Весна гениальнее нас...

Нина Ганьш
Запись из дневника. Июнь 1966.

Вот и закончились весёлые студенческие годы. Наконец-то, я - дипломированный культработник и с первого сентября нужно приступать к трудовой деятельности в большом живописном селе, там где была на преддипломной практике.

Как всегда дома в деревне дел невпроворот: помогла родителям сено заготовить...
В начале августа папа в обязательном порядке отправил с подарками на Украину навестить сестру Тамару с зятем Иваном и их маленьких деток.

Отдохнула от души! Очень понравилось: постоянно приходили приятные в общении гости. Сестра Тамарочка - очень гостеприимная, улыбчивая, весёлая, она всегда накрывала добрый стол и всех угощала...

В гостях-то хорошо, но пора и домой. С тяжёлым чемоданом, набитым яблоками и с запечатанной трёх-литровой банкой горилки собственноручного изготовления моей сестрой (подарок папе), я отправилась на Москву. До Донецкого ж/д вокзала проводил зять Иван, посадил на поезд... До встречи, тёплая добрая Украина!
 


1968 год. Весна. Мой клуб. Работаю уже больше года...

Письмо от сестры Тамары.

... "Приезжал к нам в гости Коля Чайковский. Мы рассказывали о тебе и его очень заинтересовало. Он очень жалеет, что не увидел тебя...
Ещё мы ему рассказали как ты играла на баяне в нашем клубе на танцах, все  танцевали, а хлопцы смотрели на тебя с неподдельным интересом, некоторые заводили с тобой разговор...

Коля грустил и всё смотрел на твои фотографии. Обещал, что напишет тебе письмо.
Я прочитала стихотворение и мне показалось, что он написал для тебя. Очень хорошее стихотворение!
Сейчас он работает преподавателем в музыкальной школе, учится в Университете, ещё собирается поступать в Московский Литературный Институт"...



Неожиданное  письмо.
 
Мой сельский клуб...  Что-то я очень устала за год с лишним после всех этих историй, какие были в последнее время, да ещё работы как всегда - «воз да маленькая тележка»! Что-то не совсем уютно в моём беспокойном сердце.

Мою душевную боль чуть-чуть развеяло письмо неожиданно пришедшее от Николая Чайковского. Наша переписка прервалась, когда я училась ещё на третьем курсе.
За три года много воды утекло, Коля женился, у них с женой Леной есть дочка Леся, однако он вдруг вспомнил меня...

В августе 1966 года я съездила в те края к сестре Тамаре с Иваном. Возможность увидеться с Николаем была, но я сама не захотела встречи, боялась разочарования. Ведь во мне жил тот прекрасный образ, о котором я мечтала с юности.

Скорей всего, в те чудесные студенческие годы, благодаря его удивительным письмам по заочной переписке, я придумала этот сказочный образ...
Сестра Тамара и Иван собирались пригласить его, но я категорически отказалась, не захотела встречи, потому как боялась разочарования и с его стороны...



Вот это письмо я получила от Николая. Зачем он мне написал?

 " Здравствуй, Нина!

Чистым возвышенным натурам мечта представляется действительностью, а действительность они способны превратить в мечту...

Я с тобой сегодня целый день ходил по холмам, показывал тебе речку, на которой вот-вот тронется лёд, любовался с тобой закатом, сидел на коряге, улыбался облакам, бегущим на Север и не замечал холодного весеннего дождя.

Ты здесь была, ты всё это видела в конце лета 66-го, а сейчас здесь весна 68-го. Ты меня сможешь понять, - я тут не был достаточно давно...

Какие силы во мне проснулись! Ты здесь была! Это звучит несправедливо. Ну, как же так? Почему со мной не увиделась? Почему меня не позвала? Ведь ты была и есть для меня исповедальней. Правда, желать этого я не имею права.

Я думаю о тебе, разговариваю с тобой и что ещё ужасней – почти чувствую тебя. Хочу тебя увидеть, услышать, понять, если это возможно.
Как видишь, желания мои не имеют пределов, ну да разве есть предел у мечты?

Пиши скорее. Осуди, если хочешь, прогони, если можешь, но молчать не смей!               


            ***
Стихи мои, вину загладьте,
Летите к ней, а если спит,-
Коснитесь пальчиками платья,
Она касание простит.
               
Тихонько гляньте за ресницы,
Но не посмейте разбудить:
Вы разузнайте, кто ей снится,            
О ком во сне она грустит.
            
Прильните к сердцу чутким слухом:
Какой у сердца её стук –
Когда неровный – вы ей в руки
Тепло отдайте моих рук.

Её дыханье напоите
Моими вздохами о ней,
Проснётся, в ноги упадите.
Узнайте вес вины моей.
          
А если нету мне пощады,
То к чёрту льстивые слова!
Вы ей скажите на прощание, -
«Во мне душа её жива». 
               
              Н. Чайковский.               

Пиши на Главпочту до востребования.  8.03.68."               



Весенние сюрпризы.

Весна! Какое хорошее время года! Но, ты коварна - и можешь преподнести неожиданные сюрпризы, ты, видимо, действуешь на людей своими чарами: люди от тебя становятся иногда злыми и, конечно же, и более добрыми.

Вчера ездила в район на парт. актив, выступала там перед полным залом коммунистов. (Кстати, мне предлагают вступить в ряды Коммунистической Партии, но  об этом пока серьёзно не думала)... Мой доклад напечатали в районной газете.

