Боюсь

Марат Авазович Аваз-Нурзеф
Когда живёшь в условиях полной свободы: один, на пенсии, никуда спешить не надо, никому ничего не должен, никто не висит над душой, любое дело можно отложить на завтра, – тогда ко сну ночному можно устраиваться хоть в 9 вечера, хоть в 8, а то и раньше. Ну, "раньше" – это зимой, когда в 18 за окном темно, а в 19 кажется, что уже ночь.

Но сейчас – весна, почти середина марта. Миндаль уже отцвёл. Скоро то же произойдёт с урюком. Слива – вся в кипени. Настаёт пора черешни и вишни. Помню слова отца в моём далёком детстве: «Как яблоня зацветёт – так можно ночью спать на открытом воздухе. Лучше – под айваном. Чтобы нежданный дождь не погнал домой…». Не из торопливых она, яблоня. Да и климат давно уже не тот: и с цветением яблонь во дворе, даже если он есть, не поспишь. Еще холодно. Не только в Ташкенте, где давно живу в разных многоэтажных "курятниках", но и в родном Карши.

Уж не помню такого, чтобы заснул и проспал до утра. Во сколько ни ложись, часа четыре сна непрерывного, не больше. А потом лежишь, думаешь, ворочаешься. Пока опять не задремлешь. В ночном времяпровождении лишь и чувствую свои годы. Пока…

На днях, в перерыве ночного сна, обнаружил в планшете фото, посланное сыном. Его полуторагодовалая дочурка, моя внученька, наше сокровище бесценное. На её верхней губе – тёмное пятно. И ни слова в объяснение.
Сразу же написал сообщение в расчёте на долженствующие истечь 5-6 часов.

– Доброе утро! Что у ней на губе? Упала, что ли?!!! Йодом помазали? Долго плакала бедненькая... Спокойно стоит...

Сын поспать любит и умеет. Так и не дождавшись, чтобы он хотя бы увидел мою тревогу (может посмотреть моё сообщение, прореагировать позже, или же и вовсе не утруждать себя, не удостоить ответом, – такая нынче молодёжь!), написал невестке.

– Акмаль пока не отвечает! Как Миночка?!

И она не смотрит…

Минут через 20 вышел на связь сын. Но прежде, чем привести наш диалог, скажу, что нынешние молодые люди больше половины своего времени бодрствования проводят, уткнувшись в свои девайсы: звонят, отвечают, разговаривают, болтают, играют, читают и посылают сообщения, пишут комментарии в социальных сетях.
Впрочем, сказать "пишут" – преувеличение громадное. Нет! Восклицания, одно-два стандартных слова (супер, круто, хило, ух ты, пипец и т.д.), а также смайлы, стикеры, готовые картинки и короткие GIF-сюжеты, взятые из Сети, – вот и весь их арсенал. На большее они не идут. А многие и неспособны. Если же замахиваются на 5-6 слов, то такое их "творчество" в 95-ти случаях из ста требует редакторской правки. Ну, хотя бы проставления знаков препинания. Можно сомневаться иногда, даже будучи вполне грамотным, ставить запятую или нет. Но большей части молодёжи такие сомнения просто-напросто неведомы: её запятые напрочь не интересуют. Более того, даже точек в конце предложения не ставят! И новое предложение начинают со строчной буквы!..

В недавней моей статье «О полумарафоне, его Положении, рулевых и участниках-ветеранах» (http://www.proza.ru/2019/03/11/1458) была ссылка на мой объемный комментарий к публикации  на Фейсбуке об этом мероприятии от сообщества бегунов Tashkent Runners. В эту ветку обсуждений свои "три копейки" добавила и некая Камика. Привожу эту "звонкую монету", как есть.
Камика: Добрый вечер. 5 км дистанция тоже вознаграждается денежными призами
Marat Avaz-Nurzef: Камика! Если вопрос, то надо ставить соответствующий знак. Если утверждение – точку в конце. А так – ставьте во фразе запятую по своему желанию (и разумению): "НАГРАЖДАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕЙ НЕЛЬЗЯ ТОЛЬКО АПЛОДИСМЕНТЫ".
Камика: Marat Avaz-Nurzef извините, кому надо меня поймёт. И вопрос я задала не вам, можете мимо пройти моего комментария. [Тут она все-таки расщедрилась на кое-какие запятые!]
Marat Avaz-Nurzef: На сей раз прошел было мимо, молча. Через два часа подумал: «Не обижай девушку игнорированием». Тем более что теперь-то вы, Камика, ко мне обратились. Посему вот вам последнее адьё: «Хотите на всю оставшуюся жизнь остаться такой, какая вы есть? Нет, не внешне, а в "багаже" и "ручной клади"? – Ваше дело! Имеете ли вы на то право перед самой собой? – Ну, и эту задачу решайте без меня. А я умываю руки. Прощайте!..».

