Реинкарнация иллюзий Из сборника Откровения хорошо

Вас Уранов
Реинкарнация иллюзий (из сборника «Откровения хорошо информированного оптимиста»)
Некоторое время тому назад я разместил на сервере «Проза.ру» свое эссе «”Клиника” в клинике», посвященное анализу оккультистских идей космо- и антропогенеза, использовав для примера книгу Э.Мулдашева «От кого мы произошли?». В данном эссе я хочу продолжить исследование основополагающих «учений» «искателей запредельного», к которым (учениям) по праву относится и «теория» реинкарнации (метемпсихоза).
В соответствии с этой «теорией» душа каждого индивида в череде перевоплощений совершает невероятно длительное космическое путешествие по кругам и корневым расам, которое когда-нибудь должно закончиться ее воссоединением с Абсолютом. На этом пути бесчисленных возрождений пишется история постепенного искупления человека: за его первоначальной ничтожностью лежит путь восхождения к точке, где он и Бог отождествляются.
Процесс реинкарнации, согласно индуизму, исполняется в соответствии с принципами Кармы: кто совершал добрые поступки, перевоплощается во что-то более совершенное, кто был зол, перевоплощается в еще более низкие формы. Эта вера предполагает не только скитание каждого по фантастическим мирам бесконечно далекой истории, но также заставляет задуматься о спасении, грядущем воплощении в высших расах, которые будут представлять наиболее высокие ступени духовной эволюции: «мы, люди, в будущем должны занять наше место в небесах как Боги»*.

* В свете рассмотренных в предыдущем эссе идей антропогенеза, и в частности той, что каждая последующая раса людей характеризуется все большей деградацией ее представителей, совершенно необъяснимой выглядит надежда оккультистов на то, что в процессе перевоплощений люди приближаются к божеству. Происходит, скорее, прямо противоположное: люди все более отдаляются от последнего!..

«Теория» реинкарнации распространяет среди верующих в нее иллюзию бессмертия и, соответственно, позволяет преодолеть страх смерти. Смерть для них – не полное исчезновение, не уход навсегда, а всего лишь завершение очередного цикла, за которым следует такой же цикл в «инобытии», в иной жизни, и новый цикл на Земле, на этот раз в облике потомка.
Нетрудно заметить, что идея реинкарнации базируется на основополагающем принципе всякой магии – всеобщего единства, или «связи всего со всем». Неотъемлемым аспектом этого принципа является причинно-следственная зависимость между всем происходящим в мире, означающая, что настоящее всегда является результатом прошедшего. Переложив этот принцип на процесс существования души, сначала индийский брахманизм, затем индуизм, буддизм, персидский зороастризм (учение, созданное древнеперсидским пророком Заратустрой), иудейская каббала (эзотерическое учение в иудаизме), христианское манихейство (учение созданной в III веке на территории Персии христианской секты) создали то, что многими считается одной из самых замечательных форм нравственной философии. Суть этой этики – наглядно показать соответствие между грехом и возмездием, между добрыми делами и воздаянием за них, когда жизнью человека в прежние существования определяется его настоящее состояние, и судьбы его будущих жизней зависят от того, будет ли он накапливать добродетели или пороки в настоящей.
Если закрыть глаза на то, что сама базовая концептуальная основа «теории» реинкарнации – возможность бессмертия, многократных перерождений души, как в указанных выше религиозных учениях, или Воскресения (не только в душевно-духовном, но и в телесном виде), как в христианстве*, – что называется, «высосана из пальца» и не имеет под собой никаких реальных оснований, а явилась чисто умозрительной конструкцией людей, живших во времена полного отсутствия каких-либо объективных знаний о действительности и опирающихся исключительно на мифологическую картину мира, ее нравственная составляющая действительно выглядит, на первый взгляд, весьма привлекательно.

* Причем в христианстве (замечу: только в нем, потому что другие монотеистические религии – иудаизм и ислам – никакого воскресения не признают) новое возрождение осуществляется Богом через процедуру суда над всеми умершими. В восточных религиях же, исповедующих реинкарнацию, все творит Карма – некий безличный «объективный» закон бытия, который, руководствуясь непонятно какими критериями (а то, что это именно так, вы, читатель, убедитесь ниже), определяет судьбу каждой вновь возрождающейся души.

