Кто он - настоящий русский мужчина? - 7

Кузьмена-Яновская
             Предыдущая:  http://www.proza.ru/2019/03/06/233

- Душа болит - почему мы такие? Ну почему мы такие?! Я абсолютно русский человек, мои дети абсолютно русские мальчики... - На программе "Белая студия" телеканала "Культура" 3 марта в беседе с Дарьей Златопольской восклицал актёр Алексей Серебряков.

А и правда, почему мы такие? И какие "такие" вообще?
Быть может, чтобы понять глубинный смысл этого туманного высказывания, нужно внимательнее присмотреться к личности его автора - уж коли он сам добровольно так подставился, позволив тем самым рассматривать всю его подноготную, словно таракана
под лупой... Тем более, что он как бы считается многими типично русским мужиком, благодаря сыгранным им ролям.

Вышеназванная передача, построенная в форме интервью, была посвящена презентации выходящего на экраны фильма режиссёра Сергея Ливнева "Ван Гоги", где актёр
Серебряков сыграл одну из главных ролей.
Когда он рассуждал о своей работе, об актёрской профессии вообще, о ролях и
фильмах, в которых снимался, о режиссёрах, с которыми работал, то его интересно
было слушать. Чувствовалось, что человек понимал, о чём говорил, что много думал
об этом, и высказываемые мысли принадлежат именно ему, хотя, может, и совпадают
с режиссёрскими. И когда рассказывал о себе, о своей семье - то же самое
впечатление.
Но что касается всего остального, то произносилось нечто невразумительное, невнятно сформулированное: "Почему мы такие? И откуда эта нелепость?"

Да и формат передачи как будто бы тому способствовал... Две фигурки, словно вырезанные из журнала картинки, каплей клея прикреплённые на равнодушно-белый
картон; подвешенные без всякой опоры они выглядели какими-то ненастоящими, бутафорскими, что не очень способствовало доверительной открытости диалога.
Миловиднаяя молодая женщина с подкаченными губами старательно выстраивала интеллектуальную беседу, задавая обтекаемо умные вопросы, на которые отвечал
человек, болтающийся вместе со стулом на белом фоне, как-то беспомощно
ссутулившийся в неудобной позе на неудобной сиденье... После бултыхания в воздухе, крупным планом давались поочередно лица участников диалога.

Ведущая, откровенно красуясь, задавала заранее подготовленные вопросы, на которые приглашённый актёр давал заранее отрепетированные ответы, старательно разыгрывая
свою задумчивость, где надо, или скупую усмешку на якобы неожиданный, заставший врасплох вопрос. Довольно безликое интервью.
Хотя...это не так уж и важно, что спрашивалось и как отвечалось. Ведь если хочешь понять человека, куда важнее уловить не то, о чём он говорит, а то, о чём он умалчивает. Здесь главное - видеть глаза.

Нет, Алексей Валерьевич не прятал взгляд, смотрел прямо и, казалось бы, открыто.
Но в глазах его ничего не просматривалось. И дело даже не в очках. Просто он сам
по себе внутренне наглухо закрытый. На его лице ничего не читается. Это вовсе не
значит, что он плохой актёр. Нет, актёр, судя по всему, он хороший, но...человек -непроницаемый.
Бывают актёры с говорящими глазами; им не обязательно произносить какой-либо текст, вместо слов всё говорят глаза. Сейчас таких немного, раньше было больше. И первым
на ум приходит Олег Янковский. Недаром режиссёры очень любили снимать крупным
планом его глаза, в которых помимо проницательного ума высвечивалась целая гамма чувств. В его глазах просматривалась его душа. Ему не требовалось что-то играть,
человек жил в образе. Наверное это не каждому дано. Да и надо ли? В теперешнее
время особенно... Жить в таких ролях - после которых и жить-то уже не очень-то
и захочется.

Современный актёр другой: он закрыт. Спрятан, как под колпаком. Душа его не прощупывается, не просматривается, она запрятана очень глубоко. Довольно характерное явление для русского человека нынешнего времени. Да, он защитник, каким был во все времена. Защитник во всех смыслах этого слова. И прежде всего за щитом спрятан он сам. Его щит - тот образ, которому, по мнению окружающих "режиссёров", он должен непременно соответствовать. Ему долго внушали и внушили окончательно, какой образ
от него требуется, и, уверовав в то, что он именно такой и есть, послушно напялил
на себя этот образ-щит: мол, настоящий русский мужик должен быть агрессивен, бескомпромиссен, твёрд; он - бесчувственный, несгибаемый победитель-завоеватель, грубый, бесцеремонный, гиперсексуальный. Усвоив, что он должен быть именно таким, душу свою, которая совсем не соответствует навязываемому образу, ему пришлось
запрятать глубоко, как прячет черепаха в надежный твёрдый
панцирь свою нежную, уязвимую сущность. Какая доброта, какая сердечность, какая любовь? Мужик должен быть крутым, богатым, наглым самцом - требует напяленный
образ-щит. Душу пришлось спрятать, а в ней спрятан и тот вековой инстинкт
защитника, готового всегда встать на защиту любимых, родных, близких, слабых и
всего, что дорого и свято. Душа-то ведь русская. Русский дух, накопленный вековой историей и культурой нашего народа не позволяет быть другим.

