Плоды просвещения

Просвещение детей порой удивительно ложится на сознание окружающих. Вот примеры.


***
Москва начала восьмидесятых прошлого века. Мальчик лет трех-четырех, из которого заботливые родители лепят вундеркинда, едет с мамой в трамвае. Если вам дано было видеть трамваи тех лет, то вы помните, возможно, что некоторые сиденья в них располагались визави, одно напротив другого. На таком вот сиденье расположились мама с ребенком, а на сиденье напротив оказалась старушка, простодушная и общительная.  Глядя на ребенка, она завела разговор: "Мама, наверное, тебя учит чему. Верно, и стишки знаешь? Прочитай бабушке".   Мальчик не смутился, ну, стишок, так стишок. И глядя старушке в глаза, как родители учили, он начал, старательно выговаривая:

"Сегодня дурной день:
Кузнечиков хор спит,
И сумрачных скал сень -
Мрачней гробовых плит…"

Так он прочитал все четыре строфы Осипа Мандельштама с упоминанием мелькающих стрел и вещих ворон, маятника душ и рока, стучащего в запретную дверь.

Уже после первых строк рот у старушки приоткрылся, так и слушала, пока ребенок не закончил.  После чего потрясенно произнесла: "Какой умный мальчик!" Встала, перекрестившись, бочком отошла к двери и на ближайшей остановке тихо-тихо вышла из трамвая.   


***
В начале двухтысячных в пятом классе одной из центральных школ столицы шел урок биологии. Молодая учительница, временно подменявшая заболевшего преподавателя, упомянула о генетике, чтобы подрастающие граждане согласно учебному плану приобщались к тайнам современной науки.  И  когда было произнесено таинственное  слово "генетика", один шалопай тут же вскинулся с места.  Со словами "Ну, да. Вот, знаете ли…" он изложил по памяти одну из формулировок второго закона Менделя, лежащего в фундаменте классической генетики. Звучало это так, вслушайтесь: "Генотип лишь тогда проявляется в фенотипе, когда рецессивный аллель находится в гомозиготном состоянии". (Скажу по секрету, это было все, что он знал о генетике. Возможно, этим вообще исчерпывались его знания в биологии). 

Расшифровывать сказанное учеником не стану, но урок прошел не по плану. Молодая учительница больше в этот класс не заходила, а вскоре по личной инициативе отправилась на переподготовку.


***
"Любите живопись, поэты!…"  Девятилетний Миша вряд ли был знаком с творчеством Николая Заболотского, но имел, очевидно, художественные  наклонности и чувствительную поэтическую душу.  И когда в ходе веселой зимней игры с приятелем во дворе дома его мороженое упало на капот стоявшей здесь же машины, он сразу почувствовал, какая красота может возникнуть из намечающегося образа.  Размазал пальцем мороженое по капоту. Да, интересно, но можно лучше. Полил из бутылки газировкой, которой  мороженое запивал, повозил по своему рисунку еще. И слегка отодвинулся полюбоваться. У поэтов натура чуткая, неземная, но координация движений порой подводит.  Вот и у Миши случилась маленькая неприятность -  бутылка с газировкой из рук выскользнула, да на тот же злосчастный автомобиль. Бутылка стеклянная, тяжелая, и надо же было ей упасть прямо на лобовое стекло. Стекло подобной   фамильярности не выдержало и от огорчения лопнуло.  Нехорошо. То есть не просто нехорошо, а совсем нехорошо, потому что автомобиль чужой.  Большой такой шестисотый Mersedes Benz  марки Maybach кого-то из незнакомых соседей по большому дому. Дорогая машина.

Замена лобового стекла потянула на большую сумму, деньги по Мишиному малолетству родительские.  Мише, конечно, тоже мало не было, ну, да жизнь у поэтов во все времена нелегкая,  надо с детства привыкать.


***
Вите пошел десятый год, когда родители решили показать ему Испанию. Почему Испанию? Так ведь Витя начал учить испанский язык и решительно в нем продвинулся, вот пусть теперь услышит этот язык вживую. Наметили маршрут, заказали отели.  Успели побывать в нескольких городах, когда оказались в Ситжесе.  Вы там не были?  Вот и они тоже, и заранее ничего о нем не выяснили. И неожиданно для себя попали в излюбленное место отдыха европейских геев, приехали со своим подрастающим и любознательным сыном.

Ситжес  понравился. Типично испанский приморский городок,  хранящий старину и несущий современность,  элегантный и приятный. Красиво и чисто. Как одна из примет места, на улицах нередкие пары ухоженных старичков. Старички выгуливали расфранченных маленьких собачек и  держались за руки. Витя, естественно, обратил на них внимание, пришлось родителям как-то объяснить. Сразу захотелось   переключить внимание ребенка. Вот, например, магазин экзотических изделий. Зайдем?  Зашли.

Торговый зал заполнен всевозможными индийскими товарами, в основном скульптурами и скульптурками богов из цветастой индуистской мифологии. А Витя с первого класса учился в хорошей московской школе, где наряду с прочим детям давали неплохие представления об  общей мировой культуре и как раз незадолго до  поездки проходили культуру Индии.  Милые старички на улицах Ситжеса сразу забылись, Витя переключился в магазине на знакомую тематику. Бегал от экспоната к экспонату, узнавал и оживленно комментировал. Работник магазина, в котором угадывался индиец, обратив внимание на интерес ребенка, подошел, улыбнулся и на испанском языке предложил помощь. Витя поблагодарил и тоже на испанском объяснил, что помощь не нужна, но эта статуэтка Рамы очень необычна.  Вот Вишну  и Шива здесь такие, какими их изображают. А это, наверное, Парвати?  Ее он видит   впервые, хотя знает… и так далее.  Короче, они пошли по магазину, и Витя очень неплохо вел экскурсию. К тому моменту рядом дефилировали уже три работника магазина, весь наличный персонал. Когда один из них, попытавшись встрять в Витин монолог, затруднился в испанском и продолжил свою мысль на английском, Витя незамедлительно "врубился" и тоже перескочил на английский, который знал на уровне испанского – ну, не лыком шиты!

Представьте себе радостное изумление  индийцев, узнавших, что в далекой Испании люди знакомы с их  родной культурой. Поинтересовались, откуда здесь этот малолетний эрудит и полиглот. И очень удивились, узнав, что он россиянин. Загадочная эта страна – Россия! 


***
Рассуждения мальчика на пятом году жизни:
– Молодой человек – это состарившийся ребенок.
 

***
Мальчик семи лет:
–  Мама, как ты оценишь фразу "Честное слово нечестного мужчины"?


***
Мальчик десяти лет:
– Человек приходит в сознательное состояние, когда осознает мир вокруг себя, а начинает сознавать свою отдельность, когда осознает себя частью этого мира.


***
Мальчик двенадцати лет:
– Люди, у которых нет будущего, живут прошлым.


Рецензии