Теплохладность хуже неверия

Иван Валерьев
"Знаю твои дела, ты носишь имя, будто ты жив, но ты мертв"
 (Откр. 3:1).


Наверное, православный читатель, не раз слышал о таком понятии как выгорание священников? Есть еще и другое явление в духовной жизни - теплохладность христиан. Она приходит незаметно и завладевает всей душой христианина так прочно, что часто и до смерти. Вот и получается - живет такой человек, ходит в храм, исповедуется и причащается, но мертв и холоден душой к Богу и вере. Он только одним этим и отличается от неверующих, что в храм ходит, а по жизни он с ними прочно идет в ногу. Думаете, наверное - "Ну, это не про меня"? - напрасно. Давайте заглянем в свою душу попристальней. Перестанем сдавать священнику еженедельный отчет о проделанных грехах, а лучше признаемся себе, что особо и не сожалеем о согрешениях-то. Что душа наша огрубела, одубела и засохла, как Евангельская смоковница. Что она не плачет пред Богом на молитве и не просит Его об исцелении своем и помиловании. Что не видит час своей, возможно, близкой кончины и поэтому не беспокоится об исправлении. Возникает вопрос, а есть ли признаки мертвости души? Да, есть. Их нужно выявлять и  с ними нужно бороться до победного конца.


Признаки дехристианизации души

1. Сленг. Церковные люди часто сами того не замечая скатываются на мирской сленг, а то и на блатной жаргон.

2. Внешность. Христиан, даже и священников, почти невозможно сегодня отличить от язычников по их манере одеваться и стричься.

3. Интересы. Сегодня у православных столько интересов, что они погружены в них с головой! Назовем лишь некоторые: музыка, кино, фотография, живопись, архитектура, танцы, театр, бои без правил, автомобили, вышивание, плетение, футбол, деньги, бизнес и т.д.

Что в этом плохого?

1. Когда мирские люди, язычники, слышат от церковного человека такие слова как: "Блин" - оплошность, "Чупсы" - дети, "Халява" - бесплатно и другие, то они не воспринимают христианина как носителя высокой Истины, но как лицемера, ходящего в храм и в то же время проводящего греховную жизнь. "Горе тому, кто соблазнит одного из малых сих" - предупреждает Господь. И еще: " От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься", Мф. 12:37.

"Если слово доброе, назидательное, то оно оправдает нас, а если худое, гнилое, то осудит". Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Дневник. Том I. 1856.
2. Мне в храме довольно часто приходилось видеть мужчин  христиан  абсолютно лысых. Это у них такая прическа в стиле "бандитская рожа". Другие мужчины христиане выстригают на голове какие-то непонятные магические полосы и квадраты. Нет, конечно, волосы сами по себе не спасают, но ведь есть же и внутренняя потребность быть целомудренным во всем и в прическе тоже. Христианки одеваются нескромно и вызывающе. Приходилось наблюдать такую сцену. Закончилась служба и притвор наполнился женщинами, стоящими в разных позах и стягивающими с себя юбки и платки. А что, разве христианство заканчивается храмом? Времена катакомб, что ли настали? Чего вы стыдитесь исповедовать целомудрие? Боитесь упасть в глазах язычников? Какие же мы тогда христиане? Господь нам говорит: "... не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне", Мф. 10:28.

"Придерживаясь той мысли, наилучшие, будто бы души угасают с телами, не грешите безбоязненно, как не ожидающие себе наказания, но отступитесь от этой мысли, научившись у Судии той истине, что души и бессмертны, и будут наказаны. Ибо сказано: не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити, — вот самое неоспоримое свидетельство о бессмертии души! — убойтесь же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне. Это самое нелживое доказательство и воскресения, и мучения! Ибо определение Создателя надлежит признать более сильным, чем всякое доказательство.
Преп. Исидор Пелусиот. Письма. Книга I.

3. "Кто любит мир, в том нет любви Отчей" - предупреждает нас апостол Иоанн. У нас же столько привязанностей к миру, что только от одной мысли о смерти ноги сами подкашиваются, комок горло душит и мы, почти, теряем сознание. Но правильно ли это? Нет, не правильно. Святые ждали смерти, чтобы поскорее быть со Христом. Святой апостол Павел писал: "Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше", Фил. 1:23. Почему же, то, что для апостола было лучше, теперь для нас стало хуже? Может от суеты, привязанности к миру и неправильной жизни все это?

"Любовь к миру и любовь к Богу не могут вместе пребывать в одном и том же человеке. Ибо любовь к миру является враждой к Богу. Посему опять он же говорит: «Не любите мира, ни яже в мире». Что же это – такое: «яже (что) от мира», если ни погоня за деньгами, от которой нет никакой пользы душе, плотские вожделения, высокомнение, земные желания? Все это не только не – от Бога, но и отделяет от Него тех, которые имеют в душе эти (страсти), и умерщвляет душу, побежденную ими, и хоронит ее в золотом и серебряном кургане; что настолько хуже простой могилы, в которой мы обыкновенно хороним наш прах, насколько она, соответствуя нашим мертвым телам, запечатывает исходящий от них смрад и делает так, что он совершенно не чувствуется; золотой же и серебряный песок, насколько бы это пришло в голову богатых, употребляемый сверх того, делает умершего еще более смрадным, так чтобы вплоть до неба и небесных Ангелов и Самого Бога Небесного доходил смрад и отталкивал, проистекающие с неба, милости Божия и благосклонность Его к усопшему". Свят. Григорий Палама. Омилия 49. В день памяти святого апостола и евангелиста и Христу весьма возлюбленного Иоанна Богослова.

Что же нам теперь грешным делать-то? Мы же ведь не Павлы и Иоанны, чтобы ненавидеть этот греховный мир? А, может, это просто в нас говорят наши лень и безразличие к бесценному дару веры во Христа? Ведь в начале-то нашего воцерковления такого не было. Значит, и причина кроется внутри нас и с этой причиной нужно бороться.

"Мы часто думаем о себе, что мы благочестивы и составляем живые члены Церкви, а на самом деле мы – мертвы; грех, как бы неведомо для нас самих, живет в нас и разрушает постепенно жизнь нашей души и тела. Весьма часто, начавши хорошо духовную, богоугодную жизнь, мы потом расслабеваем и, таким образом, не доканчиваем своего дела. Будь верен, сказано, до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2:10). Чтобы не расслабевать в делах добродетели, надобно непременно испытывать свою веру, како приял еси и слышал, соблюдать принятое и – каяться в том, что оставил, – словом, надобно бдеть над собою: над своим умом, волею и сердцем. В противном случае домохозяин придет к нам как тать и строго взыщет с нас за то, что мы не делали заповеданных им дел". Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Дневник. Том I. 1856.