Голубая Зона или Остров счастливых людей. Икария

Марианна Ольшевская
О "голубой зоне", где проживают люди, отличающиеся своим здоровьем и долгожительством, уже достаточно хорошо известно.
И все же мне хочется написать именно об этом. Нет, вернее сказать, об одном острове из этой "голубой зоны": о красивом греческом острове, который зовется Икария. И о судьбе грека Стаматиса Мораитиса.

 Стаматис Мораитис попал в Америку вскоре после войны, да так там и остался. Он поселился в местечке Порт Джефферсон, штат Нью-Йорк, в анклаве его соотечественников с родного острова Икария. Быстро нашёл работу. Позже он переехал в Бойнтон-Бич во Флориде, где также нашел работу. Это было важно, надо было содержать семью: за это время он женился на американке греческого происхождения. Они купили небольшой дом, где родились их трое детей.

 Мораитис много работал. После работы приходил домой к любимой жене, радовался, глядя, как подрастают его дети. С женой они жили мирно и хорошо.Все шло своим чередом. На здоровье он не жаловался. Но однажды в 1976 году Мораитис заметил у себя одышку. Он не осилил подъём по лестнице и вынужден был покинуть работу в середине дня. пришлось идти к врачу, ему сделали рентген, и доктор обнаружил у него рак лёгких. Это был тяжелый удар! В глазах почернело.
 Как вспоминал потом Мораитис, девять других врачей подтвердили диагноз. Доктор определил, что мужчине осталось жить максимум  девять месяцев.  "К сожалению, пока что в таких случаях медицина бессильна", - развел руками доктор и горестно вздохнул. Ох, любят доктора вздыхать и разводить руками!

 К тому времени Мораитису было за шестьдесят. И он решил не тратить время на бесполезное лечение, а провести последние месяцы своей жизни на родине – на греческом острове Икария. Он хотел быть похороненным на земле предков. К тому же похороны в Америке стоят целое состояние, и ему не хотелось потратить на это все свои сбережения. «Пусть лучше деньги останутся моей любимой жене» - говорил он.

 Стаматис и его жена Элпиники приехали на Икарию и поселились в маленьком выбеленном доме, где жила его старенькая мать. Маленький домик на двух акрах виноградников около Эвдилоса, в северной части Икарии почти не изменился.

 Стаматис с трудом перенес длинную и утомительную дорогу на родной остров из далекой Америки. Он был очень слаб и поначалу проводил дни в постели, как советовали ему мать и жена.
 Старые друзья и соседи узнали про его возвращение и стали навещать его. Они сидели с ним, вспоминали молодые годы, шутили, смеялись, и даже пропускали стаканчик домашнего виноградного вина.
 «По крайней мере я умру счастливым», — думал Стаматис Мораитис и улыбался. Он лежал в постели, чудесный свежий воздух струился через распахнутые окна, и он чувствовал как пахнет море, земля, травы... Такие родные запахи! Он совсем забыл их в Америке.
 Потихоньку он стал вставать и бродить сначала неподалёку от дома. Потом отважился пойти в церковь. Это было не так уж легко, ведь путь — неблизкий, и к тому же надо взбираться на холмы. Он часто отдыхал, но справился с дорогой.

 И с тех пор каждое воскресенье он поднимался по высоким холмам к маленькой греческой православной церкви, где когда-то служил священником его дед.

 В последующие месяцы  он начал ощущать, как к нему возвращаются силы. Мораитис ничего не загадывал. Он не лечился ни официальными методами, ни альтернативными, но чувствовал себя все лучше и лучше.
 Однажды он занялся посевом овощей в огороде. Честно сказать, он не надеялся дожить до урожая, ведь думал. что доктора не могут ошибаться - просто ему было приятно находиться на солнышке и дышать морским воздухом. Свежие овощи порадуют его верную жену Элпиники. Он растирал землю в ладонях и чувствовал, какая она теплая, втягивал ноздрями ее знакомый запах, представлял, как вырастут растения, которые он посадит, и тихая радость, покой и счастье переполняли его.