Но это до тех пор, пока мы не начнем рассматривать ее детали (а дьявол, как известно, всегда кроется именно в деталях!), неизбежно бросающиеся в глаза каждому критически мыслящему человеку, особенно – общающемуся лично с приверженцами этой «теории» или читающему их труды. Проведем анализ этих деталей на примере оценки воззрений на предмет идейных вождей Теософского Общества – Е.Блаватской, А.Безант, Ч.Ледбитера. Приводимые мной ниже цитаты взяты из их работ: Е.Блаватская. Ключ к теософии; А.Безант. Древняя мудрость; Ч.Ледбитер. Жизнь после смерти*.

* Характеризуя подходы этих деятелей оккультизма к рассматриваемому предмету, я вновь использую прием, примененный мной ранее при характеристике книги Э.Мулдашева, а именно: буду сопровождать цитаты из их книг своими комментариями и «недоуменными вопросами» (КиНВ).

Начну с детали, которой уже выше касался, характеризуя основные идеи эзотериков, оккультистов, мистиков. Все они утверждают, что «знания обо всем» уже изначально где-то существуют (в Абсолюте, Боге, космосе, вообще в некоем «инобытии»). Ничего нового поэтому ни один человек придумать не может; самое большее, на что способны люди, – вспоминать уже известное в прошлом. Отсюда и прогресс надо понимать, как способность вспомнить как можно больше. «Теория» реинкарнации целиком вписывается в эту концепцию. Вот что об этом говорила А.Безант: «Если отбросить перевоплощение, не останется разумной причины верить в прогресс будущего, не останется вообще никакой разумной причины верить в какое-либо будущее, ибо – какое основание для будущего у существа, не имеющего прошлого?»*

* КиНВ: Воистину «женская логика» – смешать все причинно-следственные зависимости в кашу! Конечно, у людей нет будущего, если они не помнят прошлого. Но почему воспоминания о прошлом могут быть только у очередной реинкарнации одного и того же существа (кстати, о самой способности к воспоминаниям о прошлой жизни в процессе перерождений я ниже еще скажу особо)? Разве поколение людей в настоящем времени с помощью «коллективной памяти» не может пользоваться всевозможными достижениями всех людей в прошлом времени, не проходя при этом через какие-либо персональные перерождения? (Что на самом деле и происходит!)

Другая деталь – просто анекдотического свойства. Е.Блаватская («рукоположенная», как она сама утверждала, Великими Посвященными – махатмами к своей миссионерской деятельности в качестве руководителя Теософского Общества) в своей книге утверждала: «Тот, кто не имеет внутреннего восприятия, веры в бессмертие своей Души, …для того бессмертие невозможно»*.

* КиНВ: Вспоминается старый анекдот: «Умер человек. Попал на Тот Свет. Осматривается. Видит вокруг пламя, дым, смрад; кипят котлы со смолой, греются на кострах огромные сковородки; черти мучают всеми возможными способами грешников… И вдруг посреди этого кошмара человек видит нечто вроде оазиса: кафе, под тентами за столиками сидят люди, слушают приятную музыку, пьют прохладительные напитки, едят мороженое и разные вкусные блюда… Человек проходит в кафе, садится за столик, хватает за руку пробегающего мимо официанта и спрашивает: “Это ад?” “Да”, – отвечает тот. “А вот это всё вокруг?” “И это тоже ад, но только для тех, кто верит в него…”»
 Таким образом, получается, если ты веришь в Бога, рай, ад, реинкарнацию, это все есть, а если не веришь, то ничего этого и не существует!.. Следовательно, по Блаватской, получается, что реинкарнация происходит не согласно закону Кармы, а лишь благодаря нашей вере в это.

