Таити Ямада. Лето с чужими

Антон Шишкодремов
Не скажу, что особенно много перелопатил японской литературы, но активно ее читаю. Рука не поднимается удалить книгу японского автора, может потому, что заранее никогда не скажешь - что представляет из себя тот или иной автор, даже о чем он пишет. Вот и ничем не примечательная книжица "Лето с чужими". Автор - Таити Ямада, в основном киносценарист. Ну и книга, по всему видимо триллер. Действительно, что-то кажется мистическим, если опираться только на сюжет.

Из всего читанного мною у японцев, эту книгу Таити Ямады посчитал самой японской. Да простят меня и Юкио Мисима, и Рюноскэ Акутагава, и Ясунари Кавабата. Даже Кобо Абэ, который в этом неформальном рейтинге был первым. Не знаю, чем это все определяется, наверное, не только ощущениями, но и каким-то потусторонним проникновением в суть вещей. То, о чем пишет Кобо Абэ, эта другая реальность, когда абсолютно неважно - во сне ты или наяву, потому что все находится за пределами формальной логики, там нет материи, которую можно бы было характеризовать или сравнивать.

Так вот, у Таити Ямады в "Лето с чужими" все построено на вполне реальных вещах, гораздо проще, чем у Кобо Абэ. Ты идешь по городу и встречаешь давно умерших папу с мамой. У тебя осталась в них потребность, какая разница - есть они на самом деле или нет? Японец не будет решать этого вопроса, потому что родители сейчас для него важнее, а просто пойдет в гости. Кто-то назовет его сумасшедшим, это пожалуйста. Наплевать.

С девушкой в "Лето с чужими", которой нет, еще проще. Литература пестрит придуманными образами. Вспомните каменную Галатею или Изабель у Андре Жида. На чем-то таком и базируется японское понимание, японский менталитет, который сумасшедший, но в котором ничего сумасшедшего нет. Разум и много фантазии. И еще один важный фактор - если разум может быть массовым, то фантазии у японцев индивидуальные. Максимум - на двоих.

Все это приходит на ум только после чтения "Лета с чужими". Такие ли они чужие, если они ближе всех? Очень досадно, что на русском у этого автора больше нет ни одной книги.