Тяжело быть единственной и нелюбимой

Тамара Савельева
От  меня  Томе  09.11.12

Дорогая доченька!

Вынуждена сообщить, что я отказалась продавать  квартиру, о чём  5 ноября уведомила агента ЛЕРУ по телефону.

Мне ночью приснился твой отец (царство ему небесное), и мне показалось, что ОН против того, чтобы ты уезжала таким образом, непонятно, в качестве кого и, в каком статусе: «жены», «невесты», «провинциальной лохушки»?

Моё предложение: Пусть твой избранник приезжает, оформляет с тобой отношения и увозит тебя официально, как настоящий порядочный мужчина.

Не хочу напоминать, что в случае, если у него есть семья, а она есть, вне всякого сомнения, они не дадут вам  с Ильёй покоя и мирной жизни.

От Томы

Дорогая мамочка

1. Вынуждена сообщить, что я уже не собираюсь замуж. Дело в том, что мой избранник, прочитав твоё послание, в ужасе отказался на мне жениться, о чём 11 ноября он уведомил меня в личном сообщении.

2. Так что, можешь не волноваться за «провинциалку - лохушку», ей не грозит замужество. Откуда только ты слов таких нахваталась? Мне сегодня ночью приснилась Маруся, и мне показалось, что ОНА не хочет, чтобы ты повторяла её ошибки в общении со мной.

3. Моё предложение: Живи в своей квартире, в цену которой входит мой первый разбитый брак, и не претендуй на мою квартиру, в цену которой входит мой второй разбитый брак. Это означает, что тебе не следует, помимо всего прочего, давать вредные советы моим детям и настраивать их против меня.

4. Не хочу напоминать, что в случае, если твой зять снова в результате интриг будет препятствовать мне в осуществлении моих давних замыслов и сокровенных желаний, мы с Ильёй останемся без средств к существованию и без крыши над головой. Не знаю насчёт семей других мужчин, но семья Валеры не даёт нам  с Ильёй покоя и мирной жизни.

5. Исходя из вышеизложенного, ставлю тебя в известность, что мы уедем сразу же, как только у Ильи закончится учебный год. Будьте любезны, не мешайте нам жить так, как нам хочется.

От меня

Дорогая доченька! Сегодня, 03.01.2013, благодаря просьбе ОЛЕГА (получить и отправить Е-мейл его партнёру-папуасу), я получила ещё 5 сообщений, среди которых было одно от тебя.

В ответ на твоё вышеупомянутое послание от ноября 2012. ОТВЕЧАЮ ПО АБЗАЦАМ ТВОЕГО ПОСЛАНИЯ:

1. Передай Своему избраннику от меня большой привет словами из песни ЛЕПСА: «Ну и ладно, БУДЬ…». Надеюсь, ужас был не смертельный и не опасный для его жизни. Что же привело его в ужас? Что твоя престарелая и нездоровая мать не захотела продавать квартиру из страха остаться без жилья? Правильно, ведь он не просит свою мать освободить место для тебя!

2. Когда-то я ночным поездом приехала в Москву, чтобы следовать дальше с группой туристов, на вокзале меня встретил работник «из органов», привёз в квартиру и ночью гонялся за мной по трём комнатам и кричал: «Ты «провинциалка - лохушка». Динамишь меня?»  Просто, он не знал, что я занималась спортом и, что со мной невозможно справиться. Мне помогла его сестра, которая появилась внезапно и отчитала его вполне откровенно «АХ ТЫ КОБЕЛЬ. ОПЯТЬ?..». На всю жизнь я запомнила эти слова  и понятия в отношении некоторых  мужиков.

3. Мне не понятно, какое отношение имеет моя квартира к твоему первому и второму браку? Твой первый избранник должен благодарить твоего отца (царство ему небесное!), за то, что отец не возбудил тогда уголовное дело о совращении несовершеннолетней дочери. Твоя первая свекровь умоляла его не делать этого. А разве я когда-либо претендовала на твою квартиру? Никогда! Если помнишь, в 2003 году я откупилась 7 тысячами долларов США  от предложения твоего второго мужа продать мою квартиру и поселиться в доме, который вы строили? Ну, и где тот дом и мои «зелёные»?! И, Никогда! Я не давала вредных советов твоим детям, и не настраивала их против тебя.