Еще одна деталь – в кого может перевоплотиться человек в будущих рождениях. В общем плане принцип понятен: жил добродетельно – в будущей жизни повысишь свой «статус», к примеру, был членом касты неприкасаемых – станешь членом касты брахманов, был бедняком – станешь богачом, был ремесленником – станешь чиновником; и наоборот, творил злые дела – в будущей жизни понизишь «статус», вплоть до превращения в животное, растение или даже что-то неорганическое, например, камень*. Иноземные последователи индусов заняли в этом вопросе еще более «жесткую» позицию. Так, например, каббалисты говорили, что тот, кто совершил хоть один грех при всех добрых делах, должен превратиться в животное. Душа того, кто подаст еврею нечистую пищу, переселится в лист, гонимый ветром в разные стороны. Если же кто сквернословит – душа его перейдет в немой камень. Манихеи заявляли, что души грешников переходят в диких зверей, тем более отвратительных, чем грешнее души. Тот, кто убьет крысу или курицу, сам сделается крысой или курицей…

* Согласно буддистским легендам, сам Будда-Гаутама претерпел 550 перерождений (в числе их он множество раз проходил через состояния отшельника, царя, богача, раба, горшечника, игрока, лекаря змеиных укусов, обезьяны, слона, быка, змеи, бекаса, рыбы, лягушки, древесного духа…) прежде чем сделался высшим Буддой, «его разум, подобно сосуду, переполненному медом, наполнился амброзией истины, и он провозгласил свою победу над жизнью».
КиНВ: Лично я, читатель, могу себе вообразить, как человек понижает свой «статус» вследствие совершенных злых дел, превращаясь в животное, растение, камень. Но вот обратный процесс я не могу себе представить абсолютно. Какие добрые дела должен был совершить Будда (и любой другой на его месте) в состоянии змеи, рыбы, лягушки… (про «гонимый ветром» лист или камень я вообще не говорю!) чтобы вновь вернуться в человеческое состояние?!
 Этот простой факт сразу заставляет нас поставить под сомнение сам нравственный аспект Кармы, поскольку нравственность и мораль – это понятия по определению сугубо человеческие, не применимые ни к кому и ни к чему помимо людей!

Следующая деталь – такая же простая: если закон Кармы – это всеобщий закон бытия, а значит, распространяющийся не только на людей, но и на животных, растения, неорганические вещи, то возникает естественный вопрос: а кто (или что) выступает первоначалом происходящих перерождений? Уточняю конкретнее: на каком основании буддисты решили, что 550 перерождений Будды, приведшие его в итоге в Нирвану, начались именно с принца Гаутамы? Ведь по логике вещей, этот принц является реинкарнацией какого-то своего предшественника, а тот, в свою очередь, – кого-то еще более «раннего»… и так до бесконечности… Отсюда можно предположить, что первоисточником перерождений был не принц Гаутама, а, скажем, какой-нибудь дриопитек или ихтиозавр, или сине-зеленая водоросль в начале жизни на Земле, или вообще какой-нибудь «зеленый человечек» с планеты Тумбо-Юмбо… И тогда получается, что в Нирвану попал не Будда, а кто-то из перечисленных «субъектов»*.

* КиНВ: Не удивительно, что никто из приверженцев «теории» реинкарнации (в том числе и из тех «классиков» Теософского Общества, о которых я упомянул) никогда даже не задавался такими вопросами (кому хочется осознавать всю нелепость своих идей!). Все они призывают следовать закону Кармы, предпочитая говорить о перерождениях тех, кто живет с ними в настоящем времени, закрывая глаза на их прошлое.

Еще одна деталь: все ли души родившихся людей всегда, так сказать, имеют продолжение, то есть в будущем перевоплотятся? А как быть с детьми, умершими в младенческом возрасте и потому не успевшими совершить никаких поступков – ни добрых, ни злых? (Если учесть, какой кошмарной была детская смертность в древности – да во многом и сейчас, – это совсем не праздный вопрос, потому что речь идет о миллионах душ!) Вот что по этому поводу говорила Блаватская: «Восточная философия отрицает идею сотворения Души для каждого родившегося ребенка. Она верит в ограниченное количество монад, развивающихся и становящихся все более и более совершенными, благодаря ассимиляции ими многих последовательных личностей»*.

