Чичиков Порошенко

Олег Букач
Гениальный  Гоголь  явил миру едва ли не самый отвратительный персонаж если не мировой, то, по крайней мере,  русской литературы. Павел Иванович Чичиков способен НА ВСЁ.
Если…
Если будут соблюдены два обязательных условия. Он точно должен быть уверен, что избежит наказания за содеянное. И это должно быть ему выгодно. Пусть даже на копейку. И вот тогда он способен на предательство, на лжесвидетельство, на подлог, воровство, на циничную ложь и на любые манипуляции с людьми.
Говорить о гениальности Гоголя – общее место. Но вот то, что Великий – Провидец, стало особенно  очевидным именно сейчас. Только оглянитесь вокруг, и вы увидите, сколько же чичиковых нынче бродит  «по нашей земле и вокруг».
Нынешний президент Украины, звезда которого неминуемо движется к закату, - один из них.
«Темно и скромно происхождение нашего героя». Именно этой фразой Гоголь начинает в самом конце поэмы своей повествование о том, что же сделало Чичикова тем, кем он стал.
«Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно…»
Вот и Пётр Алексеевич увидел свет в маленьком городке Болград вблизи Одессы. И в строгости обоих отцы содержали. И в материальной скромности. Правда, отца Павла Ивановича не судили, в отличие от Порошенко-старшего, по нескольким статьям одновременно.
Обоим отцы завещали «беречь копеечку»: «… эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ и приятель тебя надует и в беде первый  тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был».
И оба стали «приращивать копейку» буквально с младых ногтей: задатки бизнесменов отмечали у них однокашники. Только Пал Иваныч торговал булками, снегирями, вылепленными из воска, и дрессированными мышами, а Пётр Алексеевич, быстренько окончив институт и отслужив в армии, сразу же основал свой «сладкий бизнес», со временем разросшийся до размеров «Рошен».
Только вот женился Пётр Алексеевич, в отличие от своего литературного двойника,  достаточно рано, в восемнадцать лет, тогда как Павел Иванович долго «выбирал и присматривался», чтобы не продешевить.
Пётр Алексеевич не продешевил сразу – выбрал жену перспективную, которая и кормила его первое время, пока продолжалась учёба и свой бизнес становился на ноги.
И карьера у обоих несколько раз обрывалась. И всё начинать сначала нужно было обоим.
Пал Иваныч, потерпев неудачи в чиновничьей карьере и на таможне, опять приступал к созданию своего благополучия.
Что же Пётр Алексеевич? А Пётр Алексеевич и в партию Кучмы вступал, и в партию Ющенко, и свою  основывал, но с неизменным упорством продолжал строить и строить собственную «вавилонскую башню», веря в то, что уж её-то Господь точно не разрушит.
Но звёздным часом, «апофигеем»,  у Павла Иваныча стала авантюра с мёртвыми душами.  У Петра же Алексеевича, бесспорно, -  с  президентством.  И  тоже авантюра. И оба так глубоко, каждый в своей, погрязли, что уж, кажется, рады были бы и на попятную…
Или, может быть, так только казалось тем, кто в это время видел дела их неправедные?.. Нет, всё же, оба отступать не собирались.
Только вспомните, как вдохновенно врали оба!
Один – о своих херсонских поместьях, куда «покупает крестьян на вывод».  Другой  же о том, как хочет он мира в Донбассе и какую огромную зарплату станет платить своим военным, огнём и мечом этот мир там устанавливающим.
Только жертвы, что Павел Иванович приносил своему благополучию, были много скромнее тех, на которые отважился Пётр Алексеевич. Если у Павла Ивановича за спиной были многие и многие обманутые, то у Петра Алексеевича – и обманутые, и ограбленные, и убиенные.
Финал украинского президента тоже предсказан бессмертным Гоголем.
Как известно, его Чичиков бежит  неведомо куда, стараясь в очередной раз уйти от заслуженной кары. Догадываетесь, дорогой читатель, как поступит Пётр Алексеевич, как только проиграет выборы?
И нет в финале шедевра Гоголя заслуженного возмездия антигерою. Очень бы хотелось, чтобы в случае с Порошенко  Судьба внесла свои коррективы.
Хотя могут коррективы эти и быть совсем неожиданными…  Кто, собственно, сказал, что Пётр Алексеевич непременно  проиграет?  Искусством манипулировать, подтасовывать, изворачиваться и лгать он овладел в совершенстве. В этом смысле Чичиков – его меньшой брат, которого Пётр Алексеевич ой как многому бы ещё смог научить!
Ведь неисповедимы не только Господни пути…

… говорили, что Гоголь умирал очень трудно, в невероятных физических страданиях, которые причиной своею имели страдания нравственные. И что это было? Извечная  расплата  за гениальность? Или, всё же, страдал Великий, приняв на себя ответственность за то, что породил в своём сознании истинную химеру, которой почти через двести лет суждено было обрести плоть и кровь на милой его сердцу Украине?..
Но всё равно финал гоголевского шедевра не безнадежен. Пишет он о гордой  Руси-тройке (Великая Русь, Русь Малая и Белая), которая, вопреки всем и всему, несётся вперёд, «… и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

12.03.2019