Сказание о криницах

Эльвира Минеева
 
  Посвящается внучке моей Марии.

                Льётся и льётся, словно года,
                В чистых криницах чудо вода...
                В. Карпенко "Песня о криницах".
 
  На экране монитора хор Сретенского монастыря. Звучит "Песня о криницах" Андрея Эшпая. Слова простые. Мелодия незамысловатая. Откуда же это душевное потрясение,которое трудно выразить словами? Разве только Александру Сергеевичу это под силу:"...чувствую: в очах родились слёзы вновь; Душа кипит и замирает..."
 В чём сила воздействия "Песни о криницах"? - Неожиданно резкий звонок мобильника прерывает мои раздумья.

 - Слушаю!
 -Приветики! Приветики, бабуленька!
 - Привет, Машенька! Здравствуй, котёнок- когтёнок!
 -Бабуль, у тебя голос заплаканный. И нос какой-то взволнованный. Что случилось?
 -Успокойся! Ничего не случилось. Просто вспомнила сестричку Тамару. Царство ей небесное!
 -А с чего это ты вспомнила её сейчас? Ведь память ей в январе была!
 -Песню услышала. Тамарину. Ну, то есть она пела.. От неё я и услышала песню эту впервые ."Песня о криницах". Может, ты знаешь? Хотя вряд ли - песня давнишняя, прошлого века.
 -Не знаю, бабуль.А что такое "криница"?
 -Слово белорусское. Да и украинцы его знают. И в русских говорах оно бытует.
Криница, Машенька, -это родник,ключ. Источник, одним словом. Песню я нашла в интернете.Исполнители разные: и хоры, и вокальные группы. Сегодня, например, пел хор Сретенского монастыря. Понимаешь, поют все по-разному, а впечатление то же:
душа воспаряет, а сердце сжимается и плачет. А в памяти возникают картины прошлого. И люди, связанные с "криницами".

 -Бабуль, расскажи об этом! Напиши!
 -Кому это будет интересно, детонька?
 -Ну, одной твоей знакомой читательнице это будет точно интересно. Догадываешься,
кому?
 -Догадалась! Точно- будешь читать? И отзыв напишешь?
 - Сто пудов - буду и напишу!
 -Так сказывать,дитятко? Сказывать,милое?
 -Сказывать, бабушка! Сказывать, милая!
 - Ну, дитятко, слушай!


             Сказ 1.Гремячий ключ.

  Первая "криница" явилась мне в моём дошкольном детстве.Летом я жила у бабушки Катерины ,маминой мамы, в селе Таволжанка Карсунского района Ульяновской области.
  Родник этот назывался Гремячий ключ. Находился он на другом конце села, далеко от выселок, где мы с бабушкой жили. И видеть его я не могла. Только слышала рассказы о нём. Мол, вода в нём святая, целебная,и к нему ходят с иконами просить дождя во время засухи, и он не раз спасал  урожай, посылая благодатный дождь.

 Эти рассказы будоражили моё воображение. Гремячий ключ представлялся мне сказочным существом, способным сверкать молниями и греметь громом( он же Гремячий!). Он может наказывать и миловать. Я упрашивала бабушку показать мне Гремячий. Она отвечала уклончиво, сетовала, что туда далеко идти. А однажды вдруг сказала, что Гремячий меня не примет, потому что я некрещёная.(Родители -коммунисты детей не крестили).До этого я не догадывалась о своей "некрещености" и была сильно расстроена, что я не такая, как все мои подружки.
  Любопытно, что ,повзрослев, я так и не сходила к Гремячему ключу- бабушкино "табу" продолжало действовать. Крестилась я уже в пенсионном возрасте, когда жила за сотни километров от Гремячего ключа.



                Сказ 2.На распутье.

  1958 год. Июнь. Мне 17 лет.Отшумел выпускной вечер в школе. У меня "Золотая медаль", и я могу без экзаменов поступить в любой вуз страны.Куда? Конечно, в горный! Мы с Тайкой Климочкиной, одноклассницей, строили  планы стать геологами. Читали книги по минералогии, изучали строение земной коры. Представляли, как будем ходить в экспедиции:
   Ты уехала в знойные степи.
   Я ушёл на разведку в тайгу...
   Держись, геолог,крепись,геолог,-
   Ты ветра и солнца брат...
 И конечно, откроем новые месторождения! Не важно -какие. Главное- откроем!Рома-а-антика!!!

