Русский язык. Множественное число

Интересная вещь насчет множественного числа в русском языке.
Оказывается, что до пяти предметов, событий и др. существительных в числительных вместе с этими существительными используется единственное число, естественно, с соответствующими падежами. А начиная с пяти – множественное число.
Несколько примеров:
- один карандаш, два карандаша, три карандаша, четыре карандаша, но пять карандашЕЙ;
- одна корова, два коровы, три коровы, четыре коровы, но пять коров т.д.
Лично для меня это интересный вопрос!
Чтобы это значило?


Рецензии
День добрый! А что Вас смущает? Раньше считали пальцами. Четыре пальца - ещё пальцы. А пять пальцев - уже рука. Это всё отголоски системы древнего счёта. Пять - основание древней счётной системы. Как сегодня десять. После десяти идёт один над цать, две над цать и т.д. С теплом, Ф.П.

Филолог По Принуждению   18.03.2019 00:30     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик. Я примерно так и предполагал.
Предлагаю ознакомиться с моей другой заметкой примерно на эту тему
http://www.proza.ru/2019/02/05/1828
Мне будет интересно узнать Ваше мнение по изложенному в ней.
Желаю Вам, чтобы все, что Вам не нужно – ушло и пропало, а то, что нужно - пришло и осталось.
С уважением, Сергей Толочанов, 66 лет, профессиональный инженер-системотехник и любитель познавать окружающий мир.

Сергей Толочанов   18.03.2019 08:28   Заявить о нарушении
Кстати, поправьте безграмотное "Devede et impera. Другие примеры" на грамотное Divide...

Алексей Аксельрод   18.03.2019 12:59   Заявить о нарушении
Спасибо. Поправил.

Сергей Толочанов   18.03.2019 13:06   Заявить о нарушении
"Раньше считали пальцами. Четыре пальца - ещё пальцы. А пять пальцев - уже рука. Это всё отголоски системы древнего счёта. Пять - основание древней счётной системы. Как сегодня десять."
Два, три, четыре+сущ. ед. ч. в род. падеже - не особенность русского языка. Такая система присуща и другим славянским языкам и, следовательно, имеет общеславянскую природу. Что касается отголосков древнего счета, то такие отголоски в русском языке - странные обороты в сказках: тридевятое, тридесять земель, три-пять (15) - т.е. счет тройками. Известно, что три - одно из сакральных числительных в индоевропейском сознании и языке. Еще один отголосок находим в счете французов - 80 - это четыре-двадцать, а 70 - шесть-десять-десять и 90 - четыре-двадцать-десять. Возможно, кельты считали четверками и этот счет внедрился во Франции? В Бельгии - "обычные" латинские числительные для 70, 80 и 90.


Алексей Аксельрод   18.03.2019 13:10   Заявить о нарушении
Алексей, наличие различных систем счёта обусловлено предметом счёта. Скажем, расстояние мы измерять можем как миллиметрами, так и световыми годами. Всё зависит, что мы измеряем. Поэтому нет ни чего удивительного, что в разных местах в разное время существовали разные системы счёта. Предметы удобней считать «пятёрками». А вот в небесной механике основанием системы будет «тройка».

Филолог По Принуждению   18.03.2019 14:08   Заявить о нарушении
Вопрос к обоим.
А когда возникла необходимость такая, чтобы СЧИТАТЬ?
В связи с чем она возникла? Как Вы думаете?
Про Адама и Еву можно вспомнить, и далее, про Троицу, про 613 и т.д.

Сергей Толочанов   18.03.2019 14:27   Заявить о нарушении
Я думаю, что не ошибусь если скажу что очень давно ))) А возникла она в связи с необходимостью что-то делить. Потому как, для того чтобы добычу поделить на всех. Нужно всех пересчитать. Собственно об этом говорит русский язык. ЧЕТное число, то что делится. С+ЧЕТ – иметь деление.