* КиНВ: Странная и непонятная ситуация! С одной стороны, если верить Блаватской, получается, что реинкарнация – это вообще что-то для избранных, а не для всех. С другой стороны, эта ситуация демонстрирует какой-то «сбой» в действии Кармы. Зачем ей порождать ребенка, обреченного на раннюю смерть (как это я допустил), или на «бездушие» (как высказалась по этому поводу Блаватская)? Ведь предназначение Кармы, как мы отмечали выше, поддерживать «космическую справедливость», повышая или понижая «статус» каждого существа при его очередном рождении, но не уничтожая бесследно это существо.

Мы уже знаем общий принцип реинкарнации: нынешняя жизнь есть воздаяние за прошлую. Но вот какие вещи обнаруживаются при детальном рассмотрении этого принципа. Е.Блаватская говорила: «нет душевного или физического страдания в жизни смертного, которое не является прямым результатом и следствием какого-то греха в предыдущем существовании». Но вот А.Безант в своей книге пошла куда дальше своего Учителя! «Состав нашего мозга и нашей нервной системы, –  писала она, – одно из самых важных условий нашей жизни. Мы создали их нашими прежними мыслями». (!) Дальше: «благоприятные или неблагоприятные условия физической среды, в которой мы рождаемся, зависят от влияния наших поступков на благоденствие или несчастие окружавших нас в прежней нашей жизни людей». (!!) Больше: «совокупность созданных человеком причин определяет продолжительность этой его жизни, придает его телу характерные черты, приводит в соприкосновение с воплощенным человеком те души, относительно которых у него сложились определенные обязательства, окружает его родственниками, друзьями и врагами». (!!!) Еще больше: «Раса, страна и родители избираются соответственно их особенностям, способным снабдить возвращающуюся душу соответствующими материалами для ее физического тела и подходящей средой для начала ее земной жизни». (!!!!) И апофеоз: «Душа, развившая в своем ментальном и астральном телах особенности, требующие для своего выражения особого физического проводника, направляется к родителям, физические свойства которых отвечают данным требованиям. Так, душа с большими музыкальными способностями будет направлена в музыкальную семью, в которой материалы для построения эфирного двойника и плотного тела как бы заранее подготовлены для ее потребностей, и где наследственный тип нервной системы снабдит ее утонченным аппаратом, необходимым для выражения ее способностей. Душа особенно низкого типа будет направлена в грубую и порочную семью, тела которой построены из наиболее грубых материалов, годных для построения тела, способного отвечать на импульсы со стороны ментального и астрального тела воплощающейся души».(!!!!!)*.

* КиНВ: Это уже из разряда «маразм крепчает»! Получается, Карма, чтобы воздать должное человеку за его поступки в прошлой жизни, создает ему в этой жизни фактически целый мир, призванный обеспечить соответствующие справедливости условия для его существования! И в этот мир входят не только родственники, друзья и враги, но и страна, и раса в целом! А ведь эти родственники, друзья, враги, народ, составляющий страну и расу, сами имеют свою Карму! Значит, Карма должна увязать в один клубок тысячи (или даже миллионы) самых разнообразных отношений, чтобы в итоге была соблюдена справедливость для всех вовлеченных в них субъектов! Нет слов…

Как мне представляется, весь этот экзальтированный бред базируется на такой детали, как очень смутные представления идеологов теософии о самом понятии Кармы, которой подчинен процесс реинкарнации. Вот что писала о Карме Блаватская: это «первичный Закон Вселенной, первопричина, начало и источник всех других законов, существующих в Природе. Карма – это непогрешимый закон, приближающий следствие к причине на физическом, ментальном и духовном планах бытия». Однако несколькими страницами далее она говорила уже несколько иное: «Карма не всегда действует лишь тем или иным определенным образом; но всегда действует для восстановления гармонии и сохранения баланса равновесия, благодаря которому и существует Вселенная».
А вот Безант, как вы, читатель, уже догадываетесь, говорила о Карме совершенно другое: «человек сам делает свою карму, создавая одинаково как свои способности, так и свои ограничения; и действуя этими, созданными им же самим способностями, и сталкиваясь с вызванными им же самим ограничениями, он все же остается самим собой, той же живой Душой, и в его власти – усилить или ослабить свои способности, расширить или сузить свои ограничения». А дальше вообще перл: «”Владыки кармы” – это те великие разумные Духи, которые ведут кармические счета и согласуют сложные действия кармического закона. В Тайной Доктрине они именуются Липики, судьями кармы и Махараджи с их воинством, которое выполняет предписания кармы на земле. Первые из них ведут кармический счет каждого человека и с всеведущей мудростью выбирают и соединяют различные части его кармы, чтобы образовался общий план его жизни; они же дают “идею” физического тела, в которое облечется перевоплощенная душа и в котором должны выразиться как ее способности, так и ее ограничения»*.

