовали себя полными хозяевами Европы.  В 463 вестготы возобновляют завоевание Испании, а в 493 король остготов Теодорих основывает королевство в Италии. На смену римлянам пришли готы, то есть скифы, славяне.

Когда скифы (готы) попали на территорию Римской империи, произошла смена их культуры, окатоличивание племен, смешание с многочисленными народами, которые прежде жили в Европе, и приходили еще, с Востока. Но в целом основа у этих племен – скифская, славянская. Да это и без бумаг видно всякому, кто хоть немножко путешествовал и видел свет.

Многие историки и культурологи рассматривают события времен «готского величия» как время, когда формировались духовные основы всей будущей германской нации. Приходится признать — славяне неотделимы от этих истоков. Крепкая историческая память немцев очень хорошо это усвоила в былинах и преданиях.

Народы, которые контактируют так долго и связаны так тесно, как готы и славяне, даже если они не родственны,обязательно влияют друг на друга. Кто-то может влиять активнее, кто-то не в такой степени сильно, — но каждый будет оказывать разного рода воздействия на культуру каждого.

В культуре восточных славян очень много общего с культурой готов. К примеру, в древнерусском языке осталось много слов из готского языка – как и в готском языке много славянских слов. Самые ключевые слова в обоих языках фактически идентичны: «хлеб» (;;;;;;, гот. hlaifs), «котёл» (;;;;;;, гот. katils), «блюдо» (;;;;;;, гот. bludan), «купить» (;;;;;; или *;;;;;;;, гот. kaupon или kaupjan), «верблюд» (;;;;;;;;, гот. ulbandus «слон»), сиять (гот. skeinan «светить, блестеть»), чехол (гот. hakuls «плащ»), хлев (гот. hlaiw), буква (гот. boka «буква, книга»), «художник» (от гот. handugs «мудрый»). Даже слово «меч», по-готски — m"eki, в славянском и готском – одно слово. Шлем по-готски назывался hilms или helms. Впрочем, об этом написаны целые тома исследований (подробнее см. К примеру словарь Фасмера).

Значительная часть готов проживала в Крыму. Херсонес был одним из готских городов-государств. С жителями этих городов, и регионов, с воинами и торговцами, землевладельцами и крестьянами, славяне продолжали поддерживать самые активные контакты. Тмутаракань, Причерноморская Русь, граничила с Крымской Готией. Точнее, слово «граничило» - не совсем подходящее. Просто были независимые города-государства приблизительно с одним этносом – славянским, как я чуть позже покажу. Впрочем, как я уже говорил, этническую разницу между славянами и готами в ту ору провести было невозможно.

Но был и некий поворотный пункт в истории. В 375 году готский князь Винцеторис казнил некого князя Буса вместе с сыновьями и семьюдесятью знатными славянами. Похоже, это событие характерезует разрыв добрых отношений между родственными племенами – готов и славян. И для готов, и для славян такое выражение, как «время Бусово» — означает эпоху высшего взлета их державы. После этого отношения резко пошли на спад. А с ними, естественным образом, и величие.

Исследователи признают, что, «многочисленные, более или менее отчетливые следы первоначального соседства [славян и готов] сохранились как в языках, так и в народной памяти восточных славян, равно как и самих германцев». На преемство по отношению к готам претендовали шведские короли («короли шведов (свеев), готов и вендов»), потомками вестготов считала себя испанская знать. И только те, из которых вышли готы – скифы, славяне – не признают их родства. Пока не признают.

Немало славянской крови текло в жилах готов — основателей Вестготского королевства, воинов Тотилы, пытавшегося остановить громадную Византийскую империю. Немало готской крови течет и в жилах современных русских. Готы — одни из предков древнерусской народности. Какими нелепыми и вдвойне злыми на этом фоне должны казаться нам все те ужасные войны, которые проходили между германским и славянским народами. И всякий раз в эту войну нас толкали. И всякий раз именно историческая забывчивость позволяла огню ненависти так ярко разгораться. История, как наука, тоже подпадает под слова Иисуса Христа: по плодам их узнаете их. Моя история – может всего лишь легенда – но она имеет своими плодами мир.

Славяне и письмо Готов
В моих предыдущих публикациях я говорил о родстве, о генетической связи между славянским народом и готами. И в основе этой связе лежит, на мой взгляд, принадлежность этих народов скифскому этносу. Я говорил уже о родстве готского и славянского языков. В этой публикации я хочу кратко коснуться готского и славянского алфавитов, то есть сравнить их письменность.

Если вы посмотрите на готское письмо, то вы увидите по сути наиболее древнюю славянскую азбуку. Кирилл и Мефодий лишь немного модифицируют славянское готическое письмо в «создании» мифических кириллицы и глаголицы. Петр Первый и время сделали в ней еще больше перемен. Но все же в древней азбуке готов даже ребенок увидит почти весь современный русский алфавит. Таблица с готтским алфавитом вы можете найти, к примеру, в Википедии. Лишь после реформы Петра, убравшего некоторые быквы и закруглившего, на римский, имперский, арочный образец другие, русская азбука стала как-то отличаться от готической. Да и то не очень. Официальный указ о введении нового гражданского шрифта был обнародован 29 января (9 февраля) 1710 года. На первой азбуке написано рукою Петра: «Сими литеры печатать исторические и манифактурныя книги. А которыя подчернены (зачеркнуты), тех (в) вышеписанных книгах не употреблять».

