Они воевали в Испании ч. 1

Николай Мринский
В ряду выдающихся исторических событий 20 в. видное место занимает национально-освободительная война испанского народа 1936-1939 гг. против фашистских мятежников и иностранных интервентов, ставшая как бы предпольем гигантских битв Второй Мировой войны. Уже с сентября 1936 г. в Испанию под соответствующими легендами начали прибывать первые советские добровольцы - сначала лётчики, а затем танкисты, артиллеристы, моряки, инженеры, техники и другие военспецы. Наши волонтёры покрыли себя неувядаемой славой. Более 3000 их в период с осени 1936 по 12 марта 1939 г. сражались в Испании, в том числе 772 авиатора. Многие были отмечены высокими правительственными наградами, 59 из них (в том числе - 36 авиаторам) было присвоено звание Героя Советского Союза, часть из которых удостоились этого звания посмертно. Большинство выживших авиаторов стали генералами - 22 из 28 чел. В свою очередь, 7 из них, то есть каждый третий, были репрессированы в ближайшие годы после возвращения на Родину. Советские лётчики начали свою боевую деятельность в небе столицы Испании и добились блестящих успехов. Однако победа в воздухе доставалась дорогой ценой. Из 160 наших пилотов-добровольцев, участвовавших в обороне Мадрида, с конца октября 1936 г. по начало января 1937 г. погибло 26 чел., многие были ранены. 32 месяца продолжалась эта война. Вместе с лучшими сынами испанского трудового народа в этих боях погибли и 157 советских добровольцев. Каждый шестой из прибывших в Испанию советских лётчиков не вернулся домой...

СПИСОК УЧАСТНИКОВ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ИСПАНИИ.
 
1. АГАФОНОВ ПАВЕЛ ЕЛИСЕЕВИЧ - лётчик.

Родился в 1907 г. Лейтенант. Командир звена 109-й истребительной авиаэскадрильи 36-й истребительной авиабригады Киевского ВО. С 20 октября 1936 г. по 7 апреля 1937 г. П. Агафонов участвовал в национально-революционной войне в Испании. Летал на самолёте И-15 в эскадрильи Павла Рычагова. Имел псевдонимы "Педро Хименес" и "Ахмед Амба". В одном из воздушных боёв над Мадридом в ноябре 1936 г. был тяжело ранен. После выздоровления продолжил борьбу. Необходимость соблюдать секретность пребывания в Испании превращала написание писем в мучительную процедуру. Вот, например, отрывок из письма Павла Агафонова: "...Вчера опять играли в футбол. Каждый день играем и всё с одной и той же командой. Я здорово похудел. Команда та - неважная: одних грубиянов набрали. Витьку стукнули по ноге - теперь недели две похромает. Пришлось дать тому сукиному сыну по башке..." На 9 декабря 1936 г. имел на счету 2 победы над "Хейнкелями". Всего сбил 8 самолётов (после завершения командировки в Испанию, на приёме у Алксниса сообщил, что лично сбил 5 самолётов и звеном ещё 3). За бои в Испании награждён двумя орденами Красного Знамени (2 января и 4 июля 1937 г.). В январе-апреле 1937 г. состоялись беседы между лётчиками, вернувшимися из Испании, и руководством РККА. "АГАФОНОВ: В отношении И-15 - это универсальная машина, если так можно выразиться, душу отдам за неё.

Про И-15 говорили, что нужно увеличить скорость, а машина прекрасная, очень хорошая маневренность, драться может с любым истребителем. Применяли И-15 также в качестве агитаторов, листовки разбрасывали, даже в Португалии. Отрядом ходить ни в коем случае нельзя. Мы ходили так. Знаем одно головное ведущее звено - командир эскадрильи, одно звено ниже, одно сбоку, а одно ходит наверху, взад - вперёд. Мы идём кучей, рой звеньев. Выпускают ракету - две, и все самолёты быстро в воздухе. С 4-5 стартёрами 14 машин взлетали за 2-3 минуты. В отношении запуска самолётов - недостаток стартёров. Ездят по всему аэродрому, демаскируют, пыль поднимают. Для истребителей обязательно нужны самопуски, лёгкие и хорошие, а то истребитель зависит от какой-то машины. АЛКСНИС: Сколько имеете сбитых ? АГАФОНОВ: Я сбил 5 машин, а звено - 3". После возвращения из Испании в 1937 г. участвовал в войсковых испытаниях истребителя И-15 бис. Участвовал также в национально - освободительной войне в Китае. В 1938 г. ему присвоили воинское звание "Майор" и назначили командиром эскадрильи одного из полков Киевского ВО. Позже продолжал службу в Московском ВО, служил на Дальнем Востоке. Участник ВОВ. В 1945 г. полковник П.Е. Агафонов командовал 97-й смешанной авиадивизией. С 9 августа по 3 сентября 1945 г. участвовал в советско-японской войне. Награждён медалью "За победу над Японией" (30.09.1945).

2. АКУЛЕНКО ВАСИЛИЙ СИДОРОВИЧ – лётчик, ПОГИБ.

Родился в 1909 г. После окончания авиашколы летчиков-наблюдателей, присвоено звание лейтенанта. Служил летчиком-наблюдателем в 9-й штурмовой авиаэскадрилье. Член ВКП(б). Жена Ираида Георгиевна г. Гомель. В Испании с октября по 2 декабря 1936 г. в качестве летчика-наблюдателя штурмовика Р-5ССС 15-й штурмовой группы республиканской авиации. 2 декабря 1936 г. на самолёте лейтенанта И.А. Волкова был сбит зенитным огнём над аэродромом Талавера-де-ла-Рейн. После вынужденной посадки был ранен двумя пулями в грудь и попал в плен. В этот же день умер от ран и был похоронен, вероятно, в районе Талавера-де-ла-Рейн. Считается похороненным на городском кладбище Мадрида. 25 апреля 1937 г. Награждён орденом Красного Знамени - 02.01.1937 г. Посмертно ему было присвоено звание ст. лейтенанта. (пр. НКО № 0463/п – 25.04.1937).