4. А зачем надо помнить мне, что у меня когда-то были зятья? А, если они и были, ты рьяно защищала их, а к моему мнению никто не прислушивался.

5. Не знаю, куда ты хочешь уехать, но помни, что здесь у нас 4 месяца зима, остальное лето, а там, где живут все эти «замкадыши», всё, наоборот, девять месяцев зима, остальное  лето.

Извини,
Твоя больная мама.

От Томы

Какая же ты гадкая. Тебе бы лишь бы всех вокруг запятнать, чтобы самой выглядеть выгодно. Не трудись. Если я молчу, это не означает, что я не знаю. Хватит врать. Я тебе без всяких пунктов скажу, даже если подставлюсь в очередной раз. Я уже давно не удивляюсь, что после каждого общения с тобой болею. Даже после виртуального. Хотела уж и не отвечать тебе на твой очередной бред, чтобы не опускаться до твоей низости. Но раз уж ты решила извести меня, то пусть хотя бы доказательство останется, что этим занималась именно ты.

Ты что же думаешь, если врать-врать-врать, то реальность изменится? От твоей лжи ничего не изменится. А вот твоё стремление оклеветать и живых, и мёртвых - наказуемо. Я сейчас плохо себя чувствую, потому что уже третьи сутки с температурой под 40 градусов. Как только полегчает, отвечу письмом. Бред!!! Надо было не по хатам московским скакать, а дома сидеть, детей рожать и самой их воспитывать, а не перепоручать дедушкам и бабушкам. И чем это, интересно, тебе зять Валера не угодил? Тем, что мужа твоего хоронил, пока ты в штатах куражилась? Короче, все твои "бывшие зятья" просили передать тебе большой привет словами из песни ЛЕПСА: «Ну и ладно, БУДЬ…».

Ого! Нашлось случайно 12.03.2019. Ну, надо же, она даже отчёт о переписке сохранила. Ладно.

Так иногда, а, может быть, и часто бывает у людей, что при жизни они не находят слов для общения с близкими. То ли нет любви и понимания между членами семьи, то ли форма важнее содержания, то ли не считают нужным выяснять отношения и прояснять ситуации, то ли… этот список предположений можно продолжать до бесконечности. Что движет людьми на самом деле, порой не ясно им самим. Тем не менее, «получив» это «послание с того света», я решила разобрать его досконально и написать, наконец, ответ. Мне не стыдно за любое написанное слово тогда и сейчас, потому что в моих словах нет ни намёка на ложь, лицемерие или иную кривду. На малую долю мгновения я задумалась над заповедью «о мёртвых либо хорошо, либо ничего» и решила, что этот предрассудок продиктован человеческим страхом перед нежелательной истиной, которая может внезапно открыться всем, когда барьеры табу посмертно сняты. Мне нечего бояться, стыдиться, скрывать, мне не в чем себя винить, но мне необходимо высказаться, и теперь самое время. Крепостные стены пали, мосты сожжены, мне ничего не может навредить, а ей тем более. Мёртвым всё равно, а живым нужно знать, как бывает, чтобы не повторять чужих ошибок. Хотя, существует мнение, что наши умершие родственники следят за нами ОТТУДА. Тогда, тем более, есть смысл «поговорить по душам» с матерью, которую я и сейчас люблю, и которая при жизни не уделяла своей единственной дочери должного внимания.

А теперь по пунктам спустя три с половиной года после твоей смерти.

