О туризме в Крыму и в Мире. Очерк

Юрий Юровский
             Как сообщил недавно глава комитета крымского парламента по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексей Черняк, на данный момент, с учетом существующей транспортной логистики на полуострове, максимальное количество туристов, которое может принять Крым, составляет приблизительно 5 500 000 - 6 100 000 человек.

             Много это или мало? А это как посмотреть… Для начала я приведу отрывок из своего очерка «О Крыме без фантазий» http://www.proza.ru/avtor/201039.
Когда-то, Крым называли Всесоюзной здравницей. Собственно таковым он и являлся. Давно нет Союза и, увы, нет здравницы. Что же на самом деле произошло? Увы, донельзя банально.

             Интенсивная застройка Южной части побережья большей частью незаконная привела к изменению микроклимата. А микроклимат в Большой Ялте (сама Ялта плюс Гурзуф, Симеиз, Алупка, Кореиз и другие поселки) был уникальным. Главную его особенность представлял воздух. Морской воздух, приносимый бризами, смешивался с хвойным запахом крымских сосен, фитонцидами различных субтропических растений и имел целебные свойства.

           Как климатический курорт, Ялта намного превосходила Швейцарские альпийские курорты в лечении туберкулеза. Еще до революции лечилась здесь практически вся Русская творческая интеллигенция: писатели, поэты, художники. Сразу назову некоторых: Васильев, Надсон, Леся Украинка, Чехов и многие другие. Отдыхала и подолгу жила здесь русская знать. Сам царь, великие князья, Воронцовы, Юсуповы и прочие. В наследство от них Большая Ялта получила дворцовые комплексы, являющиеся шедеврами архитектуры и роскошные парковые ансамбли. Все они органично вписываются в ландшафт и не нарушают циркуляцию приземных воздушных потоков.

            Современная многоэтажная застройка безликими, а чаще просто уродливыми зданиями, резко расширила старые границы города. Она изменила микроклимат, приземную циркуляцию воздуха. Разумеется в худшую сторону. Вместо естественной растительности и эфироносов теперь огромные площади занимают асфальт и бетон. Потоки автотранспорта с пробками отравляют атмосферу своими выхлопами. В Ялте появился смог. Все! Приехали! Человеческая жадность и глупость уничтожили редкий природный феномен. Искусственно создать его невозможно, так же, как например, морскую воду. Да можно растворить в ванной морскую соль, довести соленость до 35 промилле, но это будет не морская вода. В ней не будет хватать растворенных газов, органики, ряда нестойких компонентов. Это будет лишь жалкая имитация природной морской воды.

            Когда в семидесятые годы смог впервые появился в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско, профессор Калифорнийского университета Нейбергер мрачно предрек: «В конце концов, удушливый туман, пропитанный дымом и копотью окутает всю землю и цивилизация исчезнет…». Между тем, местные власти с маниакальным упорством призывают к расширению курортных сферы,  строительству новых отелей, сквозь пальцы смотрят на массовую, зачастую незаконную застройку современных нуворишей. Куда расширять? Рекреационная емкость (о которой они понятия не имеют) дано исчерпана.

             Так в 1989 году академик В.И. Беляев элементарно доказал, что в пик курортного сезона Большая Ялта может обеспечить пляжным отдыхом только на 37% от общего числа рекреантов. Кроме того, Ялте постоянно не хватает пресной воды. А качество пресной и морской воды оценивается как в начале 20 века. Тем, кто управляет курортами и туризмом в Крыму должны быть известны эти две монографии: 1)- Беляев В.И., Худошина М.Ю. Основы логико-информационного моделирования сложных геосистем. Киев: Наукова думка, 1989.160 с. 2)- Коллективная монография «Моделирование геохимических процессов в морском прибрежном экотоне. Под редакцией В.И. Беляева и Е.Е Совга. Киев: Наукова думка, 1993. 240 с.]. Надеюсь, управленцы   люди грамотные и не чураются науки.

             Разумеется, мы не можем игнорировать очевидные факты, рассуждая о курортной сфере. Так в одной из публикаций интернета В.А. Квартальнов пишет следующее: «Туризм сегодня - это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию. В настоящее время каждое 7-е рабочее место в мире приходится на туристский бизнес. По прогнозам ВТО, к 2020 г. количество международных туристских прибытий составит 1,6 млрд., то есть в 3 раза превысит показатели 2000 г. Ежедневные расходы туристов, исключая авиаперевозки, вырастут до 5 млрд. долл. в день». Впечатляет?
Никто не спорит, что Мировой туризм развивается  динамично. В 2017 году количество глобальных туристов составило 1,3 миллиарда человек, при чем половина из них пришлась на страны Европы. Аналитики отмечают, что более 2/3 международных туристов отправляются всего в 20 стран и это создает «кризис переутомления» мировых курортов от такого наплыва туристов.
Обратим внимание на термин «КРИЗИС ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ». Что из этого кризиса следует?

ЕВРОПА.
1.С Нового 2019 года администрация Музеев Ватикана собирается ввести лимит на число посетителей.