* КиНВ: Таким образом, если следовать Безант, нужно признать, что Карма – это не объективный закон бытия мироздания, которому подчинено не только все живое и неживое в нем, но и боги, и даже сам великий Брахман – Абсолют. Оказывается, Кармой управляют некие «Владыки» – Липики или Махараджи, или Духи… Кто они такие? Откуда взялись? Откуда у них такая запредельная власть? Непонятно. Что называется, приехали…

Но все то, что я выше говорил о деталях реинкарнации, это еще не самое удивительное. Самое, на мой взгляд, поразительное происходит в том цикле перерождений, который я выше назвал «инобытием», и который составляет промежуточную стадию между земными существованиями людей.
Самая важная деталь, проистекающая из утверждения о наличии такого цикла, заключается в том, что последний существенно нарушает основополагающий принцип магии – причинно-следственной зависимости. Говоря о том, что прошлая земная жизнь определяет все существенные обстоятельства настоящей земной жизни, «теоретики» реинкарнации почему-то «забывают», что жизни в настоящем времени непосредственно предшествует не прошлая жизнь, а пребывание души в состоянии «инобытия», и именно это состояние фактически является причиной очередной реинкарнации, и, следовательно, в нем надо искать предпосылки особенностей жизни в очередном рождении.
Те, кто мало осведомлен о «тайнах запредельного» (они ведь, напомню, только для «посвященных»), возможно, полагают, что промежуточный цикл между рождениями – это что-то очень кратковременное и малосущественное по своим последствиям для будущей земной жизни, и потому принимать его в расчет как фактор влияния на последнюю нем смысла. Однако «Великая Посвященная» Блаватская, видимо, смотрела на эту проблему иначе, когда говорила о «цикле инобытия» так: «если мы вспомним, что срок между двумя рождениями, как говорят, составляет от десяти до пятнадцати столетий, в течение которых физическое сознание полностью и абсолютно неактивно, не имея органа для проявления, и таким образом, не существуя, причина отсутствия всяких воспоминаний в чисто физической памяти очевидна».
Если отбросить в этой цитате умилительную оговорку «как говорят», то мы можем обнаружить три важнейшие характеристики промежуточного цикла перерождений: 1. он занимает от 1000 до 1500 лет; 2. сознание в нем абсолютно неактивно, фактически не существует; отсюда 3. какие-либо воспоминания об этом периоде «существования» души при очередном рождении человека отсутствуют. Каждая из этих характеристик – такая деталь реинкарнации, которая заслуживает исследования.
Итак, первая деталь – срок пребывания в состоянии инобытия. Блаватская определила его в диапазоне 1000-1500 лет, а ее верный ученик Ч.Ледбитер сподобился вычислить точную длительность – 1264 года (?!). Получается: 50 лет человек живет (я беру этот срок даже с запасом, потому что у большинства народов мира до сегодняшнего дня средняя продолжительность жизни не превышает этого показателя) и затем 1000-1500 лет пребывает в состоянии, не имеющем ни одной характеристики, присущей жизни (то есть фактически это смерть). Вдумайтесь в эти цифры, читатель*, и согласитесь, что, согласно «теории» реинкарнации, жизнь оказывается всего лишь ничтожным мгновением смерти!