1. Передавать своему избраннику от тебя большой привет словами из песни ЛЕПСА: «Ну и ладно, БУДЬ…» я, естественно, не собираюсь. Во-первых, он перестал быть моим избранником после того, как в 2011 году прислал мне одно интереснейшее СМС: «2011-10-20 07:00:18 Доброе утро, любовь моя! Извини за молчание, читаю все твои смс, видел звонок, ответить не смог только - достали совещаниями да отчетами. Да и с приездом твоим определенно ничего ответить не мог, только вчера вечером наконец-то стало все известно. Дело в том, что у моего отчима есть брат, который живет в Иркутске и давно стоит в очереди на операцию на сердце в Москве. И вот вчера ему пришел вызов - операцию назначили на 27 октября, и жена везет его. Остановятся у нас. Как все сложится дальше - не знаю. Так что погоди пока с поездкой. Я очень по тебе соскучился, и ждал тебя, но обстоятельства складываются так». Так что, к моменту начала данной переписки я уж год с гаком как не собиралась замуж за этого мужчину. Во-вторых, он почему-то забыл, что в каждом городе, даже таком маленьком и «замкадном», есть гостиницы для размещения приезжих, на худой конец, квартиры для сдачи в аренду; и что я без его помощи в состоянии сама о себе позаботиться, и что не стоило делать предложение женщине, если не собирался воплощать его в жизнь; и что никто на свете не может помешать мне перебраться в любой регион нашей необъятной страны. А письмецо твоё я этому трусу, барану в волчьей шкуре, переслала после получения, не вру. Но с единственной целью, чтобы он понял, что мне всё известно и понятно в этом запутанном романе в социальной сети, и это окончательно расстроило наши виртуальные отношения. Разумеется, ужас был не смертельный и не опасный для его жизни. Что же привело его в ужас? Что моя престарелая и нездоровая мать пытается вершить судьбы людей с применением цэрэушных методов, а вовсе не то, что она не захотела продавать квартиру  из страха  остаться без жилья. 

Кстати, квартиру и необязательно было продавать. Ни твою, ни мою. Можно было просто по-человечески помочь мне с объёмом работы, а не выступать на передовую против единственной дочери в составе армии бывшего зятя. Я ведь и переехать-то подальше от Краснодара решила исключительно потому, что наполеоновские планы Валеры, поддержанные бывшей тёщей, не удовлетворяли моим интересам растить сына в спокойствии и достатке. Что поделать, ты никогда не умела решать проблемы дипломатическим путём. Вместо того чтобы поговорить, выяснить все обстоятельства, докопаться до сути вопроса, ты извечно делала поспешные выводы на базе своих ложных умозаключений и рубила во всех направлениях сгоряча. А я, как порядочная дочь, воспитанная не тобой, терпеливо сносила все нанесённые тобою обиды. Вот и теперь ты «случайно забыла упомянуть», что продажа твоей квартиры не планировалась как альтруистический акт самопожертвования старой и больной матери, а была задумана как один из этапов родственного обмена, в результате которого тебе досталась бы моя трёхкомнатная квартира вместо твоей однокомнатной. И правильно то, что он не просил свою мать освободить место для меня, потому что она умерла в 2010 году!

2. Давай для начала проведём анализ твоего текста в этом пункте: «Когда-то я ночным поездом приехала в Москву, чтобы следовать дальше с группой туристов, на вокзале меня встретил работник «из органов», привёз в квартиру и ночью гонялся за мной по трём комнатам и кричал: «Ты, провинциалка - лохушка. Динамишь меня?»  Просто, он не знал, что я занималась спортом и, что со мной невозможно справиться. Мне помогла его сестра, которая появилась внезапно и отчитала его вполне откровенно «АХ ТЫ КОБЕЛЬ. ОПЯТЬ?..». На всю жизнь я запомнила эти слова и понятия в отношении некоторых  мужиков». Итак, этот мужик стал «работником из органов» из-за того, что я тебе представила «своего избранника» в качестве «работника из органов», да? Одно из двух утверждений является правдивым согласно мысленному эксперименту с котом Шредингера. Но тогда у меня снова возникает вопрос о наличии площадей для размещения приезжих: что, в Москве не нашлось ни одной гостиницы? Понятна проведённая параллель, не так ли?

Конечно, со спортсменкой нелегко справиться. Но как объяснить сделанный тобою впоследствии аборт? Если бы я решилась при жизни задать тебе такой вопрос, наверное, ответ был бы «карьера» или «чтобы нищих не плодить», а ещё вероятнее – «заткнись, не твоё дело!» А отец мой покойный, на которого ты так смело ссылаешься (и откуда это в атеистическом Советском Союзе взялось столько верующих в царствие небесное коммунистов?), уведомляя меня об изменении своего решения по квартирному вопросу, едва не спился после твоего неудачного аборта, или осложнений, потому что он очень хотел иметь больше детей, помимо единственной дочери. И эта пресловутая история значительно сократила ему жизнь. Сдаётся мне, что та «сестра» явилась с опозданием или вообще не вовремя. Кто не учится ни на своих, ни на чужих ошибках, тот обречён повторять их снова и снова.