2. В хорватском Дубровнике городские власти ввели лимит на количество туристов, посещающих Старый город. В ближайшие два года их число не должно превышать четырех тысяч в день.

3. Венеция. В целях регулирования туристических потоков в городе будут установлены турникеты. Ожидается, что в случае превышения, установленного мэрией числа туристов в том или ином районе, туда смогут попасть только местные жители. Данные меры вводятся с целью недопуска большого скопления людей в одном месте. Добавим, что в городе полностью запрещено движение автотранспорта и даже велосипедов.

4. Амстердам. Власти Амстердама решил действовать по своим рецептам. Проблемы все теже, – шумные вечеринки студентов, вытеснение местных жителей из центра с повышением цен на аренду – городские власти поднимают туристический налог до 10€. И еще до того, как путешественники кинутся обвинять их в жлобстве, сами заявляют, что им не нужны туристы, которые оставляют в городе меньше 50€ за ночь. С новым налогом большинство хостелов будет вынуждено закрыться, а запрет на строительство отелей в центре перераспределит турпотоки. Так что теперь вместо гудящего центра в каждом районе города будет свой мальчишник.
 
5. Барселона. С прошлого года власти города заморозили лицензии для всех новых гостиниц, а популярный сервис по сдаче жилья Airbnb оштрафовали на 30 тысяч евро. Также мэрией предлагается ввести новый туристический налог и ограничить количество посетителей Барселоны. Радикалы пишут на стенах домов: Туристы go houm!

               Пожалуй, в Барселоне ненависть к туристам проявляется наиболее ярко. Жители  вообще считают туризм одной из основных проблем города наряду с бедностью, безработицей и с загруженным транспортом. Как пишут в Интернете: По всей Барселоне граффити на стенах просят туристов убраться домой, люди выходят с транспарантами: «Если это туристический сезон, то почему на них нельзя охотиться?», а левые группировки врываются в экскурсионные автобусы и режут шины прокатных велосипедов...

6. Аналогичная ситуация сложилась на курортных островах Испании. По итогам летнего туристического сезона 2018 г жители некоторых городов просто взвыли от переизбытка путешественников. Так, в конце августа на стенах зданий  Майорки появились гневные надписи "Туристы, уезжайте домой" и "Туристы, вы террористы!".
 
7. Ибица. Популярнейший курорт изо всех сил пытается справиться с нашествием туристов. Что важно, об этом говорят уже не только местные жители, но и сами власти. Начальник отдела туризма Винсент Торрес признал, что туристы потребляют слишком много воды на засушливом острове. Сейчас органы власти решают, как достучаться до отдыхающих и заставить их экономить воду. Чтобы хоть как-то сдержать туристический поток, с 1 июля на Ибице, как и на других Балеарских островах (Майорка и Менорка), был введён туристический налог (около 2 евро в день в зависимости от звёздности гостиницы). В отношении пресной воды: не правда ли похоже на Крым?

8. Греция. Власти Греции ввели ограничение на прибытие туристов в Санторини по воде. Так, в 2015 году остров Санторини посетило 790 тыс. человек, что оказалось много для живописного порта.

9. Россия
Приведу часть текста из интернета (Лента Ру 24.09. 2016) не комментируя:

         //Российские туристы не могут попасть в музей-заповедник «Царское село» в городе Пушкине из-за наплыва китайских групп. Об этом во вторник, 24 сентября, сообщила статс-секретарь, заместитель министра культуры Алла Манилова во время защиты концепции развития музея. Ее слова передает «Интерфакс».

«Интерес к музею будет только расти, а значит, надо вводить регуляторы. Не должны наши граждане, которые приезжают со всей страны, мириться. Люди начинают воспринимать это как норму жизни», — высказалась Манилова и добавила, что размер музея не позволяет увеличить нагрузку.

В связи с этим Министерство культуры поручило департаменту музеев и музею-заповеднику урегулировать ситуацию с туристическим потоком иностранцев. Статс-секретарь предложила разработать систему, при которой для них будут выделены определенные дни посещения. По ее мнению, это позволит российским гражданам посещать Екатерининский дворец.//

АЗИЯ
1.В конце мая 2018 г. власти Таиланда закрыли для туристов острова Кхай Нок, Кхай Нуй и Кхай Най, расположенные у восточного берега Пхукета, чтобы защитить экосистему.

2. Филиппины на полгода закрывают популярный остров Боракай, чтобы обновить инфраструктуру и провести «экологическую реабилитацию».
3. Бутан, принято решение строго регулировать посещение, чтобы сохранить нетронутый ландшафт и уникальную культуру страны. Королевство на краю Гималаев проводит политику: «высокие ценности и низкое влияние туризма». В результате число туристов ограничено, а большинство посетителей вынуждены платить огромные 245$ в день за визы и сборы за привилегию увидеть Бутан.
4. Индия. Для всех желающих посетить знаменитый Тадж-Махал в индийской Агре в этом году было введено ограничение, позволяющее наслаждаться красотой и в видеозаписи.