Глядя в глаза актёра Серебрякова, несмотря на все его противоречивые высказывания, приходит понимание, что что он не тот человек, представленный его многочислеными ролями. Он в душе мягкий, ранимый, добрый человек, преданно любящий свою семью
и готовый пахать ради жены и детей дни напролёт. Разумеется, он испугался, что
может остаться без работы в России после всех его предательских высказываний.
И конечно же, он тоже защитник, как и все русские мужчины, потому что готов жизнь отдать ради безопасности и благополучия своей семьи. Вот и увёз их в Канаду, полагая, что там им жить будет лучше.
Но если он останется без работы, то как же тогда им жить? Эта "нелепость" грозит превратиться в жизненную катастрофу. Как человек ответственный за свою семью, он
не может такого даже в мыслях допустить. Тем более, что жизнь в Канаде у русских
людей не такой уж и мёд, как может показаться издалека. В интернете много можно прочесть правдивых историй. В том числе и на прозе.ру: http://www.proza.ru/2019/02/25/2061

- Почему мы такие?! Ну почему мы такие?! И страдания эти, и раздражения от этого, иногда злость - и на себя, и на то, что тебя окружает...

Сразу после скандала из-за его необдуманных русофобских высказываний Серебряков
пытался всё объяснить, что, дескать, понятия не имеет, кто и зачем выдернул из
общего контекста отдельные фразы его выступления трехмесячной давности перед
студентами Лондонской школы экономики.
Из какого такого контекста он, однако, ни разу нигде не пояснил...
Никто не отрицает, что нередко, преследуя свои неприглядные цели, некоторые
любители цитат вырывают отдельные фразы из контекстов, как, например, это было проделано с высказыванием Отто фон Бисмарка, которому наши "доброжелательные
друзья" любят приписывать сей афоризм: "Договоры с русскими не стоят той бумаги,
на которой написаны"... Тогда как на самом деле немецким канцлером было сказано следующее:
"Не надейтесь, что, единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут -
не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие.
Они не стоят той бумаги, на которой написаны. С русскими стоит играть честно, или вообще не играть".
Есть разница между высказыванием в целом и фразой, вырванной из контекста? Смысл,
как можно убедиться, приобретает прямо противоположное значение. И история знает
таких примеров немало.

Но в случае с цитатами Серебрякова "вырывания" из контекства, полностью
изменяющего смысл сказанного, в общем-то, не наблюдается. Или, может быть,
он полагает, что СМИ должны были опубликовать полностью его полуторачасовое выступление в Лондоне, где в самом начале он говорит, что глупости хватает везде -
и на Западе и в России, что у него двое приёмных детей, что он активно занимался благотворительностью (спонсировал фонд, помогающий детям в детдомах) после
принятия так называемого "закона Димы Яковлева", который он назвал "законом
мерзавцев и негодяев"; что больше любит сниматься в России, очень любит свою
родину и желает, чтобы жить в ней было лучше.
Но после этих благостных речей Алексей Валерьевич недвусмысленно высказал свою так называемую "гражданскую позицию", которая в СМИ была приведена практически
дословно.     http://www.proza.ru/2019/02/25/2129
О каком таком оторванном контексте речь идёт, непонятно. Да и сам актёр этот вопрос никак не прояснил и не прокомментировал.
Конечно же, он лукавит, что не видит никакого предательства в своих действиях и
словах. Может, и не видит, но в душе наверняка чувствует. Иначе бы не искал так старательно оправдания самому себе.

В своём интервью kp.ru Серебряков высказал предположение, что вся причина нападок
на него со стороны соотечественников якобы из-за того, что семья его живёт в Канаде.
Да, многие россияне, осудившие артиста за его антироссийские высказывания, ставили
ему в упрёк, что эмиграция в другую страну не даёт оснований оскорблять народ
русский и клеветать на свою страну. Если ты семью вывез из России, то это не значит, что теперь можно подставлять свою родину под удар.
Серебряков пытался оправдаться, что если "предателем" называть каждого россиянина, живущего и работающего за границей, то, "предателей" окажется слишком много.

- Что касается патриотизма и предательства, ответьте мне: русские врачи, которые
лечат детей в Африке, они - предатели родины или нет? У нас миллионов шесть
россиян живут и работают за границей. Не слишком ли много получается "предателей"?

Ничего не скажешь, умеет человек стрелки переводить. Кто-то разве упрекает шесть миллионов россиян, живущих и работающих за рубежом? Кажется, и самого Алексея
никто не упрекал ни в чём, пока он не проезжался своей предательской "гражданской позицией" по России и россиянам.
Что ужасного в том, что люди уезжают жить и работать в другие страны? После
падения железного занавеса теперь и перед россиянами открыт весь мир. Люди уезжают, возвращаются, снова уезжают... Так было всегда. До революции за границей жили и работали многие, в том числе и великие деятели культуры. Но при этом они оставались русскими, даже если и не очень того хотели.

"Наши соотечественники во множестве едут за границу; там они воспитывают детей и прилагают все старания, чтобы заставить их забыть русский язык. Есть такие, которые живут здесь подолгу, например Тургенев. Он мне напрямик заявил, что не хочет больше быть русским, что хотел бы забыть, что он русский, что он себя считает немцем и гордится этим. Я его с этим поздравил и расстался с ним..." (из заграничного письма Ф.М.Достоевского к Яновскому в 1867 году).

"Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя
верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"
(И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе, 1882 год)

            Продолжение: http://www.proza.ru/2019/03/18/864