3. АКУЛЕНКО ПРОКОПИЙ СЕМЁНОВИЧ - лётчик.

Родился в 1913 г. на станции Чаны Новосибирской обл. в семье железнодорожника. В Красной Армии служил с 1930 г. Окончил 7-ю Сталинградскую военную авиашколу лётчиков в 1933 г. В звании лейтенанта служил младшим лётчиком 107-й авиаэскадрильи 83-й истребительной авиабригады Белорусского ВО. Участник войны в Испании с 13 октября 1936 г. по 26 июля 1937 г. Командовал звеном истребителей. В бою над Гвадалахарой самолёт лейтенанта П.С. Акуленко был подбит и, пилот с большим трудом дотянул до аэродрома. 12 февраля 1937 г. произошёл крупный воздушный бой. 18 самолётов И-16 (и, вероятно, 4- И-15), в 10:30 вылетевшие по вызову к Мадриду, встретили три «Юнкерса-52» и 16 «Хейнкелей-51». По отчётам пилотов, силы противника составляли 3 - 6 Ju-52 (или «Савойя») и 16 - 30 Не-51 (или «Фатов»). После атаки «Юнкерсов» строй наших истребителей рассыпался, и началась «собачья схватка» с «Хейнкелями». О характере этого боя говорит замечание лётчика «С», который вышел через некоторое время из этой карусели, «чтобы опомниться». Как оказалось, сделал он это весьма вовремя. Со стороны он заметил два «Хейнкеля», атакующих одиночный И-16. Лётчик «С» вместе с ещё одним товарищем, появившимся откуда-то сбоку, вышедшим, видимо, из боя по аналогичной причине, парой атаковали ближайший «Хейнкель». Истребитель противника был сбит. Всего в этом бою, согласно дневнику боевых действий, было сбито пять «Хейнкелей» (3 упали на республиканской территории, а 2 - националистов), 2 лётчика выпрыгнули с парашютами и попали в плен.

Согласно журналу группы И-16, было сбито 7 истребителей. Победы одержали: П. Путивко, П. Хара, П. Шевцов, П. Акуленко, А. Тарасов, Д. Лесников в паре с Н. Виноградовым и звено А. Морозова. На 12 февраля 1937 г. лейтенант Акуленко лично сбил 1 самолёт Не-51 в районе Мадрида и 1 в составе звена. 18.02.1937 г. он снова сбил один вражеский самолёт (Ju-52) в районе р. Харама, в составе группы. Всего же, согласно собственным воспоминаниям, совершил более 250 боевых вылетов, сбил лично 6 самолётов противника и 7 в группе. Награждён двумя орденами Красного Знамени (2 января 1937 г. и 4 июля 1937 г.) и медалью «XX лет РККА» (24.01.1938 г.). После возвращения из Испании командовал 33-м авиаполком. В 1939 г. за злоупотребление алкоголем, пьяный дебош был понижен в должности до помощника командира полка. В звании капитана и должности помощника командира 145-го ИАП участвовал в советско-финляндской войне, был награждён третьим орденом Красного Знамени (21.05.1940 г.). В 1940 г. ему присвоили воинское звание «Майор». Участник ВОВ с июня 1941 г. Будучи командиром 164-го ИАП, участвовал в обороне Киева. Сбил 2 самолёта, в одном из боёв был ранен. После лечения в госпитале стал заместителем, а с марта 1943 г. командиром запасного авиаполка в г. Иваново. За успехи в подготовке лётных кадров, полк был награждён орденом Красного Знамени. Позже стал командиром 2-й запасной авиабригады. Одним из первых советских лётчиков облетал американский истребитель «Аэрокобра», и руководил обучением советских лётчиков на иностранной авиатехнике.

Под его командованием личный состав этого соединения подготовил почти 9 000 лётчиков - истребителей, принял с авиазаводов и передал Воздушным армиям фронтов более 13 тыс. самолётов. По некоторым данным снова участвовал в боях и сбил 18 самолётов противника, но вероятней всего, в это число входят также самолёты, сбитые им в Испании. Окончил ВОВ в звании подполковника. Был награждён орденами Отечественной войны 1-й ст. и Красной Звезды (2.09.1943 г.), медалями «За боевые заслуги» (03.11.1944 г.) и «За победу над Германией» - 9.05.1945 г. После войны оставался на службе в ВВС. В 1947 г. п/п-к П. С. Акуленко был назначен начальником учебного центра по переучиванию на новую реактивную технику. В этом центре прошли обучение более 200 пилотов из различных частей ВВС страны, осваивая МиГ-9 и Як-15 (в том числе и участники многих воздушных парадов). Вспоминая о тех днях дважды Герой Советского Союза Арсений Ворожейкин писал: «Подполковник Прокопий Семёнович Акуленко, небольшого роста, коренастый, с круглым, полным лицом был очень требовательным офицером. Он умел отругать за ошибки и похвалить за успех. Обычно при переучивании на новый самолёт дело начинается с теории, с классов, схем и макетов, потом обучаемые переходят к практике, к полётам. Но Акуленко совместил изучение теории с полётами, чтобы ни единой минуты люди не теряли даром. Когда погода не позволяла летать - занимались теорией, когда позволяла - переходили к практике...

Продолжение следует в части  2                http://proza.ru/2019/03/13/944