 АМЕРИКА.
1.Перу в 2005 году уже пытались ограничить поток желающих попасть в древний город инков Мачу-Пикчу, но туристы просачивались по автомобильным дорогам. Сейчас, чтобы подняться по пешей тропе, надо забронировать разрешение. Лимит на посещения - не более 2500 человек в день.

2.США. Американцы попытались оценить отношение к туристам по уровню враждебности местного населения по отношению к посетителям. Результаты опросов показали, что Арлингтон (штат Техас), был наименее привлекательным местом для туристов в США. По степени грубости Нью-Йорк стал вторым наименее доброжелательным к туристам городом, Лас-Вегас занял третье место (опубликовано econet.ru)

                Такой вот невеселый перечень. Далеко, далеко не полный. А как же быть с «Кризисом переутомления» в Крыму? Как быть с уничтожением природных объектов? Здесь пока упиваются цифрами туристов – а их около шести миллионов. То есть, по три туриста на каждого крымчанина. Но туристы не едут в степной Крым. Они стараются находиться ближе к морю в приморских городах и поселках. Там соотношение местных жителей и приезжих в пик сезона примерно 1:10.

             Да, местные жители зарабатывают на сдаче своих квартир и заявляют, что этого худо-бедно хватает на межсезонье. Ведь работы в курортных городах как правило нет. Однако, эти же люди ничего не делают для привлекательности и качестве курортных услуг. Сервис южнобережных курортов по отзывам отдыхающих находится на крайне низком уровне. В соотношении цена – качество отдыха, Крым серьезно проигрывает Турции и Египту. Хотя и опережает их в санаторно –лечебном.  Допустим сервисное обеспечение - забота турфирм. А кто позаботится о местных жителях? 

           На мой взгляд, власти прилагают недостаточно усилий для улучшения уровня жизни в городах Крыма. И тут не грешно воспользоваться опытом самого крупного и густонаселенного российского мегаполиса Москвы. В городе постоянно расширяют сеть пешеходных улиц, организуют массовый и удобный прокат велосипедов, с выделением полосы движения в дорожной  разметки. Устраиваются огромные недорогие паркинги при въезде в город уже на границе МКАД и одновременно вводят людоедские тарифы на парковку в центре города. В перспективе введение в широкое пользование электромобилей.

             С вводом в строй моста через Керченский пролив, ожидается, что число рекреантов значительно возрастет. Возрастет и количество автомашин, при том, что Крымские водители уже сейчас приходится стоять в пробках. Естественно, целебный воздух полуострова от этого не улучшается.

         Также не улучшается уровень жизни населения. Почему поток туристов во всем мире растет быстрее, чем доходы населения и муниципалитетов (налоги, курортные сборы),  растут медленнее? Сошлемся для примера на суперпопулярный Таиланд. «70% всех денег, потраченных туристами в Таиланде, в конечном счёте идут в карман международным компаниям — авиакомпаниям, гостиницам, импортёрам напитков и продуктов питания, а не местным предприятиям» (данные международных наблюдателей при ООН).

              Подобная ситуация начинает складываться и в некоторых крупных городах России. Так в Санкт-Перебург в последнее время хлынул поток туристов из Китая. При этом они останавливаются в купленных китайцами гостиницах, питаются в китайских ресторанах. И почти что 90% сувениров северной столицы изготовлено в Китае. Полагаю это очень серьезно, с какой бы позиции не смотреть.

         Хотим ли мы подобной ситуации в Крыму? Если нет, то пора срочно думать о цивилизованном решении всех волнующих нас проблем. На западе решения об ограничении доступа туристов принимают местные власти по инициативе местных жителей. Причина очевидна - «Кризис переутомления». В том числе, вызванный и тем,  что путешественники ведут себя абсолютно беспардонно. Ну и местная власть должна помнить, что постоянные жители, а вовсе не приезжие их электорат. Последствия необдуманной местной политике давно известны и сформулированы следующим образом (данные из Интернета):

• Затраты на инфраструктуру: часто местные органы власти выделяют средства на развитие аэропортов, дорог и пр. в ущерб другим сферам, более важным для населения. 
• Скачок цен: увеличение числа туристов часто вызывает рост цен, что негативно отражается на местных жителях, чей доход не увеличивается пропорционально.
• Экономическая зависимость от туризма (чрезмерная зависимость от туризма влечёт за собой значительные риски). Так, например, стихийные бедствия или просто изменение структуры туризма может оказать разрушительное воздействие на местную экономику и оставить большое число жителей без работы.

          Если подытожить сказанное, то надо пристально посмотреть на состояние курортно - рекреационной сферы Крыма. С позиции приезжих это должен быть современный сервис, комфорт при отсутствии скученности. Необходимо строгое соблюдение санитарных норм и правил на пляжах, кемпингах, автостоянках, обязательная ночная тишина.

 С точки зрения местных жителей – элементарно приемлемые условия жизни и работы. И вовсе не следует доводить их до отчаяния, как жителей Барселоны.