В душе Бог или в Церкви?

Василий Гапонов
Не далее, как вчера прислали мне в соцсети один стих, с коим хочу познакомить и читателя:

Я знаю, Бог живет не в церкви,
Он тихо селится в душе.
И бережет на вираже,
За миг единственный до смерти,
Когда не верится уже…

Я знаю - Бог живет в друзьях,
С которыми роднятся души…
Для них он звезды утром тушит,
Чтоб был рассвет…
А к ночи ужин
Вновь у камина…
При свечах.

Я знаю, Бог живет в любви,
К одной, Единственной на свете,
К родителям, и просто к детям,
Твои они, иль не твои…
Я знаю, Бог живет в любви.

Я знаю, Бог живет в стихах,
В холсте и красках, в каждой ноте,
Пусть даже вы не ту возьмете,
Смычком коснувшись впопыхах,
Отогревая мир в руках…

Я знаю, Бог живет не в церкви…
Он тихо селится в душе.
И Вы Ему хоть раз поверьте,
А Он... поверил в Вас уже...

Я не поэт, но как обычному читателю мне он понравился. Талантливо, как по мне. С изюминкой. Есть тут и искренность и смысл. И все же, есть тут своя засада.

Да, я так написать никогда не смогу даже и за 100 лет! Признаю, что стих может быть весьма полезным в качестве первого толчка для тех людей, кто вообще о Боге не задумывался. Примерно, как "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова для добропорядочного советского гражданина. Примерно так дело и в лекарствах обстоят: антибиотики хороши для больного, но зачем их принимать здоровому?

Не ведая о творческом замысле автора стиха, я могу лишь предполагать какие у него могли быть идеи. Зато, как христианин, могу точно сказать почему уже уверовавшим не стоит так уж сильно им восхищаться.

Самое первое. О каком Боге ведется речь? Из стиха этого не вытекает никак. Что поэт не атеист - это понятно, но  в чем состоит его вера и на чем основывается его "я знаю, Бог живет не в церкви... я знаю - Бог живет в друзьях... я знаю, Бог живет в стихах"?

Понятно, скажут, на поэтическом наитии, как и должно быть. Но он берется рассуждать о христианстве (упоминание церкви ведь дает мне основание так думать?) и тут его слово выступает против слов Библии. Как бы там ни было, но верить слову поэта больше, чем основополагающим учениям Церкви у меня оснований нет.

Вот тезис: "я знаю, Бог живет не в церкви".

И что? Библия говорит обратное:
"Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Еф.5:25).
Получается, основатель Церкви отдал жизнь за то, в чем и Бога нет? Тут ясно сказано о предмете любви Божьей.

И еще есть мысль, высказанная однажды апостолом Павлом своему верному ученику Тимофею:
"Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины" (1Тим.3:14-15).
Прошу обратить внимание на слова человека, отдавшего свою жизнь ради Церкви: дом Божий - это Церковь, а дом - это место, где живут. Кто в данном случае жилец в этом доме - сделайте выводы сами.

Это я так, кратенько, не вникая в глубины христианской теологии. И что, мне апостолу Павлу меньше верить, чем автору стиха?

- Та прекращай придираться к автору!!!! Нельзя поэта загонять в узкие рамки церковных учений!!!! Это уже перебор!!! Средневековая инквизиция возвращается!!

Совсем нет! Вот, представьте, если бы кто-то решил в мире электроснабжения увлечься идеями по изменению технических мероприятий. Если кто из читателей не в курсе, скажу пару слов, сам будучи действующим электромонтером по испытаниям и измерениям высоковольтного оборудования.

Технические мероприятия - это "Отче наш" любого электрика. Там прописаны жесткие правила, как должны обеспечиваться условия безопасной работы в электрооборудовании. Там нельзя менять пункты, нельзя убирать из этих предписаний какие-то части. Либо принимаешь их в целом виде, либо не надо морочить голову. Каждое слово там написано кровью - это не пафос, а суровая правда жизни.

Так и со стихом на христианскую тему: если бы там не было упоминания слова "церковь", то можно на богословскую сторону произведения не обращать никакого внимания - это чисто творческий плод автора. Но это не я вторгаюсь в его поэзию, а он в христианский мир, противопоставляя свои суждения библейским, переиначивая их акценты.

Бог живет в церкви - это бесспорный факт! И Бог живет в душе человека, если эта душа его ищет. Можно даже сказать, что в какой-то степени Бог живет вообще в душах всех людей, даже и атеистов. Посредством совести - это голос Божий. Можно исказить этот голос, можно даже задушить вовсе, но это знак Его присутствия.

Бог живет в человеке - это тоже библейское учение. Это тоже слова к христианам:
"Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2Кор.6:16).
Но вся штука в том, что эти два утверждения в Библии не противопоставляются, а дополняют друг друга и их следует понимать так:

- Бог живет в Церкви посредством того, что он вселяется в каждого верующего, что и делает их, собственно говоря, Церковью!


Но может автор подразумевает под термином "церковь" чисто здание, так сказать, неодушевленный объект, лишенный чести присутствия Божьего? Но как тогда быть с другим высказыванием автора?

"Я знаю, Бог живет в стихах,
В холсте и красках, в каждой ноте"

Бог может жить в холсте и красках - это в неодушевленных предметах? Или они становятся одушевленными, благодаря тому, что их творец привносит туда свое разумение Бога? Но с таким успехом и архитектор может привносить Бога в те или иные формы храма! Тоже могу сказать и о духовном искании иконописцев: они тоже по своему ищут Бога и выражают свое понимание в формах и красках, а православные и католические храмы как раз-таки наполнены такими произведениями.

Почему же тогда церкви отказано в присутствии Бога, но зато холсту разрешено? Более того, выражение "я знаю - Бог живет в друзьях, с которыми роднятся души" вообще спорно. На основании чего роднятся эти души? Общим интересом друзей могут быть вещи абсолютно далекие от Бога, и сила дружбы в самом деле велика, но никак не по Божьей вине. Конечно, если эту фразу применить именно к христианам, то противоречия не будет, но сам-то автор не говорит об этом!

Могу еще добавить, что Библия говорит о Церкви и такое, проводя аналогию с телом:
"Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих" (1Кор.12:12-14).
О чем тут речь? Церковь состоит из разных народов, разных социальных слоев, но всех их объединяет Христос и степень близости верующих в Церкви примерно такая, как близость разных органов в одном человеческом теле и как после этого вообще можно говорить, что Бог не живет в Церкви?

А говорить как раз такие вещи, как в стихе, может человек далекий от Церкви. Возможно, разочаровавшийся в ней. Допускаю, что и побродить он мог по разным церквям. Как бы там ни было, но автору, как мне кажется, ближе тип веры "в душе", т.е. "я никому ничем не обязан, есть Бог - верю, я верю Ему, а больше мне ничего не надо". От атеизма в такое состояние перейти - это безусловно прогресс веры в Бога, но оставаться там, не входя в Церковь - это примерно, как придти в гости, позвонить в двери и когда те открылись, продолжать стоять на площадке.

Увлечение такими стихами среди верующих где-то на уровне подсознания будет сеять недоверие к Церкви и порождать теологическую мешанину в головах, поэтому хоть творчество автора и талантливо, но для духовной жизни христианина оно способно принести вред.

Напоследок: Бог в душах христиан, составляющих Его Церковь. Хотя можно вполне допустить, что не каждый ходящий на церковные богослужения имеет Бога в сердце, но если мы применяем сам термин "Церковь", то должны правильно понимать его истинное содержание - это сообщество людей, принявших в свои души Христа.