  Всё изменило одно утро.
  Было ещё очень рано, но солнышко уже взошло.Почему в такую рань я пошла за водой к этому роднику за соседскими огородами? Зов судьбы ? Или вполне прозаическая, бытовая причина?
  Во всяком случае,в галошах на бОсу ногу,с коромыслом на плече, позвякивая дужками вёдер , иду по тропинке через соседский огород. Утро прохладное, росистое. Трава вдоль тропинки и у родника седая от росы.

  Помню розовую от утреннего неба воду с зеркальными бликами . Помню широкие, янтарно -промытые доски "оклада" вокруг родника, ведро на цепи, чтобы черпать воду( своими вёдрами лезть в родник не положено!). Зачерпнула несколько раз воды, наполнила свои вёдра, стоящие на деревянном "окладе". Можно цеплять дужки вёдер коромыслом и идти домой.А я стою , не двигаюсь.
 Что-то не отпускало меня, держало. Словно что-то я забыла и стараюсь вспомнить.
В душе смятение. СтоЮ и смотрю в мерцающий лик родника. Сердце сжалось, дыхание спёрло - и я вдруг заплакала. О чём? Я вспомнила, что больше никогда не приду в школу, не увижусь с одноклассниками и с моими пионерами- пятиклассниками, у которых уже два года была вожатой. А вместо этого буду общаться с холодными, бездушными минералами, полезными ископаемыми,до которых мне, оказывается,теперь нет никакого дела. Одно мгновение - и словно гора с плеч свалилась.Ликующая мысль: иду в педагогический! С Тайкой как-то объяснюсь! Обидится - пусть! Я выбираю школу.
  Подняла коромысло с вёдрами,в которых таинственно поблёскивала вода. Ноша показалась мне легче обычного.
 Говорят: душа не на месте. Вот именно это пережила в несколько минут у родника.А теперь всё встало на свои места.



                Сказ 3. Хозяин криницы.

  В то памятное лето стояла такая жара, что на Сокском дачном массиве пересохли все колодцы.Для полива воду качали из реки Сок. А за питьевой приходилось ездить в город или покупать втридорога в магазине.
  Вдруг "сарафанное радио" донесло, что на одном из участков за оврагом есть колодец, полный воды. Туда потянулись жаждущие, кто с ведром, кто с канистрой из-под минералки. Шли, не зная, как хозяин встретит такую ораву и хватит ли воды на всех.У настежь распахнутой калитки люди неуверенно топтались на месте, решая, кому идти на переговоры с хозяином.А хозяин вышел с улыбкой навстречу:
  -Ну, и чего встали, как неродные? А ну-ка, прямо по белой дорожке к колодцу!-
 а сам смеётся: Чур, без очереди не лезть!
 Спрашивают хозяина:
 - По скольку воды в одни руки даёшь?-А он хохочет:
 - А сколько поднимешь, столько и унесёшь!Чем больше вычерпаете, тем больше её прибудет, тем вкуснее она будет!
 
 Смотрят люди на хозяина и удивляются: перед ними старик, убелённый сединами, а голос и глаза,  как у юноши. Глаза ярко-голубые, светлые,радостные какие-то...
 
   И надолго пролегла к колодцу "народная тропа". Даже в годы, когда везде воды было в избытке,  всё равно людей почему-то тянуло сюда. И было так много лет...

  Но однажды , придя к знакомой калитке, увидели замОк. Соседи объяснили, что старого хозяина не стало и участок перешёл к другому человеку. Тогда и появился замОк на калитке, а в колодце пропала вода. Новый хозяин пытался "оживить"источник- спускался в колодец, чистил его. Всё бесполезно.Воды не было.И вдруг следующей весной колодец "проснулся". Это чудо горячо обсуждала вся округа. Знающие люди(преимущественно "женска полу") шёпотом сказывали,что новому владельцу участка во сне явился седой старец с глазами юноши и велел:
 -Убери замки и пусти людей к колодцу! Иначе колодец умрёт навсегда.

  Люди любят придумывать небылицы, когда чего-то не могут понять и объяснить. Являлся старец или нет- Бог весть!Несомненно одно: благодарные люди помнят создателя и хранителя колодца с чудо водой. Что правда, а что вымысел в этой истории - не берусь судить. Но свидетельствую как очевидец: много лет назад я
 проходила по дорожке ,выложенной большими белыми квадратами,и у колодца меня встречал голубоглазый (тогда ещё не старец)создатель и хранитель чудесной"криницы".Он своими руками поднёс мне ковш с водой из колодца. Свидетельствую ещё раз: я там была, чудо воду пила. Пусть живёт память о хозяине криницы, пока "льётся криница", и пусть " никогда не замутится чудо вода."