Мне, оказывается, стыдно

Елена Вариошкина
Дело движется к весне! Здесь хочется вставить птичек и солнышко)) Но не буду поддаваться романтике. Весна для меня цветёт обращениями людей, которые не справляются с тревожностью, условно называя свои неприятные состояния депрессией. К сожалению большинство современных людей часто затрудняется отличить одну эмоцию от другой, соответственно не понимает своих состояний.
Хочу рассказать об одном из вариантов возникновения стойкой тревожности, которая, кстати, при определенных условиях, вполне потянет и на депрессию в будущем. Хотя они и отличаются друг от друга, симптомы депрессии и тревожности нередко частично совпадают и сосуществуют.

В большинстве случаев, пытаясь дойти до первопричины стойкой и длительной тревожности, легко обнаруживается «побег». От чего же бегут эти люди? Очень часто вытесняется чувство вины, и бывает трудно определить перед кем же эта вина. А может и не вина, это вовсе, а стыд. Несоответствие представлениям о самом себе, где я ответственный и положительный (в чьём понимании?) и реальности, в которой я ничего не успеваю и вообще я «плохой».

Казалось бы, что проще? Нашёл косяк, признал вину, пошёл исправил и нет тревоги. И тут обнаруживается многократно повторяющееся сопротивление.  Например: вина перед мамой, мало навещаю её, не выслушиваю, не обнимаю и так далее. Надо же, как быстро обнаружилась причина… Да нет же, я не хочу к ней идти, и не хочу выслушивать вечные поучения, не хочу этого обращения со мной, как с нашкодившей маленькой девочкой. И в этом я виновата, что не хочу.

Итак стыд? Мне, оказывается, стыдно, что я не соответствую своим представлениям о себе. Я не маленькая девочка. Я взрослая женщина, дважды замужем и скоро буду бабушкой. И когда мамы нет рядом, то я и есть такая: меня уважают, со мной считаются. Я не знаю, как сопротивляться маминым убеждениям по поводу меня. И о, ужас! Я обнаруживаю, что маленькая девочка – это я. До сих пор. Не хочу туда смотреть и не буду.

Мне страшно, что другие обнаружат этот обман. Муж и без этого часто не воспринимает меня всерьёз. Дети не слушаются. А год назад я взяла глупейший кредит, и вся семья страдает из-за него. Я не имею права быть такой глупой. Я буду доказывать и докажу, что другого выхода не было. «Не сметь так со мной разговаривать». «Ты превратила моё детство в сущий кошмар». «Я отдала тебе свою молодость».

Сопротивление по каждому пункту усиливает тревогу. Быть принятой или быть собой? Избегание стыда запускает механизм отрицания. Пример с мамой, конечно, не единственный и не обязательно типичный (про маму) пример. Здесь он не так уж и хитро спрятан. Были ситуации продолжительной тревоги, ближайший повод которой находился в страхе развода, прекращения отношений. Из него вырастала ощутимая вина перед детьми за то, что подвела, оставит без отца. 

Применение простого алгоритма «Нашёл косяк, признал вину, пошёл исправил и нет тревоги»? Выяснилось, что на самом деле, прекратить отношения нужно было очень давно. Более того, когда-то выбор был сделан вопреки мнению близких, да и собственному вкусу. Она не любила этого человека. Но выбор был сделан. И годами доказывался самой себе, как правильный. Неизбежный.

Исправить вину в данном случае казалось невозможным, и выяснилось, что вина связана изначально с выбором отца детям. «Виновата, что у них недостойный отец». И мама здесь изначально «нехорошая». Быть несчастной, брошенной женщиной с двумя детьми, оказалось значительно легче, чем полной дурой, наперекор родителям и своим представлениям о себе,  выбравшей в спутники жизни недостойного человека. Итого в остатке: стыд.

И в том и другом случае избегание стыда защищалось повышенной активностью в повседневной жизни. «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?». И чем больше было взято на себя ненужных обязательств, помощи родственникам, заботы о подругах, сверхурочной работы, тем больше росла тревога. Внеплановый отпуск принёс не облегчение, а пустоту, апатию и отчаяние. Страх, стыд, вина. «Всё смешалось в доме Облонских».

Подобные замкнутые круги стыда, маскирующегося под другие чувства, могут длиться всю жизнь. Учитывая наше повальное неумение понимать свои состояния, люди кружат и кружат в этих лабиринтах. Вероятно, у всех нас есть неразрешенные, а тем самым раз за разом активирующиеся замкнутые круги, порождённые стыдом неадекватности. Сверху видно только тревогу. Довести себя недолго и до депрессии. Простейшее объяснение  - стресс, усталость, загнанность. Которые по сути являются защитным поведением от боли стыда.

А реальный выход – осознать, размыслить, проанализировать. Ну и по цепочке – признать, принять, прожить.