Звёздная деревня. Пролог-3-3

Владимир Никитюк
Алексу было немного обидно – ведь ему ещё было что сказать по первому вопросу. Но раз экзаменатор считает, что достаточно – тем лучше.
Второй вопрос билета назывался “Проблема самообеспечения для дальних космических колоний”.
Тут тоже ничего сложного не было. В отличие от перевозок в пределах отдельных планет, доставка груза на другую планету очень дорогое удовольствие – даже в пределах одной звёздной системы. Такая же доставка, но в другую звёздную систему, - ещё дороже, причём намного. Ну а доставка груза в дальнюю космическую колонию вообще запредельно дорога.
Поэтому, если колонизируемая планета существует только на привозных ресурсах, содержать её для метрополии очень накладно. А вот если она начинает переходить на самообеспечение – стоимость содержания такой планеты резко падает.
С другой стороны, самообеспечение невозможно на пустом месте. Лучше всего, если на колонизируемой планете уже существует жизнь. Такие планеты имеют не только научную, но и экономическую ценность.
Если планета безжизненная – возможны три варианта. Во-первых, - терраформирование всей планеты. Его технология в наше время хорошо отработана. Во-вторых – локальное терраформирование. Например, на планете сооружается несколько куполов, под которыми вполне земные условия. А вне куполов – жизни нет. В-третьих – чисто технический вариант. Все, нужное для существования человека – еда, одежда, жилища, предметы повседневного обихода, бытовая техника, транспорт и многое другое - производится чисто промышленным способом. Единственное, что для этого нужно, - местные запасы энергии и минерального сырья.
- Хорошо, - перебил Алекса экзаменатор, - а насколько проблема самообеспечения актуальна для дальних колоний?
- Невероятно актуальна. Дальняя колония, существующая исключительно за счёт внешних ресурсах, может быть только очень-очень малочисленной – да и то при этом она будет невероятно дорога. Поэтому, как только принимается решение об основании дальней колонии, сразу же возникает вопрос о её самообеспечении.
Молодой человек хотел продолжать дальше – но тут экзаменатор остановил его и предложил перейти к третьему вопросу.

Этот вопрос был проще – планета Трания как пример дальней колонии.
Алекс рассказал всё, что знал. Мол, существует довольно далеко от Солнечной системы звезда Транисолла. Вокруг неё вращается планета Трания. Очень интересная планета – на ней и жизнь есть, и даже цивилизация. Жизнь, к счастью, земного типа. А вот цивилизация вроде бы примитивная – даже государств не было. Очень похожие на людей аборигены жили в деревнях, глубоко запрятанных в лесу.
- А почему вы употребили фразу “вроде бы”? – перебил экзаменатор.
- Потому что последующие события заставили в примитивности аборигенов усомниться.
- Хорошо… А вы продолжайте, продолжайте…
- Овладеть Транией пытались многие. Сначала – нечеловеческая цивилизация Дайгеров. Потом – одно из человеческих государств: Звёздный альянс. И у тех, и у других не получилось. А вот наша Федерация сумела присоединить Транию. И начала её постепенно осваивать. Естественно, никоим образом не обижая при этом аборигенов.
- Не обижая – это слишком расплывчато сказано. Сотрудничество с аборигенами удалось наладить?
- Удалось, - не то слово. Аборигены начали активно интегрироваться в жизнь человеческой колонии. Только вот интеграция эта была какая-то странная…

И вот опять - только Алекс перешёл к самому интересному – как его опять прервали:
- Ладно, с Транией всё понятно. Я думаю, что выражу общее мнение, если скажу, что экзамен вы сдали на “отлично”.
Все остальные члены комиссии дружно кивнули. А главный экзаменатор между тем продолжал:
- Но у меня есть дополнительное предложение. Если вы придёте сегодня сюда же, в шесть часов вечера, и сдадите нам ещё один экзамен, у вас будет немалый шанс получить специальную стипендию. Деньги вам, я думаю, перед преддипломной практикой очень пригодятся.
- Ну это же несерьёзно! – удивился Алекс. – Разве можно за несколько часов подготовиться к экзамену?
- А я вам задачу упрощу, причём тремя способами. Во-первых, экзамен будет по тому же самому предмету, что вы сейчас сдали. Во-вторых, отвечать вы будете не на три, а всего на один вопрос. А в-третьих – я вам даже заранее скажу, на какой. “Планета Индиллария как пример дальней колонии”. Ну как, согласны?
- Конечно! – улыбнулся Алекс. – Кто ж от шанса получить специальную стипендию откажется?