Эту странную книгу Р.Роллана 1936 года выпуска я спас от уничтожения после списания в районной библиотеке. В сталинские времена в СССР выходило многотомное собрание сочинений французского писателя, друга Максима Горького и самого «Отца народов». Поразительное время! В стране взрывали православные храмы - и выпускали книги с апологией мистики.
В последнее время Вивекананда снова на слуху, серия статей о нем прошла в «Науке и религии». В свое время благодаря этой книге я уяснил, что наука, религия, мистика суть различные пути познания мира. Они в равной мере имеют право на существование. Сейчас мистика в моде. Говорят, что в Ялте есть общества б е л о й и ч е р н о й магии. Она между собой на ножах и гадят друг другу по возможности - вплоть до членовредительства.
Сама мистика мне безразлична. Мне кажется, что ум у меня сухой, рационализм прет из всех пор. Но многие мысли индийского махатмы поражают смелостью и широтой. «Каждая душа божественна в потенциале. Цель - в том, чтобы проявить это божественное начало, находящееся внутри нас, управляя как внутренней, так и внешней природой. Делайте это или трудом, или поклонением, или психическим контролем, или философией <…> Будьте свободны! В этом - вся религия. Учения и догматы, обряды и книги, храмы и формы, - все это лишь второстепенные детали».
Как смело идея свободы истекает из идеи: «царство Божие внутри нас»! «Я не знаю более грандиозной концепции Бога, чем следующая: «Он - Первый Поэт, Высший Поэт, вся Вселенная - его Поэма, с рифмами и ритмом, написанная в бесконечном блаженстве».
Одна из парадоксальных идей: Вселенная - это театр. «У нас есть теория вселенной, согласно которой Бог появляется в ней, чтобы смеяться, и Воплощения произошли на земле, чтобы смеяться. Игра… Все - игра. Почему Иисус был распят на кресте? Для игры. Играйте попросту с Господом. Говорите: Все - игра».
Эта идея перекликается мыслью Плотина о том, что жизнь есть театр, все люди - актеры, крушение империй - смена декораций. Мне кажется, в основе романа К.Воннегута «Сирены Титана» также заложена идея игры. В сущности, речь идет о розыгрыше, объектом которого стало человечество и вся земная цивилизация.
Поразительно, как Вивекананда поворачивает идею «Бог внутри нас» к внешней активности человека: «Я не верю в такого Бога, который дал бы мне вечный рай и не мог бы дать хлеба здесь на земле». «Бог - во мне, почему я должен принимать все мерзости мира? От меня зависит их уничтожить».
* * *
В Приложении к «Евангелию Вивекананды» Р.Роллан изложил свои соображения о роли мистики в познании Реального, о влиянии восточной мистики на мистический опыт христианства. В 500-х годах новой эры в Европе жил Дионисий, автор «Трактата по мистическому богословию». Он пришел к идее утверждения Бога … через его отрицание! «Абсолютное и блаженное незнание того, кто превосходит все объекты человеческого знания».
Отрицание, по Дионисию, это срывание покровов чувственных, «постигаемых вещей» для постижения Бога: «Бог есть ни дух ни разум. Он не имеет ни воображения, ни мысли, ни рассудка, ни понимания; он есть ни слово ни мысль, не может быть ни назван ни понят; он не есть ни число ни порядок, ни подобие, ни различие. Он ни неподвижен - ни в движении, ни в покое. Он не имеет силы и не есть ни сила ни свет. Он не живет и не есть жизнь. Он ни сущность, ни вечность, ни время <…> Он не имеет способности восприятия. Он - ни знание, ни истина, ни власть, ни мудрость; он не есть ни единое, ни единство, ни множественность, ни добро. Он не дух <…> он не сыновность, ни отцовство, ни какая-либо из вещей <…> Он - ничто из того, что чего нет, и ничто из того, что есть. <…> В нем нет ни слова, ни имени, ни занния; он - ни тьма ни свет, ни заблуждение ни истина… Это единственная причина всех существ превосходит все утверждения, и тот, кто вполне независим и стоит выше всех остальных существ, превосходит все наши отрицания».
Дионисий называет сие «блаженное незнание» о Боге «Божественной тьмой»…
Надо признаться, что тотальное отрицание, вселенский нигилизм старого мистика впечатляет. Кажется, он исчерпал все возможные виды и способы отрицания - разве что мог внести дополнительную поэтическую струю в бесконечной список «не»: не камень, не облако, не цветущая вишня… И в тоже время чувствуется, что весь этот клад можно было бы вместить в одной фразе: «я знаю, что ничего не знаю». В сущности, из диалектической мысли о высшем знании как тотальном незнании и можно было бы произвести идею Бога Дионисия. У изощренного мистика есть, однако, и слабое место: все-таки он н а з ы в а е т Бога: это причина всех существ. Лишь метафизик мог бы остановиться тут и не задуматься. Ибо причина диалектически связана со следствием и отражена в нем; сама причина закономерно возникает как следствие иной, более отдаленной причины…
Но это - слабость метода. Главное у Дионисия: Бог есть нечто, что непостигаемо в принципе. Это нечто из иного измерения. Сама мысль о том, что немыслимо, непостижимо, вызывает восхищение. Действительно, ум - первенец Бога (Плотин). Именно тут надо искать корни мистического опыта. Все внутри нас, в том числе и идея Абсолюта, то есть, Бога. В сущности, наш разум – макрокосм, который пока не освоен в большей мере, чем внешний космос. Мистики открыли дверь в этот внутренний космос и увидели там … пустоту. Леденящий холод бесконечности.
* * *
Дэвид Бом, физик-теоретик ХХ столетия, не прошел мимо мистики как инструмента познания. «Мистицизм - это ощущение непосредственного прикосновения к конечной реальности в ее единстве». Почему именно физик, создатель циклотрона, признал мистику? Он опирался на новую, так называемую г о л о г р а ф и ч е с к у ю модель мира. В 60-х годах психолог К.Прибрам обнаружил, что информация в мозгу фокусируется в любой клетке по принципу голограммы. По любому «осколку» голограммы можно воспроизвести целую картину. Этот принцип был перенесен на всю Вселенную: в каждой части и частице Вселенной отражены все ее свойства и структура («Наука и религия», 1986, № 6) .
Отсюда вывод: космос закодирован в каждой клетке нашего организма… Таким образом, мистику для постижения Бытия нет нужды ни в хитроумных электронных микроскопах, ни в грандиозных рентгеновских телескопах. Идея Бесконечного - внутри нас, и благодаря медитации можно углубиться в себя и приблизиться к первоистокам …
16 апреля 1989.