 - Меня уже не будет на свете,  - спокойно думал он, но жена будет готовить эти овощи и вспоминать меня добрым словом.
 Прошло шесть месяцев, а Мораитис и не думал умирать. Вместо этого он собрал урожай своих овощей и, чувствуя себя достаточно бодрым, помогал собирать урожай в семейном винограднике.
 У него появился аппетит, он немного набрал вес, цвет лица стал более свежим.

 - А ты хорошо выглядишь, дружище! - говорили его приятели, - Молодец! Умереть мы всегда успеем! Давай, еще поживи, порадуй своих друзей!

 Погружаясь в бытовые дела на родном острове, он словно пробудился от сна - он так остро почувствовал, как любит всё это: работать в винограднике до обеда, потом  неспеша и со вкусом обедать и погружаться после этого в долгую приятную послеобеденную дрёму.
 По вечерам он часто прогуливался до местной таверны, где играл в домино до поздней ночи, болтал и смеялся с друзьями, пропускал стаканчик-другой местного вина.

  Годы шли. Его здоровье продолжало улучшаться.
 - Я не умру! - радостно думал он,  - Как же я могу умереть, если я чувствую себя все лучше и лучше? Я чувствую себя здоровым! Доктор ошибся!
 Он сам пристроил две комнаты в доме родителей для своих детей, которые могли бы приехать к нему в гости. Он расширял виноградники, пока они не начали приносить 400 галлонов вина в год.

 Спустя 35 лет, когда Мораитису исполнилось 97 по официальным документам и 102 года — по его словам, он стал знаменитым. О нем стали писать журналисты. Приезжали разные важные персоны, они обследовали и расспрашивали его.
”Каким образом ты смог избавиться от рака, который уносит миллионы жизней каждый год?» - спрашивали самые разные люди на разные лады.
 Врачи после тщательного обследования констатировали, что он полностью излечился от рака. Все анализы были в порядке. Не было ни опухоли, ни метастазов.
 
 Он не знал, что им ответить. Он никогда не проходил химиотерапии, его не облучали, он не принимал никаких лекарств и не лечился другими способами. Никаких витаминов, минералов, дорогих пищевых добавок, санаториев, клиник, знахарей.
 Всё, что он сделал, — вернулся домой на Икарию. Ему очень нравится эта спокойная жизнь, работа в огороде и на винограднике, общение с приятелями и соседями. Ему нравится море. Голубое море и голубое небо. Нравятся крики чаек и запахи трав.

 Дэн Бюттнер (Dan Buettner) повстречал Стаматиса Мораитиса на Икарии во время одного из посещений острова для изучения уникального долголетия его жителей. При поддержке Национального географического общества было организовано исследование мест, в которых люди живут дольше всего.
 У истоков исследования долгожителей стояли Джанни Пес (Gianni Pes) из Университета Сассари в Италии и доктор Мишель Пулен (Michel Poulain), бельгийский демограф.
 
 В итоге специалисты  нашли несколько зон, где имеется много долгожителей. Эти зоны назвали голубыми: то есть это те места в мире, где люди живут дольше и здоровее, чем где-либо еще на Земле. В каждом из этих мест для людей характерно доживать до 90 или даже до 100 с лишним. И эти люди не просто живут долго – эти люди остаются здоровыми и активными без медикаментозного лечения или инвалидности.

 Пять голубых зон  были обозначены и тщательно изучены журналистом Дэном Бюттнером в партнерстве с National Geographic на протяжении более чем пяти лет тщательных исследований:
1. Итальянский остров Сардиния
2. Окинава, Япония
3. Лома Линда, Калифорния
4. Изолированный полуостров Никойя в Коста-Рике
5. Икария, изолированный греческий остров.

 Сюда же могла бы войти зона в горах Кавказа, особенно в Абхазии и Грузии. Но там не были предоставлены документы, подтверждающие возраст тех, кому сто лет и более. Однако без сомнения, население этих районов тоже отличается крепким здоровьем и долгожительством.