Так, отвечая на второй пункт твоего письма, напоминаю о разнице обстоятельств и персонажей. Когда произошла так витиевато описанная тобою история, ты была, прежде всего, замужней женщиной и матерью маленького ребёнка. А уж потом переводчицей, собиравшейся сопровождать туристическую группу под пристальным контролем «людей из органов». Когда же ты вздумала печься о моём моральном облике, я была разведена, имела троих детей, из которых один несовершеннолетний, и одного внука. Мне просто на минуточку захотелось женского счастья, но я никогда не строила иллюзий по поводу мужчин. Зато я знала, на каких уровнях и как ты вмешиваешься в мои дела, не говоря уж о людях, которые как-то от тебя зависели. Вот и придумала «твоя грешная дочь» романтическую составляющую причины отъезда из Краснодара, хотя ТАМ меня никто не ждал. Я же думала, тебе будет спокойнее сознавать, что я еду не «в никуда». А ты так некрасиво обставила всю ситуацию. Но ты моя мать, а мать твоего мужа всегда учила меня уважению к родителям.

3. Тебе не понятно, какое отношение имеет твоя квартира к моему первому браку? О, самое непосредственное. Видишь ли, весной 1986 года я оформила развод с Игорем, а летом у тебя подошла очередь на получение квартиры. Немного раньше, в середине 1985, я ушла от мужа с полугодовалой дочкой и пришла назад в дом моего отца. Для тебя обстоятельства сложились достаточно удачно, потому что количество прописанных постояльцев на жилплощади в 24 квадратных метра увеличилось на одного маленького человечка, и твоя очередь передвинулась вверх по списку. Так появились две возможности на выбор и в соответствии с законом: либо ты получаешь трёхкомнатную квартиру на всю семью из трёх поколений, либо ты переезжаешь с мужем в однокомнатную, а я с ребёнком остаюсь в «жакте». Знаю наверняка, что ты хотела выбрать первый вариант. Но пришлось спрашивать моего мнения, а я категорически отказалась провести всю оставшуюся жизнь в клетке твоей недвижимости. Представь, как ты помыкала бы мною, моими детьми, моими мужьями, если, конечно, они вообще появились бы, живи я с тобой под одной крышей. Но я избежала такой участи, а ты получила от государства безвозмездно эту самую квартиру, которую после приватизации и кончины моего отца, твоего мужа, называешь своей. Кстати, я не продала её после твоей смерти, в ней теперь живёт моя дочка Алиса.

Её отец, мой первый избранник, как ты его называешь, ни за что не должен благодарить моего отца, тем более за то, что отец не возбудил тогда уголовное дело о совращении несовершеннолетней дочери. С чего бы это? Я была совершеннолетней студенткой первого курса, когда тебе пришло в голову устроить мою личную жизнь с Игорем или без. Но я с ним как раз рассталась, потому что он оказался слишком любвеобильным парнем. А ты науськала отца, чтобы тот его шантажировал надуманными обвинениями. У Игоря был другой повод опасаться правоохранительных органов, вот он и помчался разыскивать меня, когда я ушла из дома из-за твоего деспотизма. В тот раз я проводила новогодние праздники у моих университетских друзей. Это была одна из немногих студенческих семейных пар. Они снимали квартиру в районе Сенного рынка и пригласили меня в гости. На третий день там объявился нежданный «суженый» и стал на коленях умолять меня выйти за него замуж. Я сразу догадалась, что дело не во мне, и наотрез отказалась удовлетворить такую странную просьбу, не смотря на сильное чувство, которое испытывала к моему первому мужчине. А он всё не унимался. С третьей попытки он сдался и всё рассказал, как на духу: «если я не женюсь на тебе, твои родители меня посадят». Вот тогда уж я разозлилась на тебя, сжалилась над ним и согласилась стать его женой, как оказалось, на три года. И, пожалуй, я благодарна ему за то, что он научил меня многому, чему обычно матери учат своих дочерей.

А вот мою первую свекровь тебе лучше не упоминать всуе. Она хоть и простая женщина, из народа, нечета тебе, интеллигентке (без уничижительной коннотации), но оказалась в разы терпимее и благороднее некоторых. Она приняла меня и помогла готовиться к свадьбе, и вскоре сама вышла замуж, чтобы съехать и не мешать молодожёнам. А ты хотела меня «сбагрить», неважно, кому, лишь бы я тебе не досаждала. Ведь я выросла незаметно для тебя, мама, и стала иногда подавать голос, вопреки приказу молчать.

