Питер Брейгель Старший и его произведения. Часть3

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

В 1564 году Брейгель написал еще одну картину на евангельский сюжет - «НЕСЕНИЕ КРЕСТА», которая считается одним из высших достижений его творчества.
В нем как бы синтезируются прежние раздумья и достижения мастера. Он впервые отходит от Босха и становится подлинным Брейгелем. «НЕСЕНИЕ КРЕСТА», КАК И «ПАДЕНИЕ ИКАРА», ЯВЛЯЕТСЯ «КАРТИНОЙ-ЗАГАДКОЙ»: ПРИ БЕГЛОМ ОСМОТРЕ ВИДИШЬ ОДНО, А ПРИ ВНИМАТЕЛЬНОМ – СОВСЕМ ДРУГОЕ.
Картина, как это бывает у Брейгеля, с высоким горизонтом и узкой полоской неба. Перед зрителем расстилается необъятная пересеченная поверхность земли, с оврагами, скалами и городом-крепостью на горизонте. В панораме как бы три плана.
ПЕРВЫЙ ПЛАН – очень крупный, как бы приближенный к зрителю, и на нем обычная группа оплакивающих Христа: Богоматерь, Иоанн Богослов и две сопутствующие женщины. Это – традиционная группа, многократно повторенная  в живописи и обычно сопровождающая сюжет «Снятие с креста». Но здесь она как бы «не на месте», ибо зритель не видит мертвого Христа! 
Невольно  взор поднимается КВЕРХУ, К ТРЕТЬЕМУ, очень мелкому плану, и здесь, в  правом верхнем  углу картины, зритель сразу замечает тесный  круг мелких человеческих фигурок, обступивших открытое место. 
Ясно, это Голгофа, об этом говорят и два креста, врытые в землю. Но почему их только два, а  между ними лишь готовится место для третьего, главного? Значит, Христос еще не распят?
И тогда начинаешь всматриваться во ВТОРОЙ, промежуточный  план.
Здесь тоже мелкие фигурки, хотя и значительно крупнее, чем на Голгофе. Они движутся в одном направлении – к Голгофе,  но движутся нестройно, по дороге останавливаются, оглядываются. 
И только всмотревшись  в  этот муравейник, замечаешь диагонально лежащий крест и упавшего под тяжестью его Христа…
В этой удивительной  композиции Брейгеля, представляющей безумное, бестолковое и  безразличное человечество, ярко выражен мотив «отчуждения».
В нижнем правом углу картины, у самого ее края, можно разглядеть полузакрытого сухим  деревом-столбом человека в черном костюме, наблюдающего за «действом». На его худом   изможденном лице печать беспредельной грусти, а его широко раскрытые глаза  словно  видят  дальше  и глубже лежащего перед ним  «перевернутого» мира. В целом картина производит сильное впечатление.

В ряде работ главная тема его картин — жизнь народа, а именно современников.
Картина "СТРАНА ЛЕНТЯЕВ" подписана Брейгелем и датирована 1567 годом.
Немецкое название картины - Шлараффенланд (нем. Schlaraffenland, от Schlaraffe - лентяй, обжора и Land – земля, страна). Картина «Страна лентяев» является примером острой сатиры, направленной Брейгелем на нидерландское общество  шестидесятых годов.
Как и ряд других работ Брейгеля, эта картина имеет в своей основе пословицу:
Geen ding is er gekker dan lu en lekker («нет ничего более глупого, чем ленивый сластёна»).
 «Страна лентяев» - сказочная страна, страна с молочными реками и кисельными берегами, широко распространена во многих сказках стран Европы. Синонимы - Eldorado, Paradies. Стихотворное изложение сказки о вымышленной стране бездельников было дано Гансом Саксом и появилось в 1536 году в Нюрнберге. Возможно, именно оно послужило основой для прозаической интерпретации этой сказки, изданной в Антверпене в 1546 году и имеющей много общего с сюжетной канвой картины Питера Брейгеля.
Главные персонажи её - представители сословий, рыцарь, солдат, крестьянин и школяр. Дидактический морализирующий смысл произведения совершенно отчётлив и ясен - остро насмешливое осуждение человеческой праздности и лени.
Но вряд ли картина создана как иллюстрация к сказке, её замысел кажется гораздо шире, имеет определённую нацеленность, острое жало, разящее бездейственность и инертность общества, предающегося пустым мечтам о благоденствии.
Чтобы попасть в страну лентяев и обжор, нужно было проесть проход в горе из каши, изображенной на картине в правом верхнем углу. Попавший в неё сразу замечает жареного поросёнка, бегающего с ножом в спине, плетень из колбасы, покрытую пирогами крышу шалаша и бесчисленное множество других лакомств. На пороге шалаша лежит с открытым ртом человек, только что попавший в страну, ожидая, что ему в рот влетит жареный голубь.
В центре картины лежат, распластавшись вокруг дерева, словно спицы колеса, три человека, достигшие предела своих желаний. По одежде и предметам, им принадлежащим, в них можно распознать крестьянина, солдата и учёного или, может быть, священнослужителя.
О сказочной сытости, которую Питер Брейгель изобразил в 1567 году на своей картине, в то время не могло быть и речи. Герцог Альба вошёл во главе испанских войск в Нидерланды. На картине изображена не более чем утопия благополучной жизни. Замечательная по своей простоте композиция в центре картины, символизирующая колесо фортуны, только усиливает это впечатление.
Ярко выраженный аллегорический смысл произведения возвращает к ранней картине Брейгеля "Нидерландские пословицы и поговорки".
Как ни странно, в "Стране лентяев" не ощущается насмешки над персонажами. Слишком сильны и мускулисты тела для закоренелых лентяев. Кажется, что это скорее передышка, короткий привал посреди жизненного пути.
Брейгель изобразил не мечту о безделье, а мечту голодных, измученных тяжёлым трудом людей о сытом мирном времени.
С этими людьми контрастирует персонаж в рыцарском шлеме и кирасе, надетой на голое тело; он полулежит в хижине, крыша которой заставлена то ли плоскими плошками, то ли блинами. К его рукам привязаны культи, которыми ему трудно достать еду, стоящую у него над головой.