Дороги так развезло, что не пройти - не проехать, под мартовским рыхлым снегом очень много воды. Проезд через мост для автобусов закрыт, всё залито водой...
В село приехали поздним тёмным вечером, автобус остался за рекой, а мы вдвоём с водителем осторожно передвигались по весеннему бездорожью...

Ближе к мосту воды по колено, а я в сапожках-шпильках! Пришлось садиться верхом на водителя (уговорил меня) и ехать на нём через разлив довольно долго - почти до самого моста, хорошо, что у него длинные болотные сапоги.



Весна  продолжается!
   
Сейчас такая чудная весна! Солнце своими тёплыми ласковыми лучиками–ладошками  гладит моё лицо... Скворцы заливаются победными песнями, грачи что-то разыскивают на дороге. Прелесть – весна!

Не было бы этих назойливых мыслей о горечах и обидах, о сложностях в работе одной заместо троих, прочих неполадках и бытовой неустроенности, тогда можно было бы жить и думать, что тебя счастливей нет никого на свете.

Получила снова письмо от Николая Чайковского. Собственно, почему он мне пишет, ведь у него семья: жена, дочь?
Прочитала письмо и мысленно оказалась в Кириллове - в городе моих студенческих лет, в те годы, когда мы заочно с ним переписывались...

Тогда его сказочные письма дарили мне, той юной наивной девочке-ребёнку, восторженную радость, светлое счастье... Ведь много ли тогда было надо в том возрасте?

И сейчас, читая его письма-фантазии, я вернулась в годы студенчества и душа моя, как птица, снова стремится взлететь к небу, к солнцу, к весне!

Зачем он снова кружит мне голову, зачем завораживает меня? Что ему нужно?



  " Здравствуй, Нина!

Уже три раза ходил на почту, а письма от тебя всё нет. Всякий  раз уходил с досадой. И вот награда – твоё письмо. Долго мучил себя, не раскрывал, потом всё никак не мог выбрать места, где прочесть. Потом меня осенило: я пошёл к единственному храму нашего города, спрятался в его маленьком сквере, сел на траву под молодым деревцом, которое вот-вот взорвётся зелёным фонтаном листьев...

Твои строчки замелькали, закружились. Я читал и почти ничего не понимал: мне казалось, что буквы только пишутся, мне чудились твои глаза, глядящие то с улыбкой, то с грустью. Я даже старался услышать твоё дыхание, то затаённое, когда ты слушаешь своё сердце, то ровное, когда ты думаешь обо мне...

Я снова и снова, как первоклассник, читал по слогам твои слова. Когда стемнело, и буквы начали сливаться в причудливые узоры кружева, я ушёл домой, забрался на чердак, зажёг свечу на столе, где я пишу стихи, начал писать тебе письмо... 

Чердак – моё убежище, мой рай, мой ад, моя республика, границы которой расширяет воображение. На столе глобус, свеча и этот лист бумаги, который стремится попасть в твои руки (а какие у тебя руки?)

Ты видела мой край, значит, в какой-то мере и меня, часть того хорошего и плохого, что есть в нём, есть и во мне...

Я очень люблю вербы, тополя, ивы. В них столько же красоты как в людях, но они счастливее нас, ибо они довольны тем, чем их дарует жизнь. Тополь не стремится на Север, его не манит красота белокожих берёз, и берёзе тополь ни к чему. Только люди могут тосковать по неизвестному, потому, что они имеют душу, а ей претят пределы, для неё нет пространства, нет законов.

И чем дальше дорога к мечте, тем упорней душа к ней стремится, чем непостижимей мечта, тем горячей желания, ведущие к ней. В этом лежит разгадка к счастью, оно в несбыточном. Счастье, давшееся легко – не ценят, счастье, давшееся с трудом, не оставляет силы пользоваться им, и только тот счастлив, у кого оно впереди.

Мне даже не хочется тебе писать о чём-то другом, только о тебе самой. Письма идут долго, как ты далеко!

Знаешь, кем бы ты не оказалась в действительности, я рад, что ты у меня есть, это всё равно, что у верующего – Бог.


Сейчас моя пора – апрель.
Я растворяюсь в весенних концертах Петра Чайковского и Мендельсона...
Я в изумлении застываю перед деревцом с набухшими почками.
Я ожидаю чуда – и оно мне открывается.
Меня укусила пчела и эта боль мне сладостна.
Я могу целый день слушать скворцов, они поют...
Я пью вино и не пьянею...
Я заглядываю в глаза прохожим и вижу, что они светятся тем же светом, что и мои...
Я словно впервые замечаю колдовское свечение луны...
Я люблю всех, мне хочется со всеми разделить своё молодое счастье...
В моей душе увяли цветы сомнений, ревности, зависти, и расцвели красные маки любви...
Я ощущаю, как они колышутся в моей груди, как течёт по их стеблям вино моей крови и от этого мне тепло и сладко...
В такие минуты я открываю миры, я понимаю неповторимость каждого мига...
Мне кажется, что:               
          

          ***               
Весна гениальнее нас, –
Из глины сырой и света.
Она изваяет вяз
Свежее любого сонета.
               
И почерк её не нов,
И нет у неё секрета,
Лишь её беспорочной дано   
Зачатие солнечным светом.
 
              Н. Чайковский.


Весне я обязан тем, что она мне вернула тебя, а тебе тем, что ты мне открыла весну. О, если бы ты писала чаще, я их так жду, как верующий чуда.

Остаюсь восторженным и покорным своей судьбе. Николай. 6.04.68."