из под откоса 7

Петр Кондратьев
№7 декабрь 1991    из-под откоса
Газета Санкт-Петербургского Путейского института императора Александра им. В.Н. Образцова и орденов Ленина, Октябрьской революции и Андрея Первозванного: ПУПСа, ПИПСа, СПИТа и
Железнодорожной ОбщеПутейской Академии

А мы-то вовсе и не накрылись!
Сказать в оправдание долго молчания весной нечего. Не без чувства глубокого удовлетворения отмечаем, что и мы своей «вывеской» в какой-то мере накаркали переименование города, ровно как и радует, что на «шапке» «Нашего(?) пути» пролетарии более не совокупляются.

ЗАГАДКИ ИСТОРИИ
Сталинизму оплеуху
Мы уже отвесили
И теперь встречаем рынок
Танцами и песнями!
Но история – потемки,
В ней одни загадки
Все хотят чтобы на рынок
Путь был тоже кратким.
Крутова Я.Г.

VIDAL SASSOON WASH &GO!
Брать с собою в дущ 2 флакона? Нет! Это не для меня! Я просто мою волосы и иду!
ОБЩЕПИТ ОПАСЕН!
Единый блок талонов и длинные очереди? Это –не для меня! «Абонемент на питание» - я просто ем и иду!

ХЛЕБНЫЕ КОТЛЕТЫ – ЭТО ЧИСТЫЙ И АБСОЛЮТНО БЕЗВРЕДНЫЙ ДЛЯ ОРГАНИЗМА ПОДУКТ! ПРИЯТНОГО АППЕТИТА, ЕСЛИ НЕ СОЧТЕТЕ ЗА ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО!


ЕСЛИ КОРОТКО
По мнению видного американского экономиста Леонтьева на пути в полной конвертируемости у национальной валюты ЛИИЖТа осталась одна чисто формальная преграда – не желающие давать сдачу с него даже копейками кассиры столовых института, а ведь за время того, что Горбачев еще  до сих пор имеет наглостью называть перестройкой курс талона на питание поднялся относительно рубля в 6 раз!  Так что аппетиту студентов приходится оставаться кратному 2+50. Профокм не обладает, к сожалению, возможности ввести талоны более мелкими банкнотами. Кстати, праздничный обед на столетии института стоил тоже 2=50.

В САНКТ ПЕТЕРЬУРГСКОМ ОРДЕНА И ИМЕНИ ЛЕНИНА МЕТРОПОЛИТЕНЕ
В свете нового времени целый ряд переименований:
Бывшая Пионерская – Скаутская
Горьковская –Нижегородская
Фрунзенская – Бишкекская
Пл.Ал.Невского – пл. Псов рыцарей
Политехническая –Техуниверситетская
Вопрос с новым названием для Комсомольской остается открытым.

Из БМП сообщили, что теплоход «Владимир Ульянов» переименован в «Святой Владимир Ульянов».

КОНСЕНСУС достигнут между демократами и коммунистами по поводу названия улицы в центре города – теперь она Гороховая улица Дзержинского.

КИНОСТУДИЯ ЛЕНФИЛЬМ приступила к съемкам нового детектива «похитители хлеба».

На территории оставшейся от СССР после выхода из ее состава государств Балтии, Молдовы, Федеративной Республики Грузия, Азербайджана, Армении, республик Средней Азии, Беларуси, России и Украины вводится новая валюта – обеспеченная всем смыслом содержанием речей Президента СССР. ОДНА ГОРБАЧЕВКА

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ ДЕПУТАТОВ
Я хочу вам задать компромиссный вопрос.
Народ доверил нам такие должностя.

IBC Задает вопрос:
- Господин Горбачев, почему Вы на своем партийном коньке сидите задом наперед, повернувшись влево, а едете вправо?
- Такой гибкости требует современная политическая ситуация...

В ОБХСС:
- Петров, у вас дача?
- А что в этом плохого?
- У вас машина?
- А разве это плохо?
- Ваша жена вся в золоте?
- А разве это плохо?
- Но вы получаете всего 150 рублей!
- Так разве это хорошо?

2 стр
ЗНАКОМСТВО С АЛЕКСАНДРОМ ГОРОДНИЦКИМ
Часть первая – выборка из концерта и интервью

И жить еще надежде
До той поры пока
Атланты небо держат
На каменных руках.
Студентам шестидесятых годов представлять этого человека излишне, но на всякий случай для значительной части наших читателей примечание: Городницкий и есть автор этой всеизвестной песни, которая выведена эпиграфом к статье, ровно как и других – Снег, Кожанные куртки, Над Канадой и др. определивших также, как и творчество Окуджавы, Высоцкого, Галича, Клячкина, Кукина, Визбора Кима лицо советской  авторской песни.

«Я никогда не приезжал и даже не думал, что смогу когда-нибудь приехать в Санкт-Петербург и это мне особенно приятно на фоне всех тревожных событий.»

Мне трудно, вернувшись назад,
С твоим населением слиться,
Отчизна моя, Ленинград,
Российских провинций столица.
Как серы твои этажи,
Как света на улицах мало!
Подобна цветенью канала
Твоя нетекучая жизнь

На Невском реклама кино,
А в Зимнем по-прежнему Винчи.
Но пылью закрыто окно
В Европу, не нужную нынче.
Десятки различных примет
Приносят тревожные вести:
Дворцы и каналы на месте,
А прежнего города нет.

Но в плеске твоих мостовых
Милы мне и слякоть, и темень,
Источник teksty-pesenok.ru
Пока на гранитах твоих
Любимые чудятся тени
И тянется хрупкая нить
Вдоль времени зыбких обочин,
И теплятся белые ночи,
Которые не погасить.

И в рюмочной на Моховой
Среди алкашей утомленных
Мы выпьем за дым над Невой
Из стопок простых и граненых -
За шпилей твоих окоем,
За облик немеркнущий прошлый,
За то, что, покуда живешь ты,
И мы как-нибудь проживем.

За шпилей твоих окоем,
За облик немеркнущий прошлый,
За то, что, покуда живешь ты,
И мы как-нибудь проживем.
Около площади
Время ненастное, ветер неласковый,
хмурь ленинградская.
Площадь Сенатская, площадь Сенатская,
площадь Сенатская.
Цокали, цокали, цокали, цокали,
цокали лошади
Около, около, около, около,
около площади.

Мысли горячие, мысли отважные,
мысли преступные.
Вот она - рядом, доступная каждому
и - недоступная.
Источник teksty-pesenok.ru
Днями-неделями выйти не смели мы, -
время нас не щадит.
Вот и остались мы, вот и состарились
около площади.

Так и проходят меж пьяной беседою,
домом и службою
Судьбы пропавшие, песни неспетые,
жизни ненужные...
Цокали, цокали, цокали, цокали,
цокали лошади
Около, около, около, около,
около площади.

Друзья и враги (1968)
Наших пыльных дворов мечтатели,
Вспоминаю вас я,
По игре в футбол - неприятели,
И по партам - друзья.
Но не знаю я тем не менее,
От каких же шагов
Начинается разделение
На друзей и врагов?

Все мальчишками были близки мы -
По плечу и на "ты".
Под гранитными обелисками
Догорают цветы...
Что же ты, мое поколение,
Не сносило голов?
Опоздало ты с разделением
На друзей и врагов!

А зелененький шарик крутится,
Молодым не до сна.
А на улице вновь распутицу
Затевает весна.
Обнажают реки весенние
Рубежи берегов.
Начинается разделение
На друзей и врагов.

Те, кто тянет ладонь к перу, -
Не зовите Русь к топору:
Только в руки возьмешь топор,
Он поскачет во весь опор.

Злой воды, где шуршит шуга,
Не зови на свои луга:
Утопив твоего врага,
Не вернется река в берега.

Не зовите Русь к топору:
Пламя схватится на ветру,
Запылает отцовский дом -
Не погасишь его потом.

Не припомнят былых обид -
Кто убил и кто был убит,
А припомнит хмельной инвалид
Довоенный уютный быт.

Не зовите Русь к топору.
Этот путь не ведет к добру.
Не от этого ль топора
Помирать вам придет пора?

Вальс 1939 года

Полыхает кремлёвское золото.
Дует с Волги степной суховей.
Вячеслав наш Михайлович Молотов
Принимает берлинских друзей.
Карта мира верстается наново,
Челядь пышный готовит банкет.
Риббентроп преподносит Улановой
Хризантем необъятный букет.

И не знает закройщик из Люблина,
Что сукна не кроить ему впредь,
Источник teksty-pesenok.ru
Что семья его будет загублена,
Что в печи ему завтра гореть.
И не знают студенты из Таллина
И литовский седой садовод,
Что сгниют они волею Сталина
Посреди туруханских болот.

Пакт подписан о ненападении -
Можно вина в бокалы разлить.
Вся Европа сегодня поделена -
Завтра Азию будем делить!
Смотрят гости на Кобу с опаскою.
За стеною ликует народ.
Вождь великий сухое шампанское
За немецкого фюрера пьет.

А нам не Тани снятся и не Гали,
Не поля родные, не леса.
А в Сенегале, братцы, в Cенегале,
Я такие видел чудеса!

Ох не слАбы, братцы, ох не слАбы,
Блеск волны, мерцание весла...
Крокодилы, пальмы, баобабы,
И жена французского посла.
Крокодилы, пальмы, баобабы,
И жена французского посла.

По-французски я не понимаю,
А она - по-русски ни фига.
Как высоька грудь ее нагая!
Как нага высокая нога!
Не нужны теперь другие бабы,

Всю мне душу Африка сожгла
Крокодилы, пальмы, баобабы,
И жена французского посла.
Крокодилы, пальмы баобабы,
И жена францусзкого посла.

Дорогие братцы и сестрицы,
Что такое сделалось со мной!
Все один и тот же сон мне снится,
Широкоэкранный и цветной.
И в жару, и в стужу, и в ненастье
Все сжигает душу мне дотла.
А в нем - кровать распахнутая настежь,
А в ней - жена французского посла.
И крокодилы, пальмы, баобабы,
И жена французского посла.

ИНТЕРВЬЮ

Что послужило вам импульсом доя вступления на бардовскую стезю?
-  Импульс ов было 2. Первый, не главный, состоял в том, что в 1954 я оказался один из соавторов студенческого спектакля в Горном институте и надо было написать песни к нему. Композитор заартачился, а я был ответственным и мне не хотелось завалить спектакль и я придумал «Геодезический вальс». Это был первый опыт. В 1955 я написал песню, посвященную моему погибшему другу. Дело в том,что я 3 года работал на Памире и Тянь-Шане и впервые столкнулся с гибелью человека в горах и  написал песню «Четвертая партия», которую не пою, потому что я и в горах не работаю больше.»Снег»написан в 1957 году уже тогда, когда я работал на Крайнем Севере по окончании института. И поскольку я писал стихи, я понял 2 вещи: они никому не нужны на Крайнем Севере, где были немногословные мужские контингенты и стихи там сичтались проявлением дурной сентиментальности. А во-вторых там пели песни, которые я не слышал ни по радио, ни в концертных залах «Я помню тот Ванинский порт» , «Черные сухари».и в подражание им я стал придумывать свои собственные несложные мелодии и так начал писать уже песни.
Получается предтечей авторской песни были «блатные» песни, ведь с этого начинали Высоцкий и Окуджава, не говоря уже о Галиче?
- Нет, я хочу сказать следующее: у нас разные источники, разные стержни. Я не люблю блатных песен, я не люблю уголовный мир, я говорю о другом мире. Это были песни заключенных, страдающих людей, те же «Товарищ Сталин» - это ведт не блатные песни, это совсем другой источник. Для меня именно они послужили основой, а не песни Окуджавы, как считают некоторые.
(Тут-то я из-а неточной формулировки и сел в лужу, невольно смешав Клячкина с Розенбаумом, Визбора с Новиковым а божий дар с яичницей).
Считаете ли Вы. Что импульсом для авторской песни стало возвращение из лагерей осужденных по 58 статье. ЯВЛЯВШИХСЯ ПО СУТИ ЦВЕТОМ КУЛЬТУРЫ НАЦИИ? Сейчас та же оттепель, но нет такого потока диссидентов -  и нет всплеска в авторской песне, да и культуре вообще...
- Да нету. Окуджава в интервью «Московской правде» сказал, что авторская песня родилась на московских кухнях. Я с ним принципиально не согласен. Она не на кухнях родилась и не на кухнях умрет! Она родилась в лагерях, она родилась в тундре. Она является продолжением народной песни. Это не песня танцующего негра или американского джазмена, это -  песня, отражающая судьбу русского народа. Посмотрите: в народных русских песнях нет интонации пляшущего человека – это либо усталый пахарб, которому пот разъедает глаза, либо солдат в походе. И продолжение этих песен – песни русских заключенных.
(На концерте Городницкий рассказал как он получил письмо от ЗК, в котором те говорили, что им очень нравится песня «На материк», которую они считают своей, желали творческих успехов и под конец приписали, из-за чего его и бережет Александр Моисеевич «а если что – примем как родного»)
Не уместно ли на Ваш взгляд делить песню не на авторскую и эстрадную, а на плохую и хорошую?
- Я с Вами совершенно согласен, песни есть двух категорий: плохие и хорошие.
А кто все-таки Ваши любимые авторы-исполнители?
- Будат Окуджава и Юлий Ким. Они очень разные, но это 2 моих самых любимых автора.
Что в Вашей жизни хобби, а что работа: геология или песня?
- Не знаю. Например, я занимаюсь магнитным полем: что в нем важнее: плюс или минус?
А какая из своих песен Вам наиболее близка?
- «Перелетные ангелы». Она посвящена памяти людей, погибших на Крайнем Севере в сталинских лагерях. Я увидел в 1962 ржавые паровозы и кости, вымытые из берега при половодье. Это было на побережье Енисея в поселке Ермаково.
А как были написаны «Атланты»?
- В 1965 в океане на Крузенштерне». В мае я написал стихи и они мне не понравились, я даже хотел их выбросить, а недели через 2 начал мурлыкать какую-то мелодию и получилась эта песня.
(за большую помощь в подготовке вопросов благодарю Лени Федоринова Т-801)