 Наш герой, победивший рак, как раз и вернулся на остров Икария, в "голубую зону". Так что Мораитису очень повезло: его родной остров Икария, куда он приехал умирать из Америки, помог ему излечиться. Икария - это остров, где люди живут долго и счастливо. И даже страшная болезнь отступила, когда иммунная система оживающего человека окрепла и стала сильнее.
 Миллиарды иммунных клеток-защитников в его организме стали более зрелыми, количество их резко увеличилось, они стали охотиться за раковым клетками, поедать их (это  называется фагоцитоз) - и в итоге победили.
А если в теле Мораитиса возникают новые раковые клети (а это происходит у каждого человека каждый день), то звучит сигнал: «Тревога! Все на борьбу!» - и иммунные клетки, уже создавшие приобретенный противораковый иммунитет, опять набрасываются на раковых врагов и побеждают.

 Немного подробностей об острове Икария.
На нем проживают 10 000 греков, находится остров в 30 милях от западного побережья Турции. Зубчатый хребет острова, покрытый кустарником, круто поднимается из Эгейского моря.

 Ещё 2500 лет назад на остров приезжали лечиться: греки посещали Икарию, чтобы искупаться в горячих водах около Термы. В XVII веке Джозеф Джорджиренес (Joseph Georgirenes), епископ Икарии, описывал жителей острова как гордых людей, которые спят на земле и имеют отличное здоровье.

 Чтобы больше узнать о долгожителях острова, Дэн Бюттнер расспросил доктора Илиаса Лериадиса (Ilias Leriadis), одного из немногих врачей острова Икария.  Илиас Лериадис поделился своими соображениями: «Люди здесь засиживаются допоздна, но просыпаются тоже поздно и обязательно ложатся подремать днём. Никто не носит часы. Да ни одни часы тут и не ходят точно. Когда вы приглашаете кого-нибудь на обед, то гости могут явиться и в десять утра, и в шесть вечера. Время здесь никого не заботит. Да и деньги тоже».

 Люди Икарии живут общиной. Остров так расположен, что всегда находился вдалеке от оживлённых морских путей. Поэтому островитяне могли надеяться только на собственные силы, жили обособленно от внешнего мира и держались друг за друга.

 Указывая на Эгейское море, на соседний остров Самос, доктор сказал: «Всего в 15 километрах отсюда совершенно другой мир. Они гораздо более развиты. У них высотки, курорты, дома за миллионы евро. На Самосе люди заботятся о деньгах. А здесь - нет. Деньги для нас не главное. На многие религиозные и культурные праздники люди скидываются и покупают еду и вино. Если деньги остаются, они отдают их бедным. Наш остров не место для "я", это место для "мы"».
Необычное прошлое Икарии может объяснить эту склонность к коллективизму. Сильные ветра острова, упомянутые в «Илиаде», и отсутствие естественных гаваней держали остров вдали от морских торговых путей на протяжении всей истории. Поэтому Икария осталась независимым островом.

 Затем в начале 1940-х, после гражданской войны в Греции, на остров сослали тысячи коммунистов и радикалов. Около 40% взрослых людей, многие из которых, разочарованные ростом безработицы и недостаточным финансированием из Афин, до сих пор голосуют за местную коммунистическую партию.
Около 75% населения Икарии старше 65 лет. Более молодые взрослые люди, многие из которых возвращаются домой после окончания колледжа, живут в домах с родителями.

 Лериадис также рассказывал о местном «горном чае», который делается из высушенных трав, растущих на острове (дикого майорана, шалфея, разновидности мятного чая, розмарина), и отвара листьев одуванчика с добавлением лимона. Островитяне пьют его просто как вечерний коктейль, но также используют и в лечебных целях. Кроме этого буквально все жители острова используют мёд. Он считается панацеей. У жителей Икарии есть такие сорта мёда, которых нет нигде в мире. Они используют его для всего: от обработки раны до лечения похмелья или гриппа. Пожилые люди здесь начинают свой день с ложки мёда. Они принимают его как лекарство.