Ко второму браку твоя квартира, скажем, не имела прямого отношения. Но ты считала правильным регулярно являться в мою квартиру и устраивать профилактические скандалы. Однажды такое «явление народу» совпало с совершенно невинным утренним визитом Валеры. Мы с ним познакомились буквально накануне. Он пришёл в гости, когда я чистила картошку. Я спросила: «ты любишь жареную картошку?», он ответил: «да!», тогда я дала ему нож, придвинула таз, и ты застала нас за этим занятием. Боже мой, что ты кричала! Какие оскорбления я выслушала в свой адрес! Вот так парень, которого я практически не знала, стал моим «вторым избранником». Ему стало стыдно за тебя, он ушёл ненадолго, чтобы вернуться с букетом роз, и сделал мне предложение.

Всё остальное на протяжении двадцати лет было нашей с ним жизнью. Неважно, был ли он хорошим или плохим, это был мой муж, и только я могла отвечать на такие вопросы. И у нас, наконец, мог быть большой дом в прекрасном районе города Краснодара, и я сейчас жила бы в нём вместе с мужем и сыном по соседству с обеими замужними дочерями и тремя внуками, а не надрывала бы сердце переживанием разлуки. Неважно, претендовала ли ты когда-либо на мою квартиру, для меня так вопрос не стоял. Никогда! Если бы моей матери негде стало жить, или по любой причине потребовалось остановиться у меня, я бы ни секунды не колебалась предоставить самое удобное место в доме. А ты в 2003 году, оказывается, откупилась 7 тысячами долларов США от предложения моего второго мужа продать твою квартиру и поселиться в доме, который мы строили. Ну, как же, помню. Или нет? Да я не знала об этом! Валерка тебя «развёл на бабло», вот где твои «зелёные»! И если бы я вовремя не продала тот дом, он жил бы там со своей Наташкой! А я по его плану платила бы ему алименты на Илью, пока ты давала вредные советы моим дочерям и настраивала их против меня! Их я цитировать не буду, поскольку это касается не только меня.

4. Тебе стоило бы помнить, что у тебя когда-то были зятья, потому что они тоже родители, и без них не было бы моих детей, твоих внуков, если бы это было также важно для тебя, как для меня. Несмотря на все твои выпады, я всё же придерживаюсь твёрдого убеждения, что семья должна быть полной и счастливой, что у детей должны быть и папа, и мама, что их нельзя ставить перед выбором, с кем из родителей проживать, а с кем встречаться по решению суда. Когда ты ругалась с моим отцом и выкрикивала угрозы развестись, мне неважны были причины и последствия такого исхода. Я пряталась под одеяло и рыдала до истерики, потому что не могла себе представить, как же я смогу обходиться без папы или мамы. Именно поэтому я рьяно защищала моих мужей от твоих оскорблений, а к твоему мнению никто не прислушивался. Твои суждения были ничтожными, потому что, несмотря на всю твою интеллигентность, ты могла себе позволить говорить о человеке в третьем лице в его же присутствии. Это настолько низко, что нивелировало моё трепетное отношение к людям старшего поколения до состояния открытого протеста.

5. Не надо было прикидываться, что не знаешь, куда я хотела уехать. Из твоего компьютера явно, очевидно и понятно, что ты до миллиметра изучила карту того места, где я уже несколько лет живу. Это не упрёк, наоборот мне даже стало немного приятно. Вдруг размечталась, что маме было не всё равно, что она беспокоилась о своей взрослой дочери… Но тут я дошла до твоего следующего предложения о том, что мне необходимо помнить, и мечты рассеялись. Я, безусловно, не математик, чтобы делать точные подсчёты, где там у вас 4 месяца зима, остальное - лето, а где всё наоборот, девять месяцев зима, остальное - лето. Но позволь поинтересоваться, как относится твой родной брат к тому, что ты пренебрежительно называешь его «всеми этими замкадышами», только потому что он живет за МКАД, а не внутри неё? Кстати, я с ним этот вопрос не обсуждала из великолепно развитого чувства такта. И приветы словами из песен ЛЕПСА передавать не буду. Никому. Я, конечно, полна сарказма, как всегда. Но мне тебя очень жалко, мама, ты действительно была больна. Я осознаю это так, как ты сама никогда не осознавала. И люблю.

Извиняться не за что.
Твоя единственная дочь.