Известно, из Жития Кирилла и Мефодия, что прийдя в Херсонес, откуда и началось их миссионерское путешествие к славянам, Кирилл и Мефодий нашли там «Евангелие, написанное на русском языке». Этот кусочек их Жития каким-то образом пропустили мимо ушей и глаз греческие цензоры, которые многократно редактировали и переделывали Жития. И сегодня этого упоминания избегают как чумы: что у славянских народов была уже письменность, что было и евангелие на родном языке. В предыдущем посте мы говорили и о том, что Константин (Философ) признавал и наличие письменного языка у готов. Вероятно, речь шла об идентичной системе письменности.

Роль Кирилла и Мефодия как славянских просветителей не падает от этого. Но историческая ясность возвращается. Да и весь поход Кирилла и Мефодия из славянского Херсонеса вверх по Днепру, и по Северной России, по Северному морю, и потом снова речными маршрутами на юг, в Моравию, проходил через сердце исконно русских, славянских, скифских земель. По сути их миссионерское путешествие по славянским землям началось в славянском Херсонесе, прошло через южную, центральную и северную славянскую Русь, и закончилось в Западнославянских землях Моравии и приграничных им полу-славянским землям Болгарии.

Именно Готский алфавит — алфавит, которым написаны сохранившиеся памятники готского языка IV—VI веков, лег в основу ранней славянской письменности. Создание этого алфавита приписывается епископу Вульфиле (Ульфиле), который в середине IV века создал перевод Библии на готский язык, модифицировав традиционное прежде у готов руническое письмо. Вульфила не очень сильно и изменил письменный язык и то, как выглядели буквы. Его, как христианского учителя и миссионера, больше заботило то, как разлучить руны с язычеством, и крестить язык. И он произвел те изменения, которые почитал нужными на основе греческого алфавита с заимствованиями латинского. Крымско-готский язык (о котором вы можете почитать сами) – это язык Вульфилы. Это тот язык, на котором говорили и писали обитатели Херсонеса.

Кирилл и Мефодий делают нечто подобное с азбукой Вульфилы – укрепляют христианские позиции алфавита. Они дают буквам новые, христианские имена. По идее Кирилл и Мефодий тоже должны были желать дистанцировать себя от антитринитарной традиции епископа Вульфилы. Наверное, так и есть. Но все же странным на этом фоне является добавка в русский алфавит некоторых шипящих букв, взятых из еврейского языка. Возможно, это было сделано уже до Кирилла и Мефодия, под влиянием общения с Хазарским каганатом, официальный письменный язык которого был еврейский.

В общем, пора отбросить нелепую теорию о том, что до Кирилла и Мефодия у славян не существовало письменности. Думаю, эта теория была введена, чтобы уподобить древних славян каким-то диким животным, только и делающих, что рычащих на странном наречии. Варвары, одним словом. Но ее время вышло. Без письменности невозможна ни торговля, ни военные походы, ни даже нормальное функционирование общины. У древних славян все эти сферы жизни были на высоком уровне. Не говорите мне больше о неграмотности славян.

«Готский вопрос, - замечает И.Я. Марр, - один из основных в истории Восточной Европы. Без его разрешения или хотя бы правильной постановки его решения, думается, этнологическая проблема народов европейскою Востока едва ли сдвинется с места, на котором она застряла. Положение с готским вопросом хуже, чем то было и остаётся с русским. Касательно русских возникло сомнение, правда ли они явились с севера; кое-кто отстаивал и юг, как так наэывасмую "прародину" русов ... Касательно же готов и таких вопросов не видим, ни у кою не возникает никаких сомнений, что они изначально германцы, и на этом зиждется полное спокойствие. Готы - германцы и только. Одно время предполагалось даже, что их речь - германский "праязык", но от этого отказались ...».

;;Исследование И.Я. Марра, посвящённое изучению готского языка, внесло ясность в понимание происхождения готов и разрушила легенду о том, что готы и славяне – это разные народы. Огромный материал, использованный Марром при исследовании готского вопроса, помог взглянуть на многие вещи иначе. Марр показал, как скифы оказались в глазах историков двойниками готов, хотя были одним народом. Родство причерноморских готов со «скифоидными сородичами», такими же причерноморскими, вне всяких сомнений.

Несомненная связь языка причерноморских готов с протославянскими сегодня убедительно доказана. Марр говорит: «Готы - превращение скифов и связаны теснейшим родством с исконным наследием Кавказа, его древнейшими и древними и даже средневсковыми народами и народностями, так называемыми яфетическими».