Клевета ядовитая. Заметки адвоката. Лермонтову-2

Ольга Николаевна Шарко
Начало эссе - http://www.proza.ru/2019/03/11/1346
Предыдущая часть - http://www.proza.ru/2019/03/11/1346


Часть 2.  ТОЛЬКО  ФАКТЫ


История возникновения авторства М.Ю. Лермонтова – по имеющимся в лермонтоведении фактам – такова.

1. Самым-сАмым первым, выдавшим это восьмистишие за «лермонтовское» – был П.И. Бартенев: пушкинист; основатель, издатель и редактор журнала «Русский архив». Весной 1873 года в письме к П.А. Ефремову, известному и авторитетному издателю сочинений Лермонтова, Бартенев приводит это стихотворение с предварительной пометкой: «Стихи Лермонтова, списанные с подлинника».  И это произошло – …спустя 32 года после убийства великого поэта.

2. Следующий факт связан также с именем П.И. Бартенева: в 1877 году – теперь уже в письме к писателю Н.В. Путяте – на отдельном листе он вновь приводит стихотворение о «немытой России», но уже в другой редакции, поясняя: «Списано с подлинника руки Лермонтова».

3.  Впервые опубликовано  это стихотворение в журнале «Русская старина» в 1887 году, – то есть спустя 46 лет после убийства Поэта! – историком русской литературы профессором П.А. Висковатовым (1842–1905), получившим известность вследствие изучения и публикации биографии М.Ю. Лермонтова, в связи с чем его мнение в лермонтоведении считается весьма авторитетным... Но на каких прямых или хотя бы косвенно-доказательных источниках основывал публикацию стихотворения «Прощай, немытая Россия» под именем Михаила Юрьевича Лермонтова П.А. Висковатов?.. Увы, читатель должен был поверить Висковатову «нА слово», – что, как видим, фактически и произошло. Примечательно также, что никто и никогда при жизни профессора, – как я понимаю, – даже и не пытался это выяснить на уровне литературных публикаций, поскольку никаких объяснений с его стороны в печати не существует.


Но прежде, чем продолжить тему, – давайте всё-таки определимся и проясним ситуацию сразу, перечислив непреложные и упрямые факты абсолютно  полного отсутствия – каких бы то ни было – доказательств авторства Михаила Юрьевича Лермонтова:

•  Автографа этого стихотворения, то есть текста, написанного рукой Лермонтова (ни в черновом, ни в чистовом варианте) – в природе не существует: его никто – никогда – не только не читал, не держал в руках, но и в глаза не видел (к письмам П.И. Бартенева, упоминающего некий «подлинник» мы ещё вернёмся).

•  Списков этого стихотворения, то есть текстов, переписанных руками почитателей поэтического таланта М.Ю. Лермонтова, как это было, например, с «непозволительным» стихотворением «Смерть поэта» в 1837 году, – не существует тоже.

•  Никаких набросков у Лермонтова, хотя бы отдалённо! свидетельствующих о намерении написать что-либо о «немытой России» – нет. Более того, из личных писем, дошедших до наших дней, видно, что Поэт никакого зла, никакой обиды ни на царя, ни на отечество – не держал, а лишь верой и правдой служил, проявив себя как отважный офицер в боевой обстановке, и до последнего надеялся на прощение царя и скорое возвращение в Санкт-Петербург.

•  Этого стихотворения нет и в книге, подаренной М.Ю. Лермонтову писателем и другом Владимиром Фёдоровичем Одоевским 13 апреля 1841 года, куда вошли самые последние двенадцать стихотворений и два наброска, – а единственно возможным периодом создания стихотворения, как это определено В.А. Захаровым в «Летописи жизни и творчества М.Ю. Лермонтова», значится именно вторая половина апреля 1841 года.

•  И, наконец, никто и никогда не рассказывал, – (а воспоминаний современников о Лермонтове чрезвычайно много!) – и даже вскользь не упоминал о том, что М.Ю. Лермонтов написал или хотел!?. написать стихотворение про «немытую Россию». Стихотворения нет ни в воспоминаниях современников, ни в прессе, ни в архивах жандармерии. Оно – никаким образом не дало о себе знать, когда  должно было объявиться с неизбежностью,  если бы оно существовало как вышедшее из-под пера М. Лермонтова: имеется в виду период после смерти царя Николая I в 1855 году, наложившего в своё время табу на имя Лермонтова: именно в этот период было написано и сказано о Лермонтове – всё, что о нём знали современники, – пусть даже и далеко не «из первых рук»…

То есть, как говорится, вот – совершенно ничего – на ровном месте! И даже более того: нет ни одного - пусть  сомнительного! - факта, который возможно было бы использовать для  - пусть эфемерного - утверждения, что это восьмистишие принадлежит перу Лермонтова!.. И, тем не менее, стихотворение вот уже 127 лет – (на сегодняшний день от первой публикации 1887 года) – прочно занимает не своё место в сокровищнице лермонтовского поэтического наследия. Думается, что давно пришла пора удалить этот фальсификат из собраний сочинений великого Поэта и снять с Него тяжёлую ношу «главного поэтического чернителя» России, каковым Михаил Лермонтов никогда не был:

…И влез нахально подлый стих
в сокровищницу строф,
и  лжёт… – а он на это лих!

Но есть на свете Бог:

коль доказательств нет – не сметь
Поэта в грязь макать!

…Он мог бы раньше умереть,
чем Родину продать!

(О.Н.Ш.)




Продолжение - http://www.proza.ru/2019/03/14/1154
Часть  3.  ПОЧЕМУ  НЕЛЬЗЯ  ВЕРИТЬ  П.И. БАРТЕНЕВУ         


© Copyright: Ольга Николаевна Шарко, 2014
Свидетельство о публикации №114100809665(на сайте "Стихи.ру")