Питер Брейгель Старший и его произведения. Часть1

Койфман Валерий
Питер Брейгель Старший и его произведения.

Таинственна жизнь и судьба Питера Брейгеля. Миллионы людей восхищаются его шедеврами, их сюжетами и композициями, мастерством, с которым выписаны самые мелкие детали, игрой тени и света.
Сегодня рассказ пойдет о двух картинах Брейгеля, написанных им подряд в 1559-1560 г.г., картины, которые объединяются не только пространственно-композиционным построением, но, прежде всего, своим зрелищно-игровым характером - это "БИТВА КАРНАВАЛА С ПОСТОМ" И "ДЕТСКИЕ ИГРЫ".

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
В средневековых Франции и Нидерландах центральным эпизодом последнего дня карнавала («mardi gras» - «жирный вторник») была веселая битва между Масленицей и Великим Постом. Знаменитая картина Брейгеля Старшего на эту тему – истинная фольклорная энциклопедия масленичных гуляний с драгоценными деталями.
Композицию характеризует высокая точка зрения и перспективное построение по «сценическому» принципу. Многочисленные группы участников празднества равномерно рассыпаны по плоскости картины.
Площадь фламандского городка и улицы, тесно застроенные домами, кишат маленькими пестрыми фигурками. Засилье маскоподобных физиономий отвечает карнавальному мироощущению: бурлящая безликая масса поглощает отдельную личность.
На переднем плане тучный король карнавала, или просто Карнавал, вступает в сражение с тощей бесполой фигурой – олицетворением Поста.
«Герольд» с трехцветным флажком подает сигнал к сближению противников. Похожий на мясника Карнавал, румяный здоровяк с лоснящейся от жира рожей, вооружен вертелом-«копьем».
На острие нанизаны свиная голова, жареная домашняя птица, ветчина. Копченая свиная голова – ритуальное масленичное блюдо; в «обжорные» дни закалывали специально выращенную свинью. Карнавал оседлал винную бочку, водруженную на салазки и спереди украшенную свежим окороком, прибитым ножом. Возле бочки Карнавала разбросаны игральные карты (намек на азартные игры, излюбленные в то время), разбитые яйца, употреблявшиеся при изготовлении пищи, свиные кости – отбросы «жирной кухни».
В свите приспешников Карнавала под оглушительный шум пиршественных и кухонных «инструментов» шествуют ряженые в фантастических костюмах и масках. Паяц-фокусник в разноцветном колпаке, с большой сумкой на боку толкает бочку, манипулируя кубками и «волшебной палочкой».
Если под эгидой Карнавала (левая, «греховная» сторона картины, где царят чревоугодие и распущенность нравов) опиваются хмельным зельем, объедаются мясной и жирной пищей, самозабвенно танцуют, увлекаются азартными играми, предаются любовным радостям (целующаяся пара в окне гостиницы), разыгрывают озорные балаганные пьесы, а на калек никто не обращает внимания (на их плащах нашиты лисьи хвосты – символ Братства нищих), ...то со стороны Поста в правой части картины царит совсем иное – «великопостное» настроение. Все пронизано благочестивым духом строгого воздержания и покаяния. Здесь истово соблюдают обычаи постных дней: пьют воду (из колодца), торгуют рыбой, т.е. довольствуются самым скудным рационом, что означает умерщвление плоти и умеренность (рыбные блюда, салат, круглые лепешки). Здесь охотно подают милостыню нищим слепцам и убогим. Из храма выходят монахи и прихожане со своими стульями и табуретками (службы поста были долгими, а бедняки не имели в церкви собственных скамей); некоторые несут освященные ветви.
На стороне Карнавала основные здания – постоялые дворы с трактирами, а на стороне Поста доминирует церковь.
Изможденный и унылый Пост, увенчанный пчелиным ульем (напоминание о чистой пище небесного происхождения – меде постных дней; улей - символ умеренности, прилежания и верности христианской церкви), выезжает на шутовской турнир с деревянной лопатой пекаря вместо копья. На лопате лежат две селедки – главное блюдо «пепельной среды» (первый день Великого Поста) в Нидерландах.
«Колесницу» Поста – платформу на колесиках – тащат монах и монашка, чахлые, бледные, хмурые. «Император рыбоедов» восседает на церковном стуле, на котором повешены четки из луковиц: лук – один из видов еды во время поста. На платформе разложены «деликатесы» постного времени: корзина с сушеными фигами, крендели, сухие лепешки. Перевернутая пустая корзина намекает на голодание. В эскорте Поста резвятся дети с трещетками-«молоточками» и корзинами для сбора пожертвований, наполненными кренделями; пономарь несет в ведерке святую воду страстной недели.
У Поста и детей на лбу начертаны крестики: в «пепельную среду» после мессы священники рисовали золой кресты на лбу прихожан. В свете обрядности «пепельной среды» с важным значением в ней пепла эта фигура приобретает особый смысл. «Трубочист» - традиционная карнавальная маска.
Охваченные неудержимым весельем, люди находятся в непрерывном движении, но за праздничной пестротой чувствуется мудрая философская ирония художника.
Жизнь кажется ему и суетой и мощным источником свободной, поистине природной энергии, причем оба эти начала органически сосуществуют.

Обратимся к другому известному произведению, написанному Брейгелем в этом же, 1559, году. Полотно «ИГРЫ ДЕТЕЙ» (1560, ВЕНА, МУЗЕЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВ) изображает бесконеч¬ную улицу. По сторонам ее стоят дома, выстроенные из камня.
Вся улица и берег реки заполнены увлеченными игрой детьми. Какие только забавы не показал художник! Дети скачут на палочке или верхом на своих товарищах, играют в салки, развлекаются обручами и волчками, пускают мыльные пузыри, сражаются на палках, ходят на ходулях, играют в дочки-матери и магазин.
Исследователи, изучавшие картину, определили, что Брейгель показал практически все игры, извест¬ные европейским детям той эпохи.
Многие из них, вероятно, были знакомы ему с детства. На картине изображены не только обычные игры, но и такие забавы, в которых дети под¬ражают взрослым (игра в свадьбу, магазин и т. п.).
Художник с симпатией изображает детей, предающихся играм со взрослой серьезностью. Удивительно, но на лицах играющих нет улыбок.
Подобно взрослым в «Битве Масленицы и Поста», они веселятся слишком сосредоточенно и невесело. Вероятно, привыкнув видеть вокруг себя страдания людей, виселицы, костры, в которых горели инакомыслящие, Брейгель не мог писать настоящее, искреннее веселье. В своих произведениях он отражал мир именно таким, каким он был в ту эпоху.