Альтернатива клеточной теории

Гульмира Жамантикова
Очень часто можно услышать слова «генетическая информация», «генетический код», но мало кто задумывается: «А что такое генотип? Наследственная информация? А где она хранится, где записана? В каком виде? На каком языке? Понимаем ли мы структуру и логику этого языка? Способны ли мы понять смысл этой информации?»

Многие довольствуются объяснением, данным в школе, что наследственная информация записана в ДНК – длинной молекуле, которая хранится в ядре клетки и при делении клетки копируется. Мало кто поставил под сомнение это простое и наглядное материалистическое объяснение, да и саму клеточную теорию, согласно которой наши тела состоят из клеток, а материя – из атомов, как дома построены из кирпичиков.

Между тем такое наивное объяснение выглядит очень нелепо и противоречиво. И оно совершенно не раскрывает механизма и смысла эволюции.

Если мысленным взглядом охватить весь процесс эволюции в целом, а не только развитие отдельного организма или вида, то станет очевидно, что наследственная информация не локализована в клетке или даже в теле организма. Она представляет собой нечто гораздо большее, чем сгусток органической молекулы. Это структура самой системы, сформированная в процессе своего развития. Это явленный нам в ощущениях алгоритм самоорганизации жизни, в котором каждый живой организм, каждая подсистема является носителем и исполнителем некой функции.

Это очень трудно – отказаться от всего того, что нам с детства вбивали в головы как научно доказанную истину. Но если абсолютно непредвзято посмотреть на развитие жизни, то всё становится слишком очевидно. Наш организм как был одной единой клеткой, так ею и остался. Он не разделился на множество разных клеток, а просто усложнил свою внутреннюю структуру в процессе развития и взаимодействия с окружающим миром. И это усложнение, естественно, имеет свой предел, обусловленный структурой внешнего мира. И вместе они образуют одно целое – единство онтогенеза и филогенеза.

И с точки зрения такого подхода информация не «хранится» в ядре, не делится и никуда не передается. Наследственная информация – это и есть живой процесс взаимодействия, энергообмена и взаимной адаптации, в результате которого формируются материальные структуры: организмы, виды, экосистемы, астрономические и химические структуры.

Приведу пример из социального уровня самоорганизации. Когда человек начинает какое-то дело, он привлекает помощников, единомышленников, друзей, т.е. формирует команду. Как организатор он, конечно, планирует и как-то представляет результат, учитывая изначальные цели и зная участников своей команды. Но дело в том, что команда – это уже нечто большее, чем просто сумма участников, и вместе они способны на то, чего никогда не смогли бы поодиночке. Их совместная деятельность – это уже новый уровень самоорганизации, на котором возникают какие-то принципиально новые явления и решения, проявляются эффекты, о которых мы даже предположить не могли.

Ни один человек, ни один самый мощный компьютер не в состоянии просчитать все последствия и предсказать появление чего-то принципиально нового – того, чего еще никогда не было. Никаких вычислительных мощностей для этого не хватит. Мы можем лишь начать действовать согласно природному алгоритму самоорганизации, но то, что начнет происходить – всегда выше наших ожиданий. Это всегда сюрприз, чудо!

Когда человек стремится всё точно рассчитать и знать наперед результат, он не способен выйти за пределы достигнутого уровня понимания мира. Когда он заранее ожидает получить задуманное (или наоборот - боится предполагаемого будущего), то это представление всегда ограничено его предыдущим опытом. И он начинает бороться за осуществление своей воображаемой цели, при этом упуская те огромные возможности, которые дает существующая реальность. И вся жизнь превращается в борьбу идей.

Вот почему я настаиваю на том, что не надо гнаться за поиском совершенных форм в будущем, а надо сосредоточиться на адаптации существующих в данный момент организмов друг к другу, на создании гармоничных экосистем в НАСТОЯЩЕМ. Для этого надо быть наблюдательным, чутким, открытым к миру. И тогда человек начинает замечать очень много полезных признаков и взаимосвязей. Причем, полезных не только для себя, но и для системы в целом.

Если вы когда-нибудь интересовались созданием пермакульурных садов, то могли заметить, что полезность растений, животных и иных организмов, живых и неживых систем, оценивается не только по одному признаку – например, пищевой ценности, а по множеству самых разных свойств и функций. Например, растение может не давать съедобные плоды, но быть полезным для почвы сидератом, азотфиксатором, или полезным для пчел медоносом, или служить опорой для вьющихся растений, давать тень, быть домом для птиц и насекомых и т.д. Может одновременно выполнять множество полезных функций. Такой подход и способствует максимальному раскрытию возможностей экосистемы. И человек играет в этом очень важную роль.

В первую очередь, человек способен увидеть, обнаружить полезный для системы признак. Тем самым он на тончайшем информационном уровне уже связывает внутренний признак с его внешней функцией. И уже на этом этапе он создает условия для закрепления этого признака в системе. Эти смыслы наполняют содержанием его сознание, в первую очередь, создают ПОНИМАНИЕ того, что необходимо сделать для улучшения системы. А уже сознание направляет его чувства и действия, задает вектор его развитию, его общественному поведению, влияет на его настроение и мироощущение. И когда он начинает жить сообразно с этим целостным сознанием, начинает происходить чудо! Жизнь начинает преобразовываться на всех уровнях, и прежде всего – в нем самом и вокруг него.