Да, в таких ситуациях, чтобы не отвечать, пусть и коротко и грубо, но доходчиво, приходится и штиль высокий применять, и туману нагонять, и намёки делать. Хорошо, когда дано. Нет, не хвала себе. Уж как есть!..

Ещё один комичный случай.
В прошлом году сын как-то написал: «Заеду». Время было полуденное, и потому я переспросил: «Один? Или с кем-то?». Сын ответил: «Не один я буду».
Когда раздался звонок в дверь, и я открыл, то сразу удивился: «Ты один?! А с кем собирался приехать?! Я тут спешно стал порядок наводить!..»
Теперь удивился сын: «А почему вы решили, что я приеду с кем-то?».
Я показал ему его сообщение. Он размышлял в недоумении не меньше минуты. И вдруг сообразил: «А-а! После "Не" запятая должна была быть!». Я: «Вот вы, молодёжь, где-то ленитесь, где-то не знаете, всегда спешите. А в результате получаются разночтения, недоразумения, ошибки. Как в данном случае – из-за одной запятой! Хотя бы вместо "не" написал бы "нет" – и то было бы понятно…».

Сын все-таки успел немного поучиться в советской школе. От которой у него есть кое-какие знания грамматики, а также умение излагать свои мысли на бумаге, когда требуется. Я ему не раз говорил: «Будешь строчить сообщения, как все, забудешь, как правильно». Нет, не слушается. Не понимает…
А его полуторагодовалая дочурка, наше сокровище, которая пока выговаривает только три слова (мама, папа, деда), так она берет эйпловский отцов смартфон, зажимает его между ручками и большими пальчиками быстро-быстро выстукивает по экрану. Видела, как папа шпарит сообщения! Подражает!..
Боюсь, что она в три года распознает клавиатуру, научится находить картинки, играть во всякие нажималки-догонялки-стрелялки, дальше – интернет, соцсети, смайлики, ролики, а грамматика, чтение старых – грамотных! – книг (деда же имеет библиотеку!), словарный запас – так и останутся побоку…

Итак, минут через 20 сын вышел на связь (его сообщения и последующую переписку с невесткой буду редактировать только при крайней необходимости).
– Привет, не, это я ей намазал (в оригинале после "не" опять нет запятой и в конце фразы точка не проставлена).
– Ох, слава Аллаху, Христу, Шиве, Будде и прочим!!! – вздохнул я с облегчением. – Шоколад?
– Гитлер)
– Шоколадом помазал?
– Фломастер
– Коль Гитлер, тогда уж надо было челку на лоб, и добиться, чтобы руку правую вытянула перед собой...
– Или Чарли Чаплин
– Вот это дело другое! А то Гитлер! Не нужен нам Гитлер! Хотя у Чаплина ус шире.
– Смыли ус? Легко смылось? – продолжил я.
– Да, легко
– Хорошо.
– Потом купалась ещё
– Я так и подумал. Ведь в воскресный вечер – у Миночки ванные процедуры…

Где-то через полчаса, видимо, проводив мужа на работу, на связь вышла невестка. У ней такая же манера, как у всех молодых: пускать сообщения одно за одним, короткими фразами, нередко деля одну мысль на два сообщения (отчего она может стать и непонятной, или принять другой смысл, отличный от назначенного).

– С добрым дедушка!) [С тех пор, как нашему сокровищу перевалило за годик, её мама в своих сообщениях называет меня как бы от имени внучки].
Как вы?
Это Акмаль подшутил над Аминой))
У моей мамы была такая же реакция)))
Такие же вопросы
– Ага. Акмаль подшутил над малышкой. И надо мной. Отцом и дедушкой. А ты – над мамой и бабушкой. Получим инфаркт – выйдут вам такие шуточки боком...

Невестушка ответила смайликом стыда и смущения…

13 марта 2019 г.