* КиНВ: Размышление над сроками жизней и «нежизней» приводит к любопытным результатам. Вспомним опять Будду, который претерпел 550 перерождений от момента жизни принца Гаутамы. Если мы возьмем даже минимальный срок пребывания в инобытии – 1000 лет, то общее время этих состояний у Будды будет равно 550000 лет. Плюс к этому 550 земных жизней. Пусть это будет 5500 лет (хотя на самом деле должно быть гораздо больше). Таким образом, получается, что до погружения в Нирвану Будда в виде принца Гаутамы просуществовал 555500 лет. Между тем принц Гаутама (реальное историческое лицо) жил в VI веке до н.э., то есть около 2600 лет тому назад!

Другая деталь. Сначала брахманизм, а затем и индуизм с буддизмом, заимствовавшие у него идею реинкарнации, придумали вместо понятия смерти другой, «благозвучный», термин – Нирвана (в переводе с санскрита обозначающий «угасание», «прекращение», «отсутствие волнения»). Каковы же характеристики последней в этих «учениях»? 1. абсолютный покой сознания; 2. свобода от каких-либо желаний и страданий; 3. отсутствие связи с чем-либо; 4. прекращение действия колеса перерождений – сансары*.

* КиНВ: Лично я не вижу никакой разницы между современными представлениями о смерти, описаниями «инобытия» у Блаватской и первыми тремя характеристиками Нирваны. И поэтому у меня возникает «наивный» вопрос: а зачем нужны вообще многочисленные перерождения, если уже после первой жизни душа оказывается в состоянии Нирваны – конечной цели всех перерождений?!

Теперь что касается воспоминаний. Во-первых, если, по мнению Блаватской, в нашей земной жизни мы не можем ничего вспомнить о своем пребывании в состоянии инобытия, откуда в оккультистских «учениях» взялось представление вообще о существовании такого цикла в перерождениях, а тем более о конкретных его характеристиках, обозначенных выше?
Во-вторых, а можно ли что-то вспомнить о прежних земных жизнях? Идейные вожди Теософского Общества говорили об этом совершенно разные вещи. Так, Е.Блаватская неоднократно в своих работах указывала, что человек, проживая настоящую жизнь, ничего не может вспомнить о прошлой, и потому не в состоянии понять, за что претерпевает разнообразные беды. Однако в «Ключе к теософии» у нее можно найти такую фразу: «очень добрые и святые люди видят не только ту жизнь, которую они проживают, но даже некоторые предыдущие жизни, в которых они создавали причины, которые сделали их тем, кем они были в той жизни, которая сейчас завершается. Они постигают закон Кармы во всем его величии и справедливости». А А.Безант еще больше расширила диапазон «приобщившихся»: «воспоминанием о прежних жизнях обладает достаточное количество людей, уже успевших приобрести необходимую для того чувствительность физической организации».
Непонятно, про какую «чувствительность физической организации» говорила Безант, но ее коллега – Ч.Ледбитер – явно ею обладал (а может быть, даже был «очень добрым и святым»). Он осуществил исследование истории прошлых жизней членов Теософского Общества. Как оказалось, все они являлись не только реинкарнациями знаменитостей прошлых веков, но и были связаны между собой в причудливых комбинациях. Более того, реинкарнации происходили в различных местах пространства, поскольку души путешествовали с планеты на планету и даже из одной вселенной в другую. Для каждого теософа Ледбитер проследил шестнадцать прошлых жизней. Оказалось, что во всех случаях первые три и последние семь воплощений были мужские, а средние шесть – женские. Таким образом, ничуть не удивительно, что сам Ледбитер был дочерью Анни Безант на Марсе и ее свекровью в Древнем Египте…*

* КиНВ: Гениальный ход! Для того, чтобы не морочить себе голову со сроками реинкарнаций (которые никак не вписываются в известную нам историю человечества) или с описаниями подробностей жизни при очередном рождении, лучше всего переносить эти рождения на другие планеты или в другие вселенные, то есть в такие места, о которых мы никогда не получим никакой информации!..

Подводя итоги рассмотрения «теории» реинкарнации, мы, как мне кажется, можем сделать вполне обоснованный вывод: она демонстрирует нам не перерождение душ, а реинкарнацию иллюзий! «Теория» насчитывает тысячи лет своего существования, но и сегодня, во времена невероятных достижений в области науки, техники, технологий находится множество людей, живущих по известному принципу: «меня обманывать не надо – я сам обманываться рад»…