О сосложении

Михаил Набока
По утверждению афонского старца Паисия Святогорца любой хульный помысел есть начало греха, а принимать его или нет, находится в воле человека, поскольку человек обладает свободой волеизъявления.

Другой старец Фаддей Витовницкий, что из Сербии, говорил о том, что разница между хорошими и дурными людьми состоит в их мыслях - добрых или злых.

Сосложение с бесом является одной из форм одержимости или беснования, явившегося следствием осознанного подчинения воли человека бесам или духам злобы поднебесной по причине пленения ума грехом или страстью из-за длительного услаждения души пришедшим (навеянным) от беса помыслом, образом или фантазией, которое есть не что иное, как сложение или сочетание с помыслом.

Со слов Игнатия Брянчанинова: «Духи злобы с такой хитростью ведут брань против человека, что приносимые ими помыслы и мечтания душе представляются как бы рождающимися в ней самой, а не от чуждого ей злого духа, действующего и вместе старающегося укрыться…»

Происходит эта брань в несколько этапов: прилог помысла – зарождение помысла в уме; сочетание – обращение внимания на вражеский помысел; сосложение – ощущение привлекательной стороны помысла и возникновение греховного желания; пленение – захват ума греховным помыслом и непреодолимое желание к его воплощению.

Обычное состояние для ума человека – отсутствие каких-либо мыслей. Большинство же людей, не зная о том, ищут для себя мира и свободы, считая свободой вседозволенность.

На самом же деле это не свобода, а плен.

По выражению вышеупомянутого старца Фаддея Витовницкого свобода – это Божья свобода от тирании мыслей, когда человек в таком состоянии обретает мир в душе, начинает молиться и трудиться по совести, ни с кем мысленно не воюет, ощущает сердцем радость жизни и всецело придаётся воле Божьей.