А как это, быть комсомольцем?

Степан Исаев
“Каково быть комсомольцем?” – такой вопрос я задал своим родственникам. Слышал разные ответы, что неудивительно,  ведь и люди тоже разные. Попробуем разобраться, зачем вступали в ВЛКСМ и с какой целью.

Моя бабушка,  17 лет отработавшая воспитателем в детском саде, отмечает, что в ВЛКСМ не было ничего плохого за исключением излишней политизированности, среди плюсов она отмечала, во-первых, что существование подобных организаций способствовало объединению молодого поколения, то есть коммунистический союз молодёжи способствовал интеграции людей, ещё зачастую неопределившихся со своей судьбой; во-вторых, моя бабушка обратила моё внимание на тот факт, что молодёжь объединяется не только в одну общую организацию, но в организацию  с определённой тематикой, поэтому, помимо интеграции, подрастающее поколение проводило время в общении с единомышленниками, а, значит, ВЛКСМ выполнял ещё и коммуникационную роль. Что касается личных впечатлений бабушки, то она говорила, что ей всё нравилось: участвовать в различных мероприятиях, чувствовать себя единым-целым с советской молодёжью, восхищаться отвагой молодых людей, отправившихся осваивать целину. Можно сделать вывод, что отношение к ВЛКСМ было у моей бабушки в значительной степени положительным.

Моя мама, социальный работник и библиотекарь художественной литературы, в тот момент, когда мы обсуждали  ВЛКСМ, несколько не согласилась с моей бабушкой. Мама отметила, что, во-первых, членство в комсомоле было не столько почётным, сколько необходимым для получения высшего образования; во-вторых, комсомол являлся прекрасным местом для самореализации, в первую очередь, карьеристов, но не простых молодых людей, которые просто хотят наслаждаться текущим мгновением. К тому же, во время маминой молодости, уже не было такого количества различного рода мероприятий. Ещё моя мама отмечала тот факт, что авторитет партии в глазах молодёжи сильно упал, в особенности из-за демократизации общества, стало доступно гораздо больше информации. Упал авторитет партии, а, значит, и космомола. Ведь для членства в КПСС необходимо было быть сначала и членом ВЛКСМ.
 
С чем связано такое различие оценок? Пожалуй, дело не только во вкусах, но и в том, что моя бабушка и мама жили в разные периоды. Молодость бабушки выпало на время Никиты Сергеевича Хрущёва и Леонида Ильича Брежнева, а мамина молодость проходила в период “перестройки”  Михаила Сергеевича Горбачёва.

Что касается меня, то, держа в руках маленькую книжечку красного цвета, ценой в 20 копеек, с названием “Организационно-уставные вопросы комсомольской работы”, я ловлю себя на мысли, что ВЛКСМ на тот момент времени в рамках строительства социализма была необходимой молодёжной организацией. Но стоит отметить и тот факт, что молодые люди и не имели особого выбора: вступать ли в комсомол или нет.
Если ты учишься на “удовлетворительно”, то твои шансы вступить в коммунистический союз молодёжи крайне низки, чего уж говорить о высшем образовании, которое можно было получить, как отмечала моя мама, только при условии членства в ВЛКСМ.

Но куда мог быть направлен вектор молодёжного развития, если бы не было Всесоюзного Ленинского коммунистического совета молодёжи. Вне всякого сомнения, мы другое поколение. Мы гораздо свободнее в своём выборе, но далеко не всегда мы используем свою свободу выгодно. Свобода может трактоваться по-разному: от возможности делать то, что хочешь до возможности делать то, что не мешает остальным. Не всегда разумно мы тратим время, не всегда ведём себя благоразумно. Пусть и не коммунистической направленности, но молодёжные организации необходимы для того, чтобы задавать вектор развития молодёжи, дабы молодые люди не сбивались в своём жизненном пути.