Филолог По Принуждению   18.03.2019 14:52   Заявить о нарушении
Согласен. По моему мнению тогда и начался "прогресс" и прочие современные технические и технологические революции.
Все они в той или иной степени - проделки "ВТОРЫХ" (терминология моя).

Сергей Толочанов   18.03.2019 15:01   Заявить о нарушении
Ради всего святого, уймите свой терминологический гений. Второй, потому что идёт по уже проТОРенному пути.

Филолог По Принуждению   18.03.2019 15:08   Заявить о нарушении
Унял. Но насчет гения, тем не менее, приятно слышать, вернее, читать.

Сергей Толочанов   18.03.2019 15:19   Заявить о нарушении
Филологу: "наличие различных систем счёта обусловлено предметом счёта." В примитивных обществах каменного века, видимо, удобнее было считать предметы (объекты) с помощью пальцев. Для мер длины тогда же использовали локти, части ноги (футы), шаги и т.д. Потребность в измерении веса, объема, других более сложных единиц возникала по мере развития общества и находила свои единицы измерения. Поэтому сегодня мы и имеем джоули, нанометры, парсеки и т.д. и т.п. Но в абстрактном смысле человечество по-прежнему использует десятичную систему, так как у человека десять пальцев на руках.

Алексей Аксельрод   18.03.2019 15:39   Заявить о нарушении
"А когда возникла необходимость такая, чтобы СЧИТАТЬ?"
Примерно на рубеже третьего-второго тысячелетий до н.э. в Вавилоне и Др.Египте. Но вас интересует все-таки не когда, а почему. Первоначально и письменность появилась в связи с необходимостью вести учет и осуществлять контроль. Во всяком случае таблички микенской цивилизации 16-13 вв. до н.э. (Пилос) - это сплошь записи прихода и расхода продуктов в дворцовых хозяйствах ахейских владык.

Алексей Аксельрод   18.03.2019 15:48   Заявить о нарушении
Значит, кто не умел СЧИТАТЬ, остался на управляемом уровне т.е. на уровне "холопа", а те, которые научились СЧИТАТЬ, в силу каких-то причин стали ГОСПОДАМИ, не так ли?
Причем, оказалось, что тех, которые этому делу научились - очень минимальное количество по сравнению с остальными.
Так кто же их научил СЧИТАТЬ?
Как Вы думаете?

Сергей Толочанов   18.03.2019 15:58   Заявить о нарушении
А вот тут я с Вами Алексей не соглашусь. Научно установлено, что уже в Шумере умели считать. А это 4000-4500г. до н.э. Но я полагаю, что потребность в счёте и как следствие реализация уходит ещё глубже во времени.

Филолог По Принуждению   18.03.2019 16:27   Заявить о нарушении
Значит согрешили еще раньше. Ведь дело-то не в том, чтобы уметь СЧИТАТЬ.
Дело в том, как этим умением воспользоваться.
Повторю следующую сентенцию из одной из моих заметок:
Все, что якобы придумывают или изобретают люди, является «палкой о двух концах».
Ядерная энергия может преобразовываться в электрическую, а может быть применена как самое разрушительное оружие.
Самолет может перевозить пассажиров и может бросать бомбы.
Письменность может способствовать распространению знаний и может распространять подделанные и намеренно искаженные сведения и т.д.
Весь вопрос заключается в том:
- В ЧЬИХ РУКАХ ЭТО ВСЕ НАХОДИТСЯ!?

Сергей Толочанов   18.03.2019 16:36   Заявить о нарушении
Начали со множественного числа в русском языке. А закончили как обычно - всемирным заговором.)))

Филолог По Принуждению   18.03.2019 16:40   Заявить о нарушении
Можно закончить. Лично для меня триалог был в определенной степени полезен.
В смысле, во многих случаях - в отсутствии конкретных ответов на конкретные мои, в частности, вопросы. Исходя из чего, лично я убедился в некоей своей правоте, т.к. когда у меня нет ответов на поставленные мне вопросы, как правило, я честно в этом признаюсь.

Сергей Толочанов   18.03.2019 16:48   Заявить о нарушении