 Многие продукты питания островитян выращиваются ими в собственных садах и огородах, поэтому в них нет пестицидов и много полезных веществ.

 Старики на Икарии живут полной жизнью: например, 95-летний мужчина играет на скрипке, 98-летняя женщина содержит небольшой отель и играет в покер на деньги по выходным.
 Продолжительность жизни среди жителей Икарии на 10 лет больше, чем в остальной Европе. Шесть из десяти людей, старше 90 лет, остаются физически активными. Тогда как в Европе в таком состоянии находятся только двое из десяти девяностолетних, многие пожилые европейцы имеют различные болезни, в том числе сердечно-сосудистые заболевания, диабет, деменция, болезнь Альцгеймера, остеопороз, ревматизм и другие - продолжительность жизни таких людей обеспечивается хорошим уходом.

 Дэн Бюттнер посетил пожилых людей, которые живут вместе на протяжении 75 лет, Танасиса (Thanasis) и Эирини Карималис (Eirini Karimalis).
«Оба невысокие, около пяти футов ростом, они были очень рады гостям. Он одет в  хлопковую рубашку и бейсбольную кепку, она — в домашнее платье, с волосами, зачесанными в пучок. В доме у них стоит стол, камин, на котором закопчённый горшок, шкаф с шерстяным пальто и чёрно-белые фотографии предков на испачканной сажей стене. В доме тепло и уютно.
"Садитесь", — говорит Эирини. Она не спросила меня, по какому делу я пришёл, а сразу принесла чай и тарелку с печеньем. Танасис, её муж, бегал вокруг дома, энергично прибираясь.
 Они рассказали, что родились в соседних деревнях и поженились в начале 1920-х годов. Танасис работал дровосеком, жили небогато, но душа в душу, воспитали пятерых детей. Как и у большинства островитян, их образ жизни похож на тот, что описал Лериадис.
 Они просыпаются, когда захочется, работают в саду, обедают поздно, дремлют. На закате посещают соседей, или соседи приходят в гости к ним. Их питание также вполне типично для жителей Икарии: завтрак из козьего молока, вина, чая с шалфеем или кофе и хлеб с мёдом.

 Обед в основном из бобовых, картофеля, зелени (фенхеля, одуванчика и хорты — растения, напоминающего шпинат) и сезонных овощей, которые они выращивают в саду. Ужин из хлеба и козьего молока. На Рождество и Пасху они закалывают свинью и наслаждаются маленькими порциями свинины в течение нескольких последующих месяцев.
 Когда Танасис и Эирини показывают своё хозяйство, они перечисляют свиней по именам. После заката, когда они возвращаются домой, чтобы выпить чая, другая пожилая пара приходит к ним в гости. Они приветствуют друг друга поцелуями в щёку и рассаживаются вокруг стола. Они сплетничают, пьют вино и смеются. А утром, просыпаясь, радуются, что наступил еще один день ЖИЗНИ.

 Вслед за докладом Песа и Пулена доктор Кристина Кризоху (Christina Chrysohoou) из Школы медицины при Афинском университете объединилась с другими учёными для организации этого исследования, которое включает изучение диеты 673 жителей острова.

 Она обнаружила, что островитяне потребляют  больше бобовых, чем американцы, едят рыбу два раза в неделю, а мясо — приблизительно пять раз в месяц, пьют от двух до трёх чашек кофе в день и съедают четверть от стандартного для американцев количества сахара, пожилые люди не пьют газировку. Она также выяснила, что островитяне потребляют много оливкового масла и от двух до четырёх стаканов вина в день.

 Кризоху предположила, что на долголетие жителей Икарии влияют их привычки в плане сна и секса. В 2008 году Школа медицины Афинского университета и Гарвардская школа общественного здоровья проводили исследование, в котором принимали участие 23 000 взрослых греков. На протяжении шести лет исследователи наблюдали за участниками, регистрируя их питание, физическую активность и количество сна. Они обнаружили, что люди, которые периодически дремали, на 12% меньше рисковали заполучить коронарную болезнь сердца, а у тех, кто дремал регулярно, риск снижался на 37%.
 Доктор Кризоху также учитывала результаты исследования мужчин Икарии в возрасте от 65 до 100 лет, которое показало, что 80% его участников регулярно занимаются сексом, а четверть мужчин заявили, что делают это весьма продолжительное время и  успешно. И, конечно, получают от этого большое удовольствие. Секс тоже требует тренировки и нормального здоровья. А гормоны, которые человек получает, в свою очередь, укрепляют все системы и органы в организме. Вот такой вот замкнутый круг.

 В целом жители Икарии подвижны в любом возрасте. Например, поздним вечером после ужина и чая в гостевом домике они могут отодвинуть столы и пуститься в пляс под греческую музыку. (Надо заметить, что жители Кавказа тоже любят после застолий и сплясать, и спеть. И старые при этом могут выплясывать не хуже молодых).

 Хотя уровень безработицы на острове велик (около 40%), почти у всех есть свой сад и скот. У работающих людей есть несколько профессий. Кто-то работает в сфере туризма, может быть художником или электриком или содержать магазин.

 Одна из местных женщин по имени Парикос (Parikos) помогала Дэну Бюттнеру больше узнать о питании островитян. Парикос готовит так, как готовили её предки на протяжении нескольких веков.
 Парикос родилась в Америке, в Детройте, её отец — американец, а мать с Икарии. Она окончила среднюю школу, работала агентом по недвижимости, вышла замуж в США. После рождения первого ребёнка она почувствовала, что её тянет на Икарию.
«Я не была несчастлива в Америке, — рассказывает она. — У нас были отличные друзья, мы ужинали вместе по выходным. Я водила Chevrolet. Но я постоянно спешила». Она устала от спешки, и ей захотелось свободы.

 «Люди хорошо живут здесь, потому что они самодостаточны, — говорит Парикос. — У нас нет денег на роскошь, но у нас есть еда на столе и веселье с семьёй и друзьями. Нам не нужно торопиться сделать работу в течение дня, потому что мы можем работать ночью. В конце дня мы не идём домой, чтобы сидеть на диване".

 Десять лет назад Стаматис Мораитис съездил в Америку. Он навестил своих детей и внуков. А кроме этого, он хотел найти докторов, которые ставили ему страшный диагноз, сообщив, что медицина может помочь ему только с обезболивающими. Мораитис хотел, чтобы они объяснили, что с ним произошло.
 Оказалось, что все доктора к тому времени уже умерли.

 Время шло. Дэн Бюттнер связался с Мораитисом весной 2012 года, через несколько недель после того, как у Стаматиса умерла любимая жена Элпиники. Ей было 85 лет. Стаматис горевал, но работа спасала. Когда Дэн позвонил, Мораитис поднял трубку и рассказал, что он работал на винограднике утром, потом пообедал и лег спать, а сейчас он только что проснулся от послеобеденного сна. Потом извинился и сказал, что к нему зашел сосед. Это был последний разговор Дэна и легендарного грека, изменившего свою судьбу.
 Сам же долгожитель скончался на 98-м году жизни 3 февраля 2013 года, пережив жену меньше чем на год. Он не болел и тихо умер во время сна. Угас. Это называется "физиологическая смерть".

 Небольшое примечание для тех, кто получил диагноз "онкология" и решил, что это - паразиты, которых надо травить. Стаматис Мораитис, получивший полное выздоровление, никогда их не травил, не чистил кишечник, не выводил "токсины". Никто из жителей Икарии не травит "паразитов", повторяя, что "без этого рак вылечить невозможно". Они не травят "паразитов" вообще никогда. Не делают этого и другие долгожители, имеющие отменное здоровье. Их иммунная система успешно справляется с опасными паразитами, а нейтральные и симбионты людям сопутствуют всю историю их развития.

 Всем желаю